Монопольно высокая и монопольно низкая цена

Под монопольно высокой ценой мы понимаем цену товара приобретаемого на рынке, которую устанавливает хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей и (или) получение дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.

Что здесь имеется в виду?

Представим себе, что у меня есть производственные мощности, которые позволяют мне выпускать 200 тысяч единиц товара в месяц. Однако продать я могу только 50 тысяч, поэтому у меня загружено только четверть моих производственных мощностей. Естественно они требуют постоянного надзора, смазки. Кроме того, я несу большие убытки, связанные с необходимостью аренды помещений. Я беру все эти убытки, и включаю в цену товара.

Был такой прецедент, когда государственное предприятие включало в цену продукции очень интересные вещи: в частности поездку всего совета директоров на Канарские острова. Сейчас так явно уже не делают. Как делают? Если мы даем своим работникам большой социальный пакет, можем мы его внести в цену продукции? Да. Выясняется, что всем работникам был выдан страховой медицинский полис такой же, как вам дают в поликлинике, а вот некоторым работникам были даны другие полисы, которые предусматривали санаторно-курортное лечение в санатории в Дубае, почему бы и нет? (Дубай – это Арабские Эмираты). Таким образом, на первый взгляд никто ничего не может сказать, вот я забочусь о своих работниках. Поэтому здесь очень много проблем, и доказать, что цена действительно является монопольно высокой довольно трудно.

Парной категорией категории монопольно высокой цены является понятие низкой цены. Монопольно низкой ценой называется цена приобретаемого товара, которую устанавливает хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке, в качестве покупателя в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, а также сюда относится цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка. Такая цена называется демпинговая.

Обратите внимание на то, что это определение лукавое, мягко говоря.

Очень часто российских производителей в США обвиняют, что они продают свои товары, например алюминий, сталь по демпинговым ценам. Но с другой стороны понятно, что это для защиты своего рынка. Они берут средне-американскую зарплату, средне-американского работника, средне-американскую компанию, которые сидят с 1969 года на государственных дотациях, и исходя из уровня налогов, из уровня налогов на недвижимость, они начисляют минимально существующую цену. И получается, что эта цена оказывается в 2 раза выше, чем цена, за которую согласны продавать российские компании алюминий американским товаропроизводителям. Они поэтому говорят: у вас цена демпинговая, потому что она убыточная, потому что у нас себестоимость в 2 раза ниже, чем ваша цена на рынке.

Поэтому можно сказать, что часто антимонопольное законодательство используется для защиты собственных товаропроизводителей. Если импортные товаропроизводители учатся работать гораздо лучше, то им говорят, что они неправильно делают. Это было бы смешно, если бы не конкретные действия, которые некоторые государства применяют по отношению к реальным компаниям. И наше государство тоже. Получается, что доминирующее положение может быть достигнуто в результате прекрасного знания рынка, новых технологий, но доказать это зачастую невозможно.

Это проблема любой демократии. Поэтому сама по себе деятельность антимонопольных органов является сложной, ибо там необходимо с одной стороны защитить собственного товаропроизводителя; с другой стороны выявить, действительно ли конкуренция является добросовестной, действительно ли является положение доминирующим и т.д.

Рассмотрим какой-нибудь рынок, допустим рынок ночных горшков. Мы увидим, что 95% рынка ночных горшков контролируется китайскими товаропроизводителями. Точнее: 90% китайскими, 5% турецкими. А оставшиеся 5% сохранилось за предприятиями, которое делает металлические ночные горшки. По большому счету если не рассматривать дополнительных производителей, выходит, что оно монополист, потому что оно контролирует 100% сбыта, и к нему должны быть предъявлены самые разнообразные санкции, например по поводу взимания с него монопольно высокой прибыли. Т.е. налогообложение существенно вырастает. Если вдуматься, то мы видим, что оно занимает 5% рынка и это неуспешное предприятие.

То же самое можно сказать о производителе какой-нибудь техники, телевизоров. В первом приближении получается, что у нас фактически 4 компании, которые держат весь российский рынок телевизоров. А с другой стороны, если мы посмотрим, то где вы увидите большой спрос на российские телевизоры?

В России закон о конкуренции предусматривает контроль еще за крайне важными процессами:

за созданием слияний и присоединений друг к другу коммерческих организаций. Как правило, когда мы говорим о слиянии и присоединении, это касается только тех организаций, сумма активов которых по последнему балансу не превышает 100 тысяч МРОТ (минимальных размеров оплаты труда).

отдельно производится контроль за ликвидацией и разделением или выделением государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП и МУП), размер активов которых превышает 50 тысяч МРОТ.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается законодательно, поэтому является своеобразным мерилом. Через него устанавливаются размеры штрафов. Им очень удобно пользоваться. Как только МРОТ меняют, повышают, так автоматически и все остальное меняется.

Особенно важным этот контроль представляется в том случае, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, чья доля на рынке будет превышать 35%.

По поводу экономической безопасности. Является ли уклонение от налогов на доходы, полученные от коррупции, мошенничеством? По большому счету, любой человек, который вдумался бы в эту фразу, ответил бы, что нет. А почему? Налоги на коррупцию у нас не взимаются, он не существует вообще, потому что взятка является уголовным преступлением.

Были в истории прецеденты, одно время в Османской империи брался налог на взятки. Механизм мне неизвестен. Считалось так, что человек, занимающий определенную должность, имеет определенное количество взяток.

Чем вопрос длиннее, тем он проще.

МАКРОЭКОНОМИКА.

Макроподход рассматривает всю экономическую систему в целом, условия деятельности всех экономических отношений. И предметом исследований здесь является совокупность фирм. Исходя из этого, мы говорим о совокупном производителе, совокупном потребителе, совокупном спросе, совокупном предложении. Периодически определенные характеристики совокупного спроса и совокупного предложения отличаются от характеристик обычного спроса и предложения. Исходя из этого, отождествлять их нельзя. Все эти различия необходимо учитывать.

Мы помним, что у нас существует как минимум 2 подхода к исследованию экономических величин: подход с точки зрения запасов и подход с точки зрения потоков. В макроэкономике часть показателей мы рассматриваем как показатели потоков. Получается, что часть показателей макроэкономических у нас является функцией от времени, что естественно затрудняет исследования. Мы понимаем, что обобщенные макроэкономические показатели формируются под воздействием самых разнообразных факторов, поэтому мы можем выявить некоторые направления исследований, которые являются основными в макроэкономике. В принципе мы постараемся ряд вопросов осветить.

Макроэкономика прежде всего направлена на:

1) исследование равновесия экономической системы. Исследование вопросов равновесного или неравновесного состояния экономической системы является крайне важным для макроэкономики. Исследование подобного рода вопросов является крайне важным и полезным, потому что достижение или близость точки макроэкономического равновесия дает нам возможность при прочих равных производить больше благ, увеличивать общественное богатство;

2) достижение устойчивых и стабильных темпов экономического роста;

3) занятость населения и эффективное использование ресурсов. Проблема занятости является острой для современной экономики по целому ряду самых разнообразных причин. Мы живем, увы, в ситуации перепроизводства, когда производственных мощностей слишком много; во-вторых мы с вами живем не просто в ситуации перепроизводства, а тогда, когда большая часть общественного производства стала крайне эффективной. Иными словами, существенная часть людей в общем-то в современном производстве не нужна. Поэтому государство прилагает огромные усилия по развитию малого бизнеса.

Рассмотрим малый бизнес Великобритании. Он там очень велик, потому что в частном секторе экономики доля малого бизнеса составляет по данным статистики порядка 50%. Эти 50% населения, которые работают в частном секторе, выпускают 8% национального валового внутреннего продукта.

С другой стороны примерно 7% населения, которые работают на транснациональные компании, выпускают примерно 60% валового внутреннего продукта. Вот и пересчитайте. На первый взгляд малый бизнес крайне неэффективен. Зачем же его все стараются поощрить? Потому что малый бизнес дает нам реальный шанс создать новые рабочие места. Если мы посмотрим на то количество населения, которое обслуживает этот сектор, то мы понимаем, что если бы увеличить сектор производства сверхкрупных компаний, то прядка 48% населения стало бы незанятым.

Исходя из этого, малый бизнес нужен прежде всего для того, чтобы обеспечить занятость населения.

В принципе современное государство старается повысить качество жизни. А крупные и сверхкрупные концерны зачастую не заинтересованы в очень узких рыночных нишах. А малый бизнес создает возможность эти самые ниши заполнить. Кроме всего прочего, малый бизнес является прекрасным инкубатором, в котором развиваются самые разнообразные в будущем компании. Поэтому от малого бизнеса на первый взгляд проку очень мало, потому что он вроде бы неэффективно использует ресурсы, а на второй взгляд очень много, потому что он позволяет и население занять и качество жизни увеличить, и дополнительными продуктами население снабдить, причем малыми партиями, что качество жизни также улучшит.

Кроме всего прочего, такое повышенное внимание к малому бизнесу позволит еще и создать в будущем какие-нибудь перспективные структуры, реализовать какую-нибудь бизнес-идею.

Поэтому проблема занятости населения является доминирующей. Кстати, отчасти из-за этого государство в 1990-е годы не приняло решения о закрытии такого предприятия как «Автоваз» (автомобильный завод). Автоваз собирались закрыть, причем несколько раз из-за его явной убыточности. Но ему оказывали экономическую помощь, отчасти из-за того, что руководство Автоваза подтасовывало статистику, а отчасти из-за того: представим себе город Тольятти. Автоваз там является градообразующим предприятием. Если мы его закрываем, у нас сразу 100 тысяч безработных. Через 2 недели количество безработных увеличиться до 200 тысяч, потому что полетит вся сфера, которая связана с обслуживанием людей, работающих на этом предприятии. Таким образом, закрытие Автоваза приведет к тому, что у нас сразу образуется 200 тысяч безработных, о которых надо заботиться. А если о них не заботиться, то это приведет к печальным для государства последствиям.

Понятно, что при таких градообразующих предприятиях уже очень скоро загнется и все остальное, и получится, что нам нужно что-то делать в масштабе отдельной области.

А в Узбекистане в свое время закрыли свое собственное производство. А у нас не решились, победила более разумная точка зрения. Да, мы долгое время кормили эти производства, зато нам удалось избежать социального взрыва.

В этом смысле, огромным плюсом политики явилось то, что фактически социальных взрывов удалось избежать. Мы ушли от сценария Югославии. Другое дело – какую цену мы за это заплатили. Цена была огромной.

Поэтому когда мы задумываемся о занятости населения и неэффективном использовании ресурсов, мы понимаем, что здесь нужно поставить свои собственные приоритеты, определить: а с позиции чего мы рассматриваем эффективное использование ресурсов? Со стороны каждого конкретного предприятия или государства в целом? Здесь мы сразу вспоминаем про издержки внешние и внутренние. Когда внешние издержки от какой-то деятельности слишком высоки, мы понимаем, что издержки общества тоже слишком высоки, и с такими издержками общество согласиться не может. Исходя из этого, легче идти по другому пути, не связанному с подобного рода издержками.

Стабильность денежного обращения и инфляционные процессы в обществе. В этом блоке мы рассматриваем денежно-кредитную политику, антиинфляционный блок. Мы рассматриваем те процессы, которые приводят к обесцениванию денег; те процессы, которые приводят к созданию денежной массы, к контролю над ними и т.д.

Экономические функции правительства в формировании и расходовании государственного бюджета. Мы постараемся посмотреть на госбюджет, на государственные расходы, инвестиции, финансы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: