Философия марксизма

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Немецкая классическая философия – завершающий этап в развитии европейской классической философии. Классический этап (5 в до н.э – 19 в.н.э.) при всем многообразии исторических форм и теоретических моделей философствования имеет одну общую фундаментальную черту. Это – полагание разума в качестве приоритетной характеристики человека. Традиции рационализма продолжают и представители немецкой классики: Кант, Гегель, Фейербах.

И.Кант целью своих исследований считает исследование структуры познавательной активности человека. Этому посвящен его основной труд «Критика чистого разума». Основная цель – поиск тех интеллектуальных оснований, благодаря которым знание становится общезначимым, в терминологии Канта – трансцендентальным.

Исследуя структуру познавательной активности, Кант выделяет три уровня: чувственность, рассудок и разум. Подобное знание необходимо: Кант согласен с тем, что любое знание начинается с опыта, но остановиться на данном этапе оно не может. На уровне чувственности знание фрагментарно, зависит от особенностей восприятия конкретного человека, содержит в себе как истинное знание, так и заблуждения.

Рассудок – основной уровень нашей интеллектуальной активности, и он исследуется Кантом наиболее обстоятельно. Именно на данном уровне знание утрачивает свои «недостатки», типичные для чувственности, – индивидуальность и конкретность. На уровне рассудка Кант выделяет пространство и время, которые он считает идеальными формами созерцания. По его мнению, роль пространства и время как механизмов интеллектуальной активности в том, что они упорядочивают наши впечатления, располагая их в определенном пространственно-временном режиме, который является общим для всех людей. Более высоким уровнем упорядочивания чувств выступают категории (качество, количество, причина, следствие и т.п.), которые задают категориальный «каркас» мышления, схематизируют, обобщают и типизируют чувственную информацию.

Кант – агностик, поэтому роль разума в его учении специфична. С одной стороны, разум – это ориентир, к которому должно стремиться человеческое познание, горизонт, к которому человек идет, но так никогда и не придет. С другой, в разуме заложено стремление человека к абсолютной истине, но достичь ее он не может. По мнению Канта, все человеческое знание ограничено лишь феноменами.

В сфере практической этики Кант основным требованием человеческого поведения провозгласил свой знаменитый категорический императив – «Относись к другому только так, как ты хотел бы, чтобы он относился к тебе».

Гегель также сосредотачивает свое внимание на исследовании разума, рассматривая его как субстанцию, первопричину мира. Поэтому философия Гегеля – вершина объективного идеализма. В его философии можно выделить две основные идеи:

- диалектическая идея саморазвития разума как мировой субстанции. Мировой разум, будучи единственной субстанцией, способен к саморазвитию, в котором проходит три основные стадии: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух. Субъективный дух – это индивидуальное сознание человека, подразделяемое, в свою очередь, на сознание, самосознание, разум. Объективный дух – это «отчуждение» мирового разума в конкретных формах реальной истории и государства. Абсолютный дух реализует себя в формах искусства, религии и философии. Таким образом, все существующее имеет единое духовное основание, которым и является Мировой разум.

Развивая учение о саморазвитии Мирового Разума, Гегель большое внимание уделяет диалектике. В частности, формулировка и обоснование трех основных законов диалектики (закон взаимоперехода качественных и количественных изменений, закон противоречия и закон отрицания отрицания)– также заслуга Геля.

- идея совпадения субъекта и объекта познания. Благодаря Гегелю был впервые преодолен разрыв между познающим субъектом и познаваемым объектом; у Гегеля они тождественны именно благодаря наличию общего основания – разума, представленного как в индивидуальном мышлении человека, так и «отчужденного» в любом предмете окружающего мира. Идея о взаимосвязи субъекта и объекта познания существует и в диалектическом материализме, но формой их связи считается практика.

Основным философским изречением Гегеля можно считать его фразу «Что разумно, то действительно; что действительно, то разумно».

Фейербах, в отличие от Канта и Гегеля, является представителем материализма. Его материализм принято называть антропологическим, т.к. в центре его внимания – проблемы сущности человека, исследование человека как «природного существа». Человек, по мысли Фейербаха, не является богосотворенной сущностью, он – психофизиологическое существо, являющееся одновременно материальным объектом и мыслящим субъектом.

Большое внимание Фейербах уделяет критике религии. Он полагает, что причина религиозных верований коренится в самой природе человеке, в его чувстве зависимости, бессилия перед природными и социальными явлениями. Человек нуждается в сострадании и утешении и по принципу компенсации создает себе бога. Бог – это форма проекции человеческого духа, которой затем приписывается самостоятельное существование. Не Бог создал человека, а человек создал Бога – итог философских размышлений Фейербаха.

Значительный вклад внесен Фейербахом в этику. Создал новое учение о нравственности как единстве и взаимосвязи Я и Ты. Стремление к счастью - основная движущая сила в жизни человека, но человек не может быть счастлив эгоистически, в его сознании обязательно присутствует образ Другого (Ты). Философия Фейербаха гуманистична: счастье возможно только на основе единения людей.

Марксистская философия явилась преемницей предшествующих концепций и одновременно прорывом в развитии европейской и мировой культуры.

Возникновение диалектико-материалистической философии связано с именами К.Марска и Ф.Энгельса. Классический марксизм сформировался в 40-90 гг. 19 века.

Социально-экономические предпосылки формирования диалектико-материалистических воззрений были связаны с ускоренным развитием капиталистических отношений, когда все в большей степени стали обнажаться противоречия между трудом и капиталом, а также формировался новый субъект исторического процесса – пролетариат. В 30-40 годы 19 века он открыто заявил о своих экономических, социальных, политических правах. Классовая борьба пролетариата с буржуазией приняла острый характер.

К середине 19 в. появилась реальная возможность теоретического обоснования принципов материалистической диалектики, получили развитие такие науки, как физиология, эмбриология, геология.

Философия марксизма подразделяется на две части: диалектический и исторический материализм.

В соей философии Маркс и Энгельс попытались преодолеть ограниченность, односторонность положений учений как Гегеля, так и Фейербаха. В отличие от материалистов предшествующего периода, объяснявших мир на основе законов механики, Маркс и Энгельс в объяснении действительности исходили из всего многообразия законов. Они утверждали, что мир, материя находится в постоянном движении и развитии, обусловленном борьбой противоположностей, свойственных всем вещам и явлениям природного и социального мира.

Основоположники диалектического материализма ввели в теорию познания практику, которая выступает у них в качестве основы познания и критерия истины. Они утверждали, что мир познается не путем созерцания происходящих явлений, а в ходе и в результате активной деятельности людей, направленной на изменение тех или иных сторон действительности, в процессе практического воздействия на нее.

Маркс и Энгельс считали, что их философские положения не являются истиной в последней инстанции, что они неизбежно будут меняться, уточняться, обогащаться в ходе развития науки и общественной практики. В марксистской философии материализм и диалектика обрели свое истинное содержание в результате органической взаимосвязи, которая придает им целостность и качественно новую методологическую функцию.

Маркс и Энгельс показали несостоятельность идеалистического подхода к объяснению общественно-исторических явлений. Признавая значимость побудительных идеальных сил в исторической деятельности человека, они выяснили причины этих сил, которые так или иначе коренятся в материальных условиях жизни общества.

Они ввели в научный оборот понятие «материалистическое понимание истории», суть которого заключается в признании определяющей роли материального производства по отношению к другим сферам общественной жизни. При этом они подчеркивали, что социально-экономическую детерминацию не следует абсолютизировать и рассматривать как однонаправленный процесс. Духовная жизнь общества имеет собственные законы функционирования и оказывает значительное влияние на процессы в обществе, ускоряя или замедляя их.

Маркс и Энгельс имели иное, чем Фейербах понимание человека как биосоциального существа. Они осуществили системный подход к проблеме человека. Маркс показал, что сущность человека представляет собой «ансамбль» всех общественных отношений. Однако проблема человека в ее тотальности для Маркса и Энгельса не была приоритетной среди других философско-социологических проблем.

Выявив определяющую роль материального производства в жизни людей, Маркс и Энгельс пришли к выводу о решающей роли производителей материальных благ – народных масс – в общественном развитии и к пониманию классовой борьбы как движущей силы развития антагонистических обществ.

Из всей массы общественных отношений Маркс и Энгельс в качестве определяющих выделили производственные отношения, что дало возможность обнаружить повторяемость в историческом развитии различных народов и обобщить сходные общественные порядки разных стран в понятии «общественно-экономическая формация». Она характеризуется производственными отношениями, возникающими на основе определенного уровня развития производительных сил, соответствующими им политической и правовой надстройкой, формами общественного сознания, семьей, бытом. Данное обобщение позволило перейти от простого описания общественных явлений к их научному анализу и открытию обусловливающих их законов.

РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Религиозная философия (В.Соловьев, Н.Федоров, С.Булгаков, Н.Бердяев, П.Флоренский и др.). Ведущими идеями рус­ской религиозной философии этого периода были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека.

Под соборностью понималось единство людей на основе люб­ви к богу и друг другу. Соборность проявляется в коммунитарности, общности людей и не знает над собой никакого внешне­го авторитета.

Всеединство понималось в трех аспектах:

· гносеологическом — как единство трех видов знания: эмпирического (науки), рационального (философии) и мистического (религиозного созерцания), которое достигается не в результате познавательной деятельности, а интуицией, верой;

· социально-практическом — единство государства, общества, церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия;

· аксиологическом — единство трех абсолютных ценностей: добра, истины и красоты, при условии примата добра.

Абсолютная ценность человека определяется тем, что он стоит выше мертвой, слепой природы (Ф.Достоевский, Л.Толстой, Н.Бердяев и др.).

Духовный мир человека двойственен. Ему изначально присуще зло. Он своеволен. В его поступках много того, что не поддается логическому и психологическому объяснению. Пагубно преувеличивать роль рассудка. Жизнь не одно только извлечение из корня (Достоевский). Все пороки человека — следствие утраты веры, которая является необходимым условием нравственности.

Начинать совершенствование общества необходимо с совершенствования человека. Для этого важно укреплять «царство Божие» внутри нас, умножать добро и действовать в согласии с принципом непротивления злу насилием (Толстой).

Свобода человека есть мощь духа творить не из природного, а из себя. Необходимость — дурная, слабая свобода (Бердяев),

Кроме указанных направлений русской философии XIX- XX вв., в ней выделяют нередко философию русского космиз­ма и эсхатологическую философию.

Русский космизм связан с идеей единства человека и космоса, с возможностью их преображения с утверждением христианской любви и божественной премудрости, с созданием гармоничного мира, который свободен от распада и уничтожения (Соловьев).

Распространение деятельности человека на весь космос, ов­ладение им пространством и временем с помощью науки и техники позволит обрести бессмертие и возвратить к жизни все, предыдущие поколения (Федоров).

Эсхатологическая философия возникает в России в связи о апокалиптическими настроениями и предчувствиями гибели. западноевропейской культуры, глубоких потрясений в России, катастрофических последствий развития науки и техники (Со­ловьев, Леонтьев).

Оригинальное толкование Апокалипсиса с позиций актив­ной эсхатологии дал Н.Федоров. Он доказывал, что нельзя по­нимать конец мира как фатум. Это противоречило бы христианской идее свободы. Если человечество соединится для побе­ды над смертью и всеобщего воскресения, то оно может избе­жать конца мира, страшного суда и ада, перейти в вечную жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: