Ст. 290 УК РФ получение взятки

Рассмотрим данное деяние по составу преступления.

Ст. 290 УК РФ Получение взятки

Получение взятки

Признаки объективной стороны преступления

- обязательные:

1 общественно-опасное деяние (действие, бездействие)

2 общественно-опасные последствия

3 причинно-следственная связь между деянием и последствием

- факультативные: место, время, обстановка, орудия и способ совершения преступления.

Значение института состава преступления можно наблюдать в ст. 8 УК РФ, где сказано, что единственным основанием уголовной ответственности является наличие в деянии всех признаков состава преступления.

Первым составом данной группы преступлений который мы рассмотрим будет:

В соответствии с новым проектом Федерального закона «О внесении изменений в УК РФ», который был предложен президентом РФ (опубликован РГ 16 февраля 2011 года) существует четыре вида взятки:

1. Простая взятка – до 25 т.р. (ч.1)

2. Взятка в значительном размере – свыше 25 и до 150 т.р. (ч.2)

3. Взятка в крупном размере – более 150 т.р. и до 1 млн.р. (п. «в» ч.5)

4. Взятка в особо крупном размере – более 1 млн. р. (ч.6).

(минимальная сумма взятки?, ГК РФ подарок до 3т.р. Закон о гос.службе запрет на подарки..ч.2 ст. 14 УК РФ – малозначительность преступления.)

В соответствии с ФЗ РФ от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» в значительную часть составов преступлений внесены изменения, а именно исключены нижние пределы санкций (т.е. было от 2-х до 7 а стало до 7 лет). Что в свою очередь в соответствии с Федеральным законом от 16 февраля 2011 года дает возможность применять судьям в качестве основного вида наказания штраф. Штрафы теперь кратные – т.е. штраф должен быть кратным сумме взятки, стоимости предмета, сумме коммерческого подкупа(10, 50, 100 кратные в зависимости от санкции). Штраф назначается о т 50 т.р. и до 1 млн. р. Свыше 1 млн.р. применяются иные санкции. Назначенный штраф не может быть меньше 2,5 т.р. и больше 500 млн.р.

Объектом преступления является нормальный, соответствующий закону порядок деятельности должностных лиц, находящихся на государственной службе, службе в органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, порядок, соблюдение которого соответствует законным интересам перечисленных органов и учреждений.

Объективная сторона преступления характеризуется как действием, так и бездействием. Так же она состоит в получении должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или че­рез посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностно­го лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ч. 1 ст. 290 УК вводится с 2011 г.).

По ч. 2 ст. 290 УК РФобъективная сторона несколько отличается к ответственности привлекаются должностные лица, иностранные должностные лица либо должностные лица публичной международной организации за получение взятки в значительном размере.

По ч. 3. Ст. 290 УК РФобъективная сторона несколько отличается к ответственности привлекаются должностные лица, иностранные должностные лица либо должностные лица публичной международной организации, получившие взятку за незаконные действия (бездействие).

По ч. 4. Ст. 290 УК РФ она полностью выглядит иначе, а именно это деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления.

По ч. 5. Ст. 290 УК РФ она аналогично с предыдущим законом ч.4. ст. 290

Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере.

По ч. 6. Ст. 290 УК РФ предусмотрена ответственность за совершение деяния предусмотренного ч.1 и ч. 4 в особо крупном размере.

В примечании к ст. 290 УК РФ содержаться два пункта, которые дают возможность определения значительного, крупного размера и особо крупного размера взятки.

1.В статьях 290, 291 и 291.1 настоящего Кодекса значительным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным - превышающие один миллион рублей.

2. В статьях 290, 291 и 291.1 настоящего Кодекса под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации - международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Предметом взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате, предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, стро­ительство дачи и т.п.

Под выгодами имущественногохарактера следует понимать, в частности, занижение стоимости передавае­мого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение аренд­ных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку.

Субъективная сторона должностных преступлений преимущественно характеризуется наличием вины в форме прямого умысла.

Субъект преступления должностное лицо, + иностранное д.л., либо д.л. публичной международной организации. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» разъясняется кто же может быть должностным лицом. Правоприменителю следует исходить из того, что в соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (п. 2).

Таким образом, существует три категории должностных лиц:

1. Лица, осуществляющие управленческие функции

2. Лица, осуществляющие организационно-распорядительные функции

3. Лица, осуществляющие административно-хозяйственные функции

Т.е согласно постановления пленума ВС РФ должностное лицо это:

1. Тот, кто занимает должность государственной службы по закону (управленческие функции)

2. Тот, кто осуществляет функции представителя власти (организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции)

3. Тот, кто постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции (начальники по званию, служебному положению, дружинники, присяжные).

В круг административно-хозяйственных обязанностей входят полномочия по управлению и распоряжению имуществом и де­нежными средствами, находящимися на балансе и банковских Счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

Основной момент о котором говорит данное разъяснение пленума ВС РФ это то, что деяние должно совершаться вопреки интересам службы.

Существует и другое разъяснение пленума ВС РФ. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» № 6 от 10 февраля 2000 г.

К представителям власти следует относить лиц, осуществляющих как законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной влас­ти субъектов Российской Федерации, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномо­чиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД и ФСБ РФ, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военно­служащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяют­ся распорядительными полномочиями).

В то же время критерии отнесения к категории должностные лица «по признаку» — представитель власти нельзя трактовать ши­роко. Например, попытки применить его к частному нотариусу были совершенно неосновательны, а потому успехом не увенча­лись. По этому поводу Верховный Суд РФ принял специальное решение.

Преступление может быть совершено в связи с выполнением лицом, состоящим на государственной или муниципальной служ­бе, организационно-распорядительных обязанностей, к которым относятся, например, функции по осуществлению руководства коллективом, расстановкой и подбором кадров, организации труда или службы подчиненных, поддержанию дисциплины, примене­нию мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий.

Не являются субъектами получения взятки работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не от­носятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям. Но нотариус выполняет иные функции, от которых может зависеть судьба граждан, принятые решения могут значительно повлиять на дальнейшую судьбу человека. Но так дела обстоят в теории Уголовного права, а на практике, же уголовная статистика показывает смешные результаты, а именно дел о получении взятки в 1,5 раза меньше, чем дел о даче взятки. И самое важное!!! Показатели для статистики делают отнюдь не нотариусы и госслужащие, а преподаватели и врачи)).

Законодатель указал, что наказуема взятка не только за дей­ствия (бездействие) либо способствование им в силу должностного положения, но и способствование в виде покровительства или попустительства по службе.

Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. При этом судам следует иметь в виду, что использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности (благоприятное отношение, защиту, заступничество, поощрение, создание благоприятных условий).

К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия (п.4). Это непротиводействие, снисходительность к чьим-либо недозволенным противоправным действиям.

Лекцию подготовил и прочитал 27.05.2011г в Управлении Минюста России по Карачаево-Черкесской Республике и.о. зав кафедрой уголовного правоприменения Северо-Кавказского юридического института филиала Саратовской академии права Шаманский Д.А.


[1] См.: Криминология: Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. М., 2004. С. 106; Д. С. Львов, Ю. В. Овсиенко «Об основных направлениях социально-экономических преобразований» // Экономическая наука современной России. 1999. № 3. С. 99-114.

[2] См.: Лунеев В.В. Настоящей борьбы с коррупцией в России нет / Уголовное право. № 5, 2007. С. 106.

[3] См.: Максимов В.К. Российская коррупционная преступность в зеркале статистики / Представительная власть. № 4. 2003. С. 35.

[4] См.: Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992. С. 25; Макиавелли Н. Государь. М., 1990. С. 678; Томас Гоббс. Сочинения в 2-х томах. Т. 2. — М., 1965, с. 192 – 304; Словарь иностранных слов. М., 1954. С. 369.

[5] См.: Клепецкий И.А., Резанов В.И. Получение взятки в уголовном праве. Комментарий законодательства. М. 2001 год. С. 67; Агильдин В.В., Волков К.А. К вопросу об определении понятия «коррупция» / Следователь. № 2, 2006 год. С. 50.

[6] См.: ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273 // СЗ РФ от 29.12.2008 года, № 52 (часть I) ст. 6228.

[7] См.: Лопашенко Н.А. Коррупциогенные факторы: опасная трансформации нормативного толкования // Законность, № 10, 2009. С. 13-19.

[8] См.: Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954.

[9] См.: Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: