Исторические системы римского права

ЛЕКЦИЯ 3. СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМ IUS NATURALE, IUS GENTIUM, IUS CIVILE. СИСТЕМА ДЕЛЕНИЯ НА ЛИЦА, ВЕЩИ И ИСКИ. ПРАВО ЛИЦ В ЧАСТНОМ И ПУБЛИЧНОМ ПРАВЕ. ВЕЩНОЕ ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО. IUDICIUM PUBLICUM И IUDICIUM PRIVATUM.

IUS HONORARIUM - ПРЕТОРСКОЕ ПРАВО

Это право связано с судебной властью магистратов, прежде всего преторов. Предоставление магистратской должности - особая честь (по латыни honor) для римлянина, отсюда и название преторского права - ius honorarium. Преторов начали избирать с 367 г. до н.э. Сначала был один городской претор и один - для суда с перегринами (то есть иностранцвми, затем, с увеличением числа провинций, после завоевания Сардинии, Сицилии и Испании в III в. до н.э., постепенно увеличивалось и число преторов. При Гае Юлии Цезаре в I в. до н.э. было уже 12 преторов и 6 эдилов; при Августе число преторов увеличилось до 16. Наконец, император Клавдий в начале I в.н.э. добавил еще 2 преторов.

Первоначально преторские эдикты, то есть решения как по конкретным судебным делам, так и по общим вопросам толкования права имели силу закона только в период срока полномочий каждого конкретного претора. Однако постепенно эдикты приобрели силу если не закона, то весьма авторитетного мнения юриста, на которые опирались последующие преторы. Таким образом, действие преторского эдикта сродни действию современного прецедентного права. Их судебная деятельность, их эдикты успешно конкурировали с собственно законами, вырабатывая нормы, часто противоположные законодательным. В соответствии с определением римских классических юристов первоначально преторские эдикты лишь восполняли пробелы в законах и давали им более широкое толкование, то есть они действовали "ради вспомоществования и добавления к цивильному праву (iuris civilis adiuvandi et supplendi gratia). Затем преторы стали издавать эдикты и "ради исправления законов" (iuris civilis corrigendi gratia). Закон Корнелия Суллы 67 г. до н.э. впервые официально вынуждал преторов учитывать в своих решениях авторитетные постановления предыдущих преторов.

4. SENATUSCONSULTA - РЕШЕНИЯ РИМСКОГО СЕНАТА. Первоначально почти не имели самостоятельного значения, лишь вынося законопроект на народное собрание, которое и придавало ему силу закона. Однако в позднюю республику, когда частые народные собрания были практически невозможны, решения по текущим делам постепенно стали приобретать силу закона и без одобрения народного собрания. Наибольшую силу сенатусконсульты приобрели уже в эпоху принципата.

Система римского права формировалась на протяжении 14 столетий, начиная с царского Рима времен Ромула и Нумы Помпилия (VIII в. до н.э), а также Законов XII таблиц (V в. до н.э.) и кончая кодификацией Юстиниана (VI в. н.э.). Исторически сложилось соотношение трех правовых систем, используемых римлянами: древнейшей они считали «право природы» ius naturale, из него черпало свои нормы международное право ius gentium, складывавшееся в VII-I вв. до н.э. в рамках отношений Рима со своими союзниками и врагами, и собственное национальное право римских граждан ius civile, также развивавшееся параллельно первым двум системам. Римляне констатировали приоритет «права природы» над «правом народов» и «цивильным правом» (D.4.5.8 (Gai.) Разумные основания гражданского права не могут уничтожать естественные права; D.7.5.2.1 (Gai.): Ведь естественный разум не мог быть изменен властью сената), поскольку «право природы – это то, что создано не мнением людей, но посеяно в природе некоей силой» (De inv. II. 161), а «закон есть заложенный в природе высший разум, который приказывает нам совершать то, что следует и запрещает противоположное» (De leg. I. 18). Таким образом, говоря на современном светском языке, римляне понимали под естественным правом сами законы природы, которые они вполне правомерно распространяли и на людей, и на законы развития и функционирования человеческого общества. В древнейшем Риме естественное право понималось как fas – обожествленное право природы, именно поэтому особое значение в праве играли жрецы, особенно авгуры, которые не только заведовали религиозными ритуалами, но и были первыми естествоиспыталелями, веками наблюдавшими за законами природы. Наконец, римляне различали право природы, общее для всех людей и потому неизменяемое, и местное право природы, зависящее от климатических и географических особенностей той или иной местности. Действительно, например, обычай римлян ходить без штанов едва ли был применим для варваров северной Европы именно в силу климатических особенностей. Удивительно также то, какое римские юристы давали определение этому праву: «Естественное право – это то, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам». Действительно, не только людям, но и всем животным в той или иной мере свойственно любить и воспитывать своих детей, защищать свой дом и границы обитания, а также некое чувство справедливости. Более того, римляне защищали и права неживой природы, что выражалось в институте земельных сервитутов. Отсутствие современного эгоцентризма правового позитивизма в праве римлян, когда право понимается как исключительная особенность только человека – это одна из причин его долговечности.

Наиболее близко к естественному праву стоит в римской правовой системе т. н. ius gentium – «право народов» или, выражаясь современным языком, международное право. Ульпиан (D.1.1.1.4) определял право народов, как то, «которым пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для всех животных, а первое – лишь для людей в их отношениях между собой». Причем Цицерон (De off. III. 69) отмечал, что право всех народов стоит над правом отдельного государства, как бы подчиняя его себе, так как«то, что является правом народов, должно становиться цивильным». Это правило, озвученное еще Цицероном, является основополагающим принципом современного международного права. В отличие от естественного права, некоторые институты права народов установлены людьми вопреки естественным законам природы, основным из которых является институт рабства. Гермоген (D.1.1.1.5) отмечал, что «этим правом народов введена война, разделение народов, основание царств, разделение имуществ, установление границ полей, построение зданий, торговля, купли и продажи, наймы, обязательства за исключением тех, которые введены в силу цивильного права». Основным источником права народов римляне признавали как нормы естественного права, которые сегодня понимаются как международный правовой обычай, так и международные договоры различных стран Средиземноморья, в частности, Рима и его союзников (Dionys. III. 3.1).

Говоря о Риме периода от конца VI до второй половины I в. до н.э., необходимо учитывать, что то, что мы понимаем под Римской державой, не являлось целостным централизованным государством, а скорее было некоей конфедерацией, наподобие современного Европейского союза. Рим стремился объединить Средиземноморье не столько с помощью оружия, сколько с помощью права, причем это римское право было настолько популярно, ощутимо полезно, что многие союзные Риму государства добровольно принимали не только некоторые отдельные римские законы, но и целые разделы римского права с тем, чтобы активно воспользоваться теми преимуществами, которые эти народы получали от введения римского права. Право народов - это право не только римское, а право всех средиземноморских народов древности, хотя сами римляне оказали огромное влияние на его развитие. Преторы лишь занимали в процессе достаточно активную позицию, предлагая другим народам римские правовые нормы и в свою очередь заимствуя у них многие законы, полезные римскому народу. Например, морское торговое право римляне целиком заимствовали из законов греческого острова Родос, то есть Родосские морские законы стали римскими законами (D.14.2.9).

Особо следует отметить, что римляне наряду с другими народами Средиземноморья признавали т.н. «суд рекуператоров», который трактуется ими как «иностранный, международный суд». Дело в том, что по определению, которое дает древний энциклопедист Фест (P. 342 L.), рекуператорским судом является тот, который имеет место, когда между римским народом и царями, нациями и иностранными государствами устанавливается закон, в соответствии с которым посредством суда рекуператоров отдается и возвращается собственность различных государств, посредством тех же рекуператоров судебным порядком возвращается и частное имущество. Таким образом, речь идет о международном суде, который решал конфликтные вопросы как между отдельными государствами, так и между отдельными частными лицами, гражданами разных государств. Суд рекуператоров одновременно рассматривал как дела между двумя или несколькими государствами, то есть выполнял функции межгосударственного арбитражного суда, так и судебные споры между отдельными частными лицами, то есть регулировал и область международного частного права. Сам суд по своему названию recuperatio изначально обозначал лиц, которые избирались для возвращения земель и имущества, утраченных в результате военных действий, и когда между воюющими сторонами подписывался мирный договор, то в этом договоре, если речь шла не о капитуляции, а о соглашении равных сторон, где нет победителя и побежденного, стороны, естественно, решали вопросы о возвращении пленных, завоеванных территорий, угнанного скота и прочего имущества. Таким образом, в таких мирных международных договорах устанавливались правила взаимного возвращения имущества и решения споров судебным порядком. Более того, поскольку эти договоры становились основой дальнейших отношений между этими двумя или более государствами, то в них оговаривались и принципы судопроизводства, в частности, характер судопроизводства рекуператорского суда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: