Тема: Становление и развитие системы образования в Кубанском казачьем войске

Лекция № 5

Бывшие запорожцы, переселяясь на кубанские земли, представляли собой уже сформировавшуюся общность с устоявшимся укладом жизни. В изменившихся условиях они сохранили свою культуру, обычаи и традиции, которые оказали значительное влияние на ментальность кубанских казаков.

Ближайшее знакомство с историей, бытом и характером запорожских казаков указывает на то, что уровень грамотности среди них был различным. Часть запорожского войска, жившая по зимовникам, бродившая по плавням, скитавшаяся со своими стадами по степям, пребывала в полном невежестве. Однако были и такие, которые по своей грамотности и начитанности не отставали от представителей высшего сословия того времени.

Черноморцы, наследники запорожья, знали цену школе и грамоте, стремились к развитию просвещения. Насколько черноморцы ценили обучение детей, видно из того, что с устройством селений и постройкой жилищ, они обзаводились и школой. Так, например, в Пластуновском курене в январе 1794 г. была хата и "тут же школа" у церковных причетников. Несмотря на то, что условий для развития школьного образования практически не было, сам факт открытия школы свидетельствует о том, что образование и осознание его ценности играли значительную роль для черноморских казаков.

В то время обучение грамоте передавалось преемственно от одних к другим, и посредниками этой преемственности были лица духовного сословия, местные грамотеи и писари.

Было два способа обучения: чтению дети обучались на месте в курене, а письму – в канцеляриях.

В 1803 г. в Екатеринодаре открывается первая официальная школа. С этого же года по настоянию войскового атамана генерал – майора Ф.Я. Бурсака из войскового капитала стал "производиться расход" на народное образование. Год спустя, в октябре 1804 г., основанная атаманом Ф.Я. Бурсаком школа была преобразована в войсковое уездное училище и стала первым официальным правительственным учебным заведением.

Когда открылась первая войсковая школа, атаман Ф.Я. Бурсак не доверил преподавание местным "грамотеям". Для этой цели были приглашены: студент Московского университета Емельян Степанович Иванченко и гимназист Дмитрий Иванович Поляков. Они были определены на службу в Черноморское казачье войско и начали работать учителями в Екатеринодарской школе. Именно они внесли первый и существенный вклад в дело основательного обучения казаков.

Огромный вклад в развитие просвещения в Черномории внес войсковой протоиерей Кирилл Васильевич Россинский (1775-1825 гг.) – первый смотритель Екатеринодарского войскового училища, ученый, общественный деятель, поэт. С его именем связаны практически все крупные события в культурной жизни Черномории в первой четверти ХIХ в. Он, не щадя сил и собственных средств, вел работу по распространению просвещения в Черномории, заботился о создании первых училищ и гимназий. Разъясняя верующим значение грамотности для народа, за несколько лет К.В. Россинский собрал десятки тысяч рублей.

В 1812 г. были открыты церковно-приходские училища в станицах Таманской, Щербиновской и Брюховецкой, в 1815 г. – в Гривенской. В 1817 г. учреждены училища в Роговской и Темрюке. Еще через два года станичные общества Медведовский, Кущевской, Леушковский, Платнировский и некоторые другие "ознаменовались рвением, - как писал К.В. Россинский, - учреждая у себя столь полезнейшие заведения и возбуждая к тому ревность прочих селений".

В школах преподавали Закон Божий, русскую грамматику, арифметику и чистописание. В центр учебного процесса ставилась церковно-славянская книга. С нее начиналось и оканчивалось обучение. Поведение учеников оценивалось словами "забывчив", "благонравен", "скор", "резв", "кроток", "молчалив", "тих". Способности прилежания и успехи оценивались словами: "надежен", "с дарованием", "успевает", "понятлив", "слаб", "ленив". Для нерадивых учеников применялись "средства стимулирования": телесные наказания, лишение обеда, сидение в карцере.

То, что в войске к концу двадцатых годов XIX в. числилось одиннадцать училищ, считалось по тому времени своего рода роскошью, особенно если учесть, что Черномория была краем молодым, малонаселенным и недостаточно окрепшим экономически. Такого количества школ не имели многие из внутренних губерний России, поставленные в более благоприятные условия, чем Черномория. В соседней области Войска Донского, более многочисленного, богатого и обжившегося, было в то время только три приходских училища.

Конец второго десятилетия XIX в. завершился для народного образования в Черномории крупным по тем временам событием – учреждением войсковой гимназии. Гимназию открыли 1 октября 1819 г. и временно разместили в здании Екатеринодарского училища. А собственное здание Екатеринодарской войсковой гимназии было открыто 23 мая 1820 г.

В пятидесятых годах XIX в. в Черномории существовали: одна мужская гимназия, три уездных (окружных) училища, пять низших школ в станицах. Количество учащихся в войске доходило до 600 человек, причем один учащийся приходился на 141 человека мужского пола.

В пятидесятых годах XIX в. войско имело казачью интеллигенцию, которая не только сама научилась многому, но и стала изучать историю родного края и историю казачества. Следует отметить, что именно развитие образования позволило сформироваться той прослойке, которая и стала выразителем интересов и идей казачества, отражая его ментальность.

На Старой и Новой Линиях система обучения детей складывалась совершенно иначе, чем в Черномории.

Рядом с черноморцами был размещен в 1794 г. Кавказский полк на так называемой Старой Линии, состоявший из донских казаков-староверов, которых переселили на Кубань за энергичное отстаивание старинного казачьего порядка отбывания воинской службы по очередям. В то время у казаков на Старой Линии не было ни школ, ни открытых, общедоступных способов обучения грамоте. Учились у духовников и начетников. Само обучение велось в узких рамках религиозной обособленности: только славянская грамота считались необходимой людям старой веры; все новое, никонианское, не входило в задачи образования детей, а если допускалось, то как неизбежное зло.

Как и черноморцы, кавказские казаки в первое время учились у грамотных людей и в полковой канцелярии.

Важный вклад в просвещение линейцев внесли декабристы. Они учили детей и исследовали край. Среди них были: А. И. Одоевский – корнет лейб-гвардии конного полка, поэт, музыкант, член Северного общества; А.А. Бестужев-Марлинский – штабс-капитан лейб-гвардии Драгунского полка, член Северного общества; М.А. Назимов – штабс-капитан лейб-гвардии конно-пионерского эскадрона. Дом декабриста М.М. Нарышкина в Прочном Окопе стал центром культуры станицы и окружающих селений. Здесь имелась богатая библиотека, обилие журналов, русских и выписываемых из-за границы газет. В доме устраивались музыкальные вечера. Прочноокопцы и жители округи платили им своей любовью и доброжелательностью.

До 1832 г. на Старой Линии совсем не создавалось официальных школ. Грамота по-прежнему передавалась частным образом. Первые официальные школы – Новомарьевское и Сингелеевское училища – появились на Старой Линии в 1833 г. после образования Кавказского казачьего линейного войска.

Официальными училищами на обеих Линиях – Старой и Новой – первоначально были полковые школы. В них дети обучались грамоте и письму, а доучивались, по казачьей традиции, в полковых канцеляриях. На Линии имелось меньше грамотных, чем в Черномории: меньше проявлялось попыток и стремления к образованию, а потому, скорее всего, здесь не так преследовались самообучение и частные школы, как в Черномории.

Наказной атаман жаловался на то, что в войске много хороших боевых офицеров, но грамотных очень мало. В 1846 г. для подготовки грамотных урядников открылись полковые школы на пятьдесят мальчиков каждая. В школах преподавались фронтовое обучение, Закон Божий, русская грамматика, арифметика и чистописание. Для подготовки офицеров выделялись 24 стипендии в военно-учебных заведениях России.

С 1845 г. казаки Кавказского линейного войска распределялись по месту жительства на бригады. На Старой и Новой Линиях появились бригадные школы, которые мало чем отличались от полковых. В них обучали чтению и письму, а далее казачата доучивались в канцелярии.

Общей объединенной и приспособленной ко всему войску системы образования не существовало – каждый полк или бригада вели школьное дело обособленно. Просвещение на Старой и Новой Линиях наладилось только с момента соединения в 1860 г. линейцев и черноморцев в одно Кубанское казачье войско.

Вторая половина XIX в. стала переломным этапом в жизни казачества Кубани. В ноябре 1860 г. Александр II подписывает указ о создании новой административной единицы империи – Кубанской области. В ее состав вошли земли черноморского казачества и шести бригад Кавказского линейного казачьего войска, а также Закубанье. Из казаков Черноморского войска и шести бригад пешего батальона, двух конных батарей Кавказского линейного войска было учреждено Кубанское казачье войско.

Эти годы отмечены событиями, которые положительно повлияли на состояние дела народного просвещения, насущным и актуальным оказался вопрос не только о расширении народной школы, но и о всеобщем начальном образовании.

В 1864 г. царское правительство утверждает "Положение о начальных народных училищах", в котором определена их главная цель: "утверждать в народе религиозные и нравственные понятия, распространять первоначальные полезные знания".

Окончание Кавказской войны, начало активного хозяйственного освоения края, и развивающиеся капиталистические отношения привели к необходимости введения всеобщего обязательного начального образования.

Положение дел стало меняться: в 1863 г. школ стало уже 47, учащихся – 2996; в 1865 г. соответственно 217 и 5638; в 1866 г.– 202 и 5984; в 1867 г. – 209 школ с 6368 учащимися.

С середины 70-х гг. XIX века на Кубани начинается строительство типовых школьных зданий с двухкомнатной квартирой для учителя с той целью, чтобы всегда находился при школе и в любое время мог бы дать консультацию ученику. Всего к 1880 г. в Кубанской области было построено 136 школ.

За первые десять с небольшим лет, прошедших с начала пореформенного этапа развития народного образования в Кубанском казачьем войске, становится очевидным, что система просвещения на Кубани приобретает уже довольно стройные очертания.

Существенным показателем улучшения в сфере просвещения является такой фактор, как распределение учебных центров на территории Кубанской области. Если раньше школы создавались лишь в тех местах, где общество находило для этого средства, то теперь учебные центры равномерно рассредоточены практически во всех семи уездах. Подтверждением этому служит ведомость учебных заведений по Кубанской области на 1880 г.:

- в Екатеринодарском уезде всех учебных заведений 37, учащихся в них 1929 чел. мужского пола и 287 женского. Кроме того, в ст. Ладожской расположена учительская семинария с приготовительным отделением; при семинарии имеется образцовая школа и женское отделение. В Екатеринодарском уезде один учащийся приходился на 69 человек (обоих полов);

- в Темрюкском уезде – 38 школ с 1401 учащимся мужского пола и 352 женского пола. Один учащийся приходился на 56 человек;

- в Ейском уезде – 29 училищ с 1459 учащимися мужского пола и 289 женского пола. Один учащийся приходился на 68 человек;

- в Закубанском уезде – 27 школ с 673 учащимися мужского пола и 61 женского пола. Один учащийся приходился на 61 человека;

- в Кавказском уезде – 37 школ с 1672 учащимися мужского пола и 447 женского. Один учащийся приходился на 72 человек;

- в Майкопском уезде – 44 школы, в них 1397 учащихся мужского пола и 280 женского пола. Один учащийся приходился на 80 человек;

- в Баталпашинском уезде имелось 40 школ, в них 1773 учащихся мужского пола и 404 женского пола. Один учащийся приходился на 71 человека.

Число школ продолжало увеличиваться. Если в 1880 г. их было 243, то в 1894 г. – уже 491.

В эти годы значительно возрастает число стипендиатов, обучающихся за войсковой счёт в лучших российских специальных и высших учебных заведениях. Стипендиаты избирались педагогическими советами училищ и утверждались попечителем округа. В основном выбор падал на выпускников из малообеспеченных казачьих семей, имеющих отличное поведение и "вполне удовлетворительные успехи". Стипендии войска были в 45 учебных заведениях России.

В основном расходы на образование брало на себя население. Войсковая казна была уже не в силах удовлетворить все запросы кубанской школы, поэтому более семидесяти процентов основных средств на строительство, ремонт школ, содержание учителей давали станичные общества, добровольные пожертвования казаков и благотворительных организаций.

В 1914 г. в Кубанском казачьем войске существовало 760 народных училищ и церковно-приходских школ, дающих начальное образование. В Екатеринодаре насчитывалось шестнадцать средних учебных заведений, где обучалось свыше шести тысяч учащихся. К 1917 г. уровень грамотности казачества вырос: на каждые 100 человек приходилось 53 грамотных казака и 17 казачек.

В целом, с конца XVIII по начало ХХ в. на Кубани была создана достаточно эффективная система просвещения, благодаря которой кубанское казачество по уровню грамотности занимало одно из первых мест среди всего населения России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: