Тема 3. Отличительные признаки федерализма

Тема 2. Институт федерализма: понятие, структура.

Множественность подходов и определений федерализма, о которых сказано выше, свидетельствует, что раскрыть понятие, сущность федерализма невозможно как линейную парадигму, это – институт. Как институт федерализм имеет свою структуру, состоящую из элементов:

1). Первая система (элемент) института федерализма – это наличие специфически организованной и функционирующей на особых принципах единой для всего федеративного государства многоуровневой государственной власти. Каждый элемент сложен и фактическим представляет систему. Федерализм «проектирует» особый социальный и политический порядок – особую власть, которую организует в пределах сложной территории федеративного государства. Государственная власть многоуровневая, что отражает особенность политической системы федеративного образования.

Первая часть данной системы – наличие федерального уровня власти.

Следующую часть рассматриваемой системы составляет региональный уровень власти.

В тех государствах, где местное самоуправление составляет уровень государственной власти, он представляет собой третью часть первой системы института федерализма: Индия, Австрийская республика. 2).Федеративные отношения – это вторая система (элемент) данного государственого института.Эта система обусловлена взаимодействием акторов власти по «вертикали и горизонтали».

3). Третьей системой (элементом) института федерализма является политико-правовая основа.

4). Четвертой системой (элементом) института федерализма выступают ресурсы власти – материальные, психологические и духовные основы власти.

Кроме отмеченных систем, федерализм имеет коммуникативные подсистемы. Важнейшей подсистемой института федерализма выступает:

а) государственный аппарат, структурная организация и функционирование которого определяется единством многоуровневой власти;

б) следующей важнейшей подсистемой (элементом) федерализма нами обозначено государственное управление [15]. Государственное управление, представляя реальное воздействие государства на жизнедеятельность гражданского общества, в институте федерализма проявляет себя: а) в федеративной государственно-правовой культуре; б) в политических технологиях разрешения социальных конфликтов и кризисов.

Федерализм – это базовый институт государства, который предполагает организацию и функционирование на политико-правовой основе единой многоуровневой государственной власти посредством механизмов государственного управления через государственный аппарат, использующий имеющиеся ресурсы власти для создания и укрепления федеративных отношений и социального порядка в целях всестороннего развития членов федерации и сохранения единого целостного государства.

Ученые, осуществляя исследование федерализма, выделяют его отличительные особенности, приметы, обозначая их как «признаки федерализма». К признакам федерализма относят социальное взаимодействие (кооперация в государственных, общественных институтах), формирование государства как единого целого из территорий членов федерации и т.д.

Р.В. Знаменщиков выделяет обязательные (присущие каждому федеративному государству: сложный характер государства; двухуровневая система органов законодательной и исполнительной власти) и факультативные признаки федерализма (свойственные не всем федерациям: двухпалатная структура федерального парламента, двухуровневая система государственных органов) [16].

Федерализм имеет следующие признаки, которые можно классифицировать.

Федерализм предполагает особую организацию государственной пространственной многоуровневой власти, федеративных отношений, государственного аппарата, создание правовой основы, распределения ресурсов власти. Только после проведения организационных процедур, т.е. образования федерализма, он начинает функционировать. В этой связи следует классифицировать признаки федерализма по направлениям (сферам) его реализации: на организационные и функциональные признаки.

К организационным признакам относятся следующие:

- закрепление факта образования федерализма в конституции/договоре;

- утверждение принципов федерализма;

- определение объема властных полномочий между уровнями власти;

- образование и определение статуса уровней власти;

- организация государственного аппарата в соответствии с созданными уровнями власти;

-утверждение в государственном управлении начал федеративной культуры, особых политических технологий;

- закрепление в основных документах национальных начал в полинациональных федерациях;

- установление единых начал политического, экономического, социального правового управления в соответствии с принципом равного правового статуса членов федерации с учетом национальных, геополитических, конфессиональных и иных особенностей конкретных территорий.

Функциональные признаки федерализма::

- деятельность по реализации обозначенных в основном нормативном акте (конституции и /или договоре) федеративных целей и задач;

- осуществление власти на консенсусно-договорных, государственно-правовых технологиях; повышение эффективности государственного управления на основе принципов федерализма и реализация их в федеративных отношениях;

- темпоральное вмешательство федерального Центра в жизнедеятельность члена федерации при неблагоприятной для всего государства социальной ситуации;

- развитие в полинациональных государствах национальных особенностей;

- развитие моделей взаимной передачи конкретных полномочий уровнями власти, обогащенное государственной целесообразностью;

- распределение ресурсов власти в соответствии с образованными уровнями власти;

- осуществление деятельности по сохранению единого целостного государства.

Федерализм в своей сути несет два различных начала. Исходя из дуализма(двойственности) федерализма по характеру потенциальных последствий реализации признаков федерализма их следует разделить на две группы: дезинтеграционные (сепаратистские) и интеграционные.

К дезинтеграционным (сепаратистским) признакам относятся:

1). Стремление к политической и экономической, правовой самостоятельности во внутригосударственной жизни.

2). Желание членов федерации предстать на международной арене самостоятельными государствами.

3). Отказ члена федерации от исполнения общефедеральных обязанностей, возложенных на него, как сторону федеративных отношений.

4). Использование имеющихся ресурсов власти природных, финансовых, бюджетных, политических и др., только в интересах «своей» территории.

5).Активное развитие «своей государственности» членами федерации.

Активизация дезинтеграционных признаков влечет сепаратизм и может привести к распаду государства.

Интеграционные признаки включают:

1) определение федеральным Центром основных направлений внутренней и внешней политики без консультаций с членами федерации;

2) усиление федеральным Центром субординационных начал в государственном управлении;

3) формальное соблюдение принципов федерализма;

4) активизацию «унитаристских» действий Центра, направленных на усиление единых начал во всех областях государственной жизни: политической, экономической, социальной, правовой;

5) углубление соподчиненности имеющихся уровней власти федеральному уровню;

6) централизацию государственного аппарата и федеративных отношений;

7) фактическую реализацию федеральным Центром большинства совместных с региональным уровнем полномочий;

8) расширение федерального присутствия в регионах через федеральные органы, расположенные на территориях субъектов РФ;

9) прямое участие федерального Центра при формировании органов власти субъектов Российской Федерации.

Интеграционные признаки в своей реализации формируют механизм погашения конфликта, вызванного дезинтеграционными тенденциями, однако они не должны быть длительными по времени реализации, т.к. могут повлечь унитаристские тенденции.

Организационные и функциональные, интеграционные и дезинтеграционные признаки можно охарактеризовать как общие, которые свойственны федерализму каждого федеративного образования. Однако только для федерализма полинациональных федеративных образований характерен признак – сохранение национальных особенностей народов, вошедших в состав федеративного образования. Это особенный признак. Он будет проявлять себя в реализации прав и свобод, предоставленных гражданам разной национальности, населяющих данное государство: в возможности пользоваться родным языком, создавать государственные органы (отражающие национальные особенности); в проведении референдумов по вопросам своего правового статуса (объединение национальных единиц в РФ, референдум по вопросу выхода из Канады Квебека) и др. Единичным признаком, на наш взгляд, будет наличие в составе государства ассоциированных членов (США).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: