Вопрос 4. Система обеспечения национальной безопасности России

Национальной безопасности Российской Федерации.

Угроза – это реальная, то есть непосредственная возможность нанесения ущерба – личности, обществу, государству, их жизненно важным интересам.

Стратегия национальной безопасности РФ даёт следующее общее определение: угроза национальной безопасности – прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Приведённое выше определение вводит также понятие прямой или косвенной возможности нанесения ущерба как угрозы национальной безопасности. Прямая возможность нанесения ущерба интересам личности, общества, государства предполагает наличие умысла, преднамеренность. Косвенная возможность нанесения ущерба не связана с умыслом, преднамеренностью, она может быть следствием непредумышленных действий.

Выделяя косвенную возможность нанесения ущерба состоянию национальной безопасности, Стратегия тем самым указывает на необходимость противодействия и таким возможностям.

Многообразие угроз национальной безопасности требует выработки научных основ классификации этих угроз.

В основе любой классификации лежит тот или иной определяющий признак исследуемых явлений.

Теория национальной безопасности в основу классификации угроз национальной безопасности кладёт следующие признаки:

- источники угроз;

- виды угроз;

- сферы человеческой деятель­ности;

- степень готовности угроз к их реализации.

И теория, и Стратегия национальной безопасности подразделяют источники угроз на внешние и внутренние. Теория национальной безопасности разъясняет: если опасность исходит от другого государства или его граж­дан, где бы они ни находились, то угроза признается внешней, если же причинение вреда или его угроза исходит со стороны собственного госу­дарства или своих сограждан, то это внутренняя угроза.

В числе внешних угроз выступают:

- территориальные претензии других государств к Российской Федерации и её союзникам;

- существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов, в том числе в непосредственной близости от российских границ;

- возможность применения (в том числе несанкционированного) ядерного и других видов оружия массового поражения, находящегося на вооружении ряда государств;

- распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, средств его доставки и новейших технологий военного производства в сочетании с попытками отдельных стран, организаций и террористических групп реализовать свои военные и политические устремления;

- попытки вмешательства во внутренние дела, дестабилизации внутриполитической обстановки в Российской Федерации;

- подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;

- расширение военных блоков и союзов в ущерб интересам военной безопасности Российской Федерации;

- международный терроризм.

В качестве внутренних угроз национальной безопасности можно назвать следующие:

- противоправная деятельность экстремистских, националистических, сепаратистских, других организаций, направленная на дестабилизацию внутренней обстановки в Российской Федерации, нарушение её территориальной целостности;

- попытки насильственного свержения конституционного строя, дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления;

- создание незаконных вооруженных формирований;

- рост организованной преступности, контрабандной деятельности в масштабах, угрожающих безопасности граждан и общества;

- незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств осуществления диверсий и террористических актов, а также наркотических веществ, предназначенных для немедицинского применения;

- коррупция в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

По видам, характеру, специфике угрозы национальной безопасности делятся на природные, антропогенные и социальные.

Природные угрозы включают в себя всевозможные стихийные бедствия: наводнения, лесные пожары, ураганы, землетрясения, извержения вулканов и т.п.

Антропогенные угрозы – это угрозы, возникающие вследствие человеческой деятельности в глобальном или региональном масштабе.

Ещё в начале прошлого столетия гениальный мыслитель России В.И. Вернадский сравнил мощь человеческого интеллекта с геологической силой, предсказал колоссальный потенциал человеческого разума в преобразовании биосферы, отметив, что эти преобразования могут нести человечеству как благо, процветание, так и ужасающие беды[29].

Человечество в своём развития за столетие пошло по обоим направлениям. Многократно возросли производительные силы. Однако рост производительных сил создал как новое качество жизни для значительной части населения планеты, так и оружие, способное в мгновение ока уничтожить всё живое на земле.

Тем самым проблема безопасности выходит за рамки национальных границ, становится международной проблемой, общей проблемой всего человечества.

На региональном уровне угрозы антропогенного характера возникают прежде всего в сфере природопользования: масштабные разработки полезных ископаемых привели многие регионы на грань экологической катастрофы. Такая угроза существует и в бассейне Курской магнитной аномалии.

К угрозам социального характера относятся политическая нестабильность, угрозы в информационной сфере, угрозы локальных и международных вооружённых конфликтов.

Классификацию уг­роз безопасности по сферам и областям человеческой деятель­ности даёт Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. В соответствии с этой классификацией сюда входят 9 направлений:

- национальная оборона;

- государственная и общественная безопасность;

- повышение качества жизни российских граждан;

- экономический рост;

- наука, технологии и образование;

- здравоохранение;

- культура;

- экология живых систем и рациональное природопользование;

- стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.

Стратегия национальной безопасности даёт общий перечень угроз по каждому из перечисленных направлений.

Так, в сфере государственной и общественной безопасности угрозы национальной безопасности создают:

- разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

- деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ;

- экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране; деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией.

Угрозы в сфере стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства создают:

- вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях;

- противоречия между основными участниками мировой политики;

- угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов;

- совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий;

- глобальное информационное противоборство;

- угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам;

- развитие националистических настроений, ксенофобии, сепаратизма и насильственного экстремизма, в том числе под лозунгами религиозного радикализма;

- обострение мировой демографической ситуации и проблем окружающей природной среды;

- угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, другими формами транснациональной организованной преступности;

- вероятность распространения эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами;

- рост дефицита пресной воды.

По отдельным направлениям национальной безопасности идеи, развиваемые Стратегией, дополняют отраслевые доктринальные акты[30].

По степени готовности угроз к их реализации теория делит угрозы национальной безопасности на потенциальные и реальные. Такое деление является важным с позиций организации деятельности по обеспечению национальной безопасности.

Потенциальными являются угрозы, которые находятся в стадии формирования, ещё не представляют реальной опасности и не требуют разработки и применения мер немедленного реагирования. Знание и учёт потенциальных угроз необходимы для заблаговременной подготовки мер, направленных на предотвращение или минимизацию возможного ущерба при их реализации.

Реальная угроза это окончательно сформировавшееся яв­ление, когда для нанесения вреда не хватает одного или не­скольких факторов или условий. Реальными являются угрозы, происхождение, источники и степень опасности которых известны и требуют принятия адекватных мер реагирования.

Между реальными и потенциальными угрозами существует диалектическое взаимодействие: при определённых условиях и обстоятельствах потенциальные угрозы могут переходить в реальные и наоборот. Например, заявление Гитлера после прихода к власти в начале 30-х годов прошлого века о том, что необходимое для Германии жизненное пространство находится на Востоке, создало потенциальную угрозу развязывания второй мировой войны. Такие взгляды представляли собой опасность для Советского Союза. Концентрация немецко-фашистских войск у советской границы превратила потенциальную угрозу в реальную. Раскол антигитлеровской коалиции, блоковое противостояние в послевоенный период вновь создали потенциальную угрозу развязывания войны.

Таким образом, деление угроз на потенциальные и реальные отражает степень сформированности угрозы.

Задача системы обеспечения национальной безопасности состоит в создании таких условий, которые позволили бы сни­зить остроту угрозы и перевести её из реальной в потенциальную.

Понятие системы обеспечения национальной безопасности имеет две трактовки – общую и узкую (специальную).

В широком понимании система обеспечения национальной безопасности – это совокупность политических, организационных, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, разрабатываемых в рамках стратегического планирования и имеющих целью эффективную защиту национальных интересов Российской Федерации[31].

В узком (специальном) понимании систему обеспечения национальной безопасности составляют силы и средства обеспечения национальной безопасности[32].

В состав сил обеспечения национальной безопасности входят:

- Вооружённые Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба;

- федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации.

В качестве средств обеспечения национальной безопасности Стратегия называет технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по её укреплению.

Стратегия не раскрывает в деталях структуру силовых органов. Из анализа нормативно-правовой базы следует, что в перечень субъектов деятельности в сфере национальной безопасности входят:

- Президент Российской Федерации как гарант конституции и главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации;

- органы государственной власти Российской Федерации;

- органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

- органы местного самоуправления;

- граждане Российской Федерации (схема).

Теория национальной безопасности группирует органы государственной власти, участвующие в обеспечении национальной безопасности, по семи основным направлениям их деятельности.

1. Органы внешней безопасности Российской Федерации. В состав этой группы органов входят:

- Министерство иностранных дел Российской Федерации;

- Министерство обороны Российской Федерации;

- Служба внешней разведки.

Схема. Организационная структура

системы национальной безопасности России

2. Органы внутренней безопасности. Внутреннюю безопасность Российской Федерации обеспечивают:

- Министерство внутренних дел России (вместе с входящими в его состав внутренними войсками и подведомственной ему Федеральной миграционной службой)[33];

- Федеральная служба безопасности (вместе с входящей в её состав Федеральной пограничной службой);

- Федеральная служба охраны;

- Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба);

- Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;

- Прокуратура Российской Федерации;

- Министерство юстиции Российской Федерации (вместе с подведомственными ему Федеральной миграционной службой и Федеральной службой исполнения наказаний);

Руководство органами внешней и внутренней безопасности осуществляет Президент Российской Федерации[34]

3. Органы экономической безопасности. В состав органов, обеспечивающих экономическую безопасность России, входят:

- Министерство экономического развития Российской Федерации;

- Министерство финансов Российской Федерации;

- Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;

- Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;

- Министерство транспорта Российской Федерации;

- Министерство энергетики Российской Федерации;

- Министерство регионального развития Российской Федерации;

- Федеральная таможенная служба;

- Федеральная служба по тарифам;

- Федеральная служба по финансовому мониторингу;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: