Принципы организации и функционирования государственной гражданской службы

Система государственной службы Российской Федерации.

Виды структур государственной службы

Понятие, цели и функции государственной службы

Демин А.А. Государственная служба, 2007

В.Д. Граждан Государственная гражданская служба, 2009

Д.Н. Бахрах Государственная служба России, 2007

С.Г. Киселев Государственная гражданская служба, 2008

Специалисты государственного управления утверждают, что государственные служащие, появляются на стадии цивилизации, когда формой организации общества становится государство. Государственная служба появилась вместе с появлением государства, как внешнее проявление государственной формы организации общественной жизни. Появление же законодательства о государственной службе связывают только с капиталистической и последующими стадиями развития человечества. Своим появлением специалисты государственного управления, государственные служащие формируют новый класс интеллигенцию.

Государственная служба в РФ создана в соответствии с положениями Конституции РФ об осуществлении власти народа непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно ст.1 ФЗ от 27 мая 2003 г. №58 — ФЗ «О системе государственной службы РФ» государственная служба — профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

1) Российской Федерации;

2) федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

3) субъектов РФ;

4) органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;

5) лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов - это так называемые «государственные должности РФ». Например к государственным должностям РФ согласно Конституции РФ отнесены следующие: Президент РФ, Председатель ГД и СФ, их замы, федеральный министр, судья Конституционного суда, Генеральный прокурор, председатель ЦБ, Полномочный представитель Президента РФ и др. все эти должности не относятся к государственной службе, то есть занимающие их лица не имеют статуса государственного служащего.

6) лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ — это так называемые «государственные должности субъектов РФ».

А.Ф.Ноздрачев определяет государственную службу как установленный государством, нормативно выраженный и легитимный, признаваемый гражданами юридический институт практического осуществления государственной власти и повседневного применения законодательства в масштабе всего общества и реального времени. [Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. М.: Статут, 1999, стр. 14.].

Особенности системы федеральной государственной службы:

1) имеет координационный характер – государственная служба всех трех ветвей федеральной власти взаимодействуют на принципе согласования совместных действий);

2) имеет нормативный характер – регулирование государственной службы ведется посредством Конституции РФ, ФЗ, Указами Президента РФ, подзаконными нормативными актами.

Основная цель государственной службы — служение государству и обществу.

Цели государственной службы можно классифицировать по следующим признакам.

1.Социальные:

а) исполнение и обеспечение полномочий государства и его органов;

б) решение общегосударственных задач управления;

в) выполнение публичных дел;

г) практическое осуществление функции государства;

д)создание условий для связи государственного аппарата с народом.

2. Экономические:

а) повышение эффективности государственного регулирования экономики;

б) осуществление от имени государства управления государственной собственностью;

в) поддержка предпринимательства;

г) обеспечение финансирования затрат на государственную службу;

д) снижение затрат на содержание государственного аппарата.

3. Государственно-политические:

а) укрепление правового социального государства;

б) организационно-техническое обеспечение органов государственной власти;

в) создание условий для связи государственного аппарата с населением;

г) выполнение конституционных требований о государственной поддержке социальной сферы;

д) обеспечение благосостояния общества.

4. Организационные:

а) обеспечение полномочий государственных органов;

б) приведение структуры государственного аппарата в соответствии с задачами государственной службы;

в) совершенствование норм, стандартов, правил регулирования состава государственного аппарата, продвижения по службе.

5. Правовые:

а) реализация государственными служащими законодательства страны;

б) разработка специализированного законодательства о государственной службе;

в) обеспечение соблюдения законодательства страны;

г) создание правовых условий для нормального функционирования государственного аппарата.

Выделяют следующие общие функции государственной службы.

1. Правоприменительная функция, предполагает реализацию норм Конституции РФ, законов и иных НПА.

2. Нормотворческая функция, заключается в наделении государственных служащих полномочиями в разработке и принятии управленческих решений.

3. Правозащитная функция, выражается в обеспечении прав и свобод граждан.

4. Регулятивная функция, заключается в обеспечении сбалансированности интересов государства и общества.

5. Организационная функция, связана с обеспечением координации и упорядоченности деятельности государственных органов.

Под структурой государственной службы следует понимать совокупность устойчивых связей, обеспечивающих целостность и тождественность государственной службы самой себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Исходя из основ теории организации структуру государственной службы можно классифицировать по следующим основаниям:

1. По особенностям деления государственной службы:

а) функциональная структура предполагает деление государственной службы на отдельные элементы, каждый их которых имеет конкретную задачу и обязанности; формирование организационных и процессуальных основ деятельности государственного аппарата, построение и правовое описание иерархии должностей, выявление, оценку, стимулирование и ответственность соответствующих работников.

б) дивизиональная структура — деление организации государственной службы происходит по видам услуг, группам клиентам или географическим регионам. Эта структура имеет перспективу в связи с усилением роли государственной службы как социального института.

2. По распределению обязанностей между структурными элементами государственной службы:

а) механистические структуры характеризуются наличием множества мелких подразделений, каждое из которых решает свою задачу. Права и обязанности государственных служащих при этом точно определены, их деятельность регламентируется инструкциями и решениями руководства;

б) органические структуры формируются тогда, когда нестабильные условия и непредсказуемость ситуации побуждает каждое подразделение действовать исходя не из инструкции и должностных обязанностей, а задач государственной службы в целом (гибкая структура).

3. По дифференциации государственной службы:

а) вертикальная структура. С ней связана дифференциация государственной службы по уровням: федеральному и региональному. Особенностью их соподчиненности и иерархии является то, что субъекты Федерации самостоятельны в формировании своей государственной службы (закон Кировской области от 02.03.2005 №314 - ЗО). Поэтому федеральная государственная служба может влиять на службу субъектов Федерации лишь косвенно, через соответствующие НПА, которые обязательны для органов власти и управления субъектов Федерации, а тем самым и для их государственной службы.

б) горизонтальная структура отражает взаимосвязь элементов государственной службы по ее видам, не подчиненных друг другу.

Система государственной службы включает в себя виды и уровни государственной службы.

В соответствии со ст. 2 ФЗ № 58 «О системе государственной службы РФ» к видам госслужбы отнесены: 1) государственная гражданская служба; 2) военная служба; 3) правоохранительная служба. При этом если государственная гражданская служба подразделяется на два уровня: федеральную государственную службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ, то военная и правоохранительная службы являются видами лишь федеральной государственной службы.


Государственная гражданская служба есть вид государственной службы, профессиональная служебная деятельность граждан на должностях гражданской государственной службы, обеспечивающих исполнение полномочий федеральных госорганов, госорганов субъектов Федерации, а также лиц, замещающих госдолжности РФ и субъектов Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях федеральной гражданской госслужбы по обеспечению исполнения полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих госдолжности РФ.

Государственная гражданская служба субъекта РФ есть профессиональная служебная деятельность граждан на должностях гражданской госслужбы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий госорганов субъекта РФ и лиц, замещающих госдолжности субъекта РФ.

Военная служба представляет собой вид федеральной госслужбы, профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных_ формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Правоохранительная служба представляет собой вид федеральной госслужбы, профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в госорганах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Между видами государственной службы организуется взаимосвязь. Она обеспечивается на основе единства системы госслужбы РФ и принципов ее построения и функционирования. Эти принципы носят конституционно-правовой характер, обеспечивающий их обязательность и соблюдение в процессе правового регулирования всех видов госслужбы.

Базовым законом для государственной гражданской службы является ФЗ №79 от 27.07. 2004 «О государственной гражданской службе РФ». Закон устанавливает 8 принципов организации и функционирования государственной гражданской службы:

1) Приоритет прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип вытекает из ст. 2 и 18 Конституции РФ, в которых человек, его права и свободы определены как высшая ценность. Обязанностью государства и всех госслужащих является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

2) Единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ. Принцип вытекает из федеративного устройства РФ, основанного на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и ее субъектов, что закреплено в ст. 5 Конституции РФ.

3) Равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.

4) Профессионализм и компетентность гражданских служащих. На реализацию данного принципа направлена не только система отбора кандидатов на госслужбу, но и система подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих, а также стимулирование их стремления к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной деятельности.

5) Стабильность гражданской службы. Принцип стабильности и устойчивости жизненно необходим для сохранения и укрепления кадров госслужащих. Они должны быть обеспечены необходимыми гарантиями от произвольных или непредсказуемых действий, затрагивающих их профессиональное положение, карьеру, социальный статус и материальное обеспечение.

6) Доступность информации о гражданской службе. Данный принцип вытекает из ст. 24 Конституции РФ, согласно которой органы государственного управления и органы местного самоуправления обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Одновременно на государственной гражданской службе действуют определенные ограничения, связанные с сохранением государственной тайны и неразглашением служебной информации. Поэтому на практике гражданской службы действует сочетание гласности и конфиденциальности, что не всегда способствует необходимой осведомленности граждан.

7) Взаимодействие с общественными объединениями и гражданами. Гражданские служащие независимы от политических и иных общественных объединений. В то же время они должны обеспечивать свободную деятельность всех религиозных объединений.

8) Защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. В соответствии со ст. 14 ФЗ № 79 закрепляет защиту сведений о гражданском служащем, а также государственную защиту его жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему имущества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: