Имидж и его слагаемые

Вопросы

ТЕМА 12. ИМИДЖ, КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ

Вопросы к теме для самопроверки

1. Переговоры с позиции силы.

2. Переговоры с позиции слабости.

3. Четыре постулата метода принципиальных переговоров.

4. Стадии переговорного процесса.

5. Правила ведения переговоров по телефону.


1. Имидж и его слагаемые.

2. Принципы создания имиджа.

3. Создание имиджа.

Имидж – это особый психический образ, сильно и определенным образом влияющий на эмоции, поведение или отношения личности или группы [3]. Без привлекательного имиджа трудно рассчитывать на высокую репутацию в деловых кругах.

Мы можем жить не только в реальном, но еще и в иллюзорном мире, далеком от реальности, так как в большинстве случаев имеем дело не с истинной информацией о ком-либо или о чем-либо, а со специально сконструированными ее образами, как правило имеющими характер стереотипов и установок. Стереотипные оценки и установки сильны и базируются прежде всего на эмоциях, переживаниях, симпатиях или антипатиях. Отсюда не только их предвзятость, но и высокая регулирующая сила – стереотипы во многом определяют поведение и отношения людей.

Определенным имиджем может обладать политический деятель, профессия, товар и пр. Формирование имиджа происходит стихийно, но чаще оно – результат работы специалистов в области политической психологии, психологии рекламы, маркетинга. Самый эффективный путь создания имиджа – использование средств массовой коммуникации. Наличие, характер и действенность имиджа выявляются в специальных исследованиях с помощью методик контент-анализа, специальных шкал и пр.

В России в 1991 г. был создан Центр прикладных исследований имиджа. Увидели свет публикации по проблеме имиджа и даже заявлена новая наука – имиджелогия. На формирование привлекательного имиджа тратятся огромные средства, особенно в период избирательных кампаний. Сегодня ни одна звезда, ни один серьезный политический деятель не обходятся без имиджмейкера.

Когда мы говорим об имидже как образе, то в основном имеем в виду два аспекта образа: формирование представлений о внутренних качествах через внешние и побудительную (мотивационную) силу образа. В этом смысле образ может быть не только у человека, политика, бизнесмена, но и у товара, фирмы, идей.

Можно сказать, что имидж – это манипулятивный, привлекательный, легко трактуемый психический образ, воздействующий на эмоциональную сферу человека (иногда на его подсознание), а через них – на его поведение и выбор. Во время сильного эмоционального впечатления снижаются механизмы контроля. Вот в чем главное отличие имиджа от психического образа, отражающего характеристики кого-либо или чего-либо.

Мы постоянно, хотим того или нет, создаем свой имидж, другой вопрос – насколько удачно мы это делаем, какими нас воспринимают другие.

2. Принципы создания имиджа

Сила иллюзорного мира велика, так как он психологически более комфортен, чем мир реальный. Иллюзорный мир все же часто пересекается с последним. Во время этих «пересечений» он обязательно должен быть похожим на него. Взаимодействие между миром реальным и миром иллюзорным осуществляется по схеме:

· метафора (выразительный, легко запоминающийся образ чего-либо);

· герой (олицетворяющий реальность, время или борьбу с ними);

· знак (характерная символика, внешность, поведение и пр.).

Их поиск и составляет главное психологическое содержание и имиджмейкерской, и рекламной деятельности. В основу формирования имиджа могут быть положены следующие принципы [1].

Принцип повторения опирается на свойства человеческой памяти: хорошо запоминается та информация, которая повторяется. Людям требуется время, чтобы сделать воспринятое сообщение своим.

Принцип непрерывного усиления воздействия обосновывает наращивание аргументированного и эмоционального обращения, например: «Это только для Вас» или «Я – для Вас» и т. д. Постепенное наращивание усилий воспринимается более положительно, что связано с противодействием человеческого сенсорного аппарата всплескам информации. При переходе порога возможного, происходит блокировка каналов восприятия и переработки поступающего потока.

Принцип «двойного вызова» означает, что сообщение воспринимается не только и не столько разумом, – важнейшую роль играют подсознательные психические процессы, эмоциональная сфера психики человека. Чтобы побудить человека к действию, надо сделать ему «двойной вызов», т. е. обратиться к сознанию и подсознанию.

3. Создание имиджа

Воздействие имиджа на людей происходит по формуле AIDA, где A (attention – от англ. «внимание») – привлечение внимания; I (interest) – пробуждение интереса к имиджу; D (demand – от англ. «требование», «потребность») – возбуждение потребности осуществить действие; А (action) – побуждение к совершению действий [2,4].

Итак, схема поэтапного управления поведением людей с помощью демонстрации имиджа: привлечение внимания – пробуждение интереса – создание потребности – спровоцированное действие.

Во многих случаях имидж менеджера – это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а потому правильного выбора модели поведения. Каждый осваивает те модели поведения, которые приносят успех. Чем объективнее представление о своем поведении, основанное на реакции людей, тем действеннее будут стратегия и тактика этого поведения. При выборе модели поведения необходимо учитывать и внешние обстоятельства.

Важную роль в создании имиджа играют эффекты фасцинации и аттракции.

Фасцинация (очарование, обаяние) – специально организованное словесное воздействие, предназначенное для уменьшения потерь значимой информации, за счет чего возрастает возможность ее воздействия на поведение людей [37]. Важный фактор фасцинации – ритмическая организация сообщения. Можно говорить монотонно и занудно или интенсивно и энергично.

Аттракция (привлечение, притяжение) – понятие, означающее появление при восприятия человека человеком привлекательности одного из них для другого [37]. На появление аттракции влияет сходство характеристик людей, а также ситуации, в которых они находятся: частота встреч, расстояние между ними, условия взаимодействия (совместная деятельность, помогающее поведение) и т. д.

При создании имиджа надо учитывать следующие его характерные особенности [3].

1. Имидж – объект идеальный, его нельзя измерить прямым образом. Оценить можно только изучая реакции на него. Имидж предполагает сильный эмоциональный отклик.

2. Эффективный имидж целостен и непротиворечив.

3. Как идеальное образование имидж неустойчив, его надо постоянно «подкреплять».

4. Сложность конструкции имиджа будет мешать его восприятию как стереотипу. Он должен содержать ограниченное число компонентов.

5. Имидж должен быть в какой-то мере реалистичен. Явное приукрашивание достоинств ведет к снижению доверия.

6. Эффективный имидж должен обладать свойством вариабельности, динамичности, в него возможно внесение корректив при необходимости.

При формировании эффективного имиджа надо отчетливо представлять, какой конкретно имидж необходим. Это определяет стратегию и содержание деятельности по его созданию.

С этой целью созданы типологии имиджа на основе базисных оснований.

В качестве первого основания выбрана направленность проявления. В этом случае имидж бывает: внешним, т. е. проявляющимся в основном во внешней среде (фирменный стиль, логотип, слоган, интерьеры офиса и т.д.) и внутренним, формируемым как впечатление о работе и отношениях персонала, если идет речь о имидже организации (корпоративные отношения, этика поведения, особенности делового общения, традиции и т. д.). Между первым и вторым должны быть тесные функциональные связи. Их несовпадение вызывает недоверие.

Второе основание – это эмоциональная окраска имиджа, позитивный и негативный имидж (формируемый оппонентами).

Третье основание – целенаправленность. По данному основанию выделяют имидж естественный, складывающийся стихийно, без рекламных акций и искусственный.

Четвертое – степень рациональности восприятия. Когнитивный имидж дает специальную информацию, ориентированную, главным образом, на людей сведущих, узких специалистов. Эмоциональный, чувственный ориентирован на широкую аудиторию и призван вызвать сильный эмоциональный отклик.

Пятое основание – это содержание имиджа, соответствие его специфике деятельности. В этом случае выделяют имидж: политиче-ский, руководителя (и его команды), организационный, территории (города, региона, страны), идеи, проекта.

Если Вы сами хотите попробовать выстроить свой имидж, то можно порекомендовать выделить следующиеэтапы построения.

1. Изучение себя. При выработке объективной самооценки используйте видео-, магнитофон, зеркало, учитывайте мнение коллег. Определите свою уникальную цветовую гамму, колорит прически и макияжа.

2. Отражение психологического портрета во внешнем облике. Отражать можно характер, темперамент, внутренний мир, черты личности.

3. Корректировка Вашего имиджа в соответствии с той жизненной ролью, которую Вы для себя избрали. У делового человека, который производит хорошее впечатление, прямая осанка, уверенная, свободная походка. Цвета классической деловой одежды имеют определенную гамму: все оттенки коричневого, бежевого, серого цвета, темно-синий или светло-синий, белый, в исключительных случаях – черный цвет. Основные черты костюма делового человека – строгость, удобство, практичность.

Окружающие человека люди и вещи порой больше, чем сам человек, говорят о его жизненных симпатиях, установках, отношении к людям. Если Вы хотите произвести впечатление солидного, уважаемого человека, Ваши визитка, зонт, портфель, записная книжка, ручка должны быть отличного качества.

Речь делового человека производит благоприятное впечатление, если он не только умеет ясно и последовательно выражать свои мысли, не испытывает затруднений в выборе слов, но и произносит слова достаточно громко и отчетливо, имеет голос приятного тембра и высоты. Манеры делового человека говорят о его воспитании, следовании правилам культуры поведения и делового этикета. Импонирует уверенность без самоуверенности и развязности. Суетливость и нервозность противопоказаны.

В знак делового поведения мужчины носят галстук. У женщины нет такого обязательного атрибута, но все-таки нужно следовать определенным правилам, чтобы не выглядеть на рабочем месте чересчур неуместно. Стилем женщины-руководителя является классический, но не лишним будет тактичное введение некоторых элементов экстравагантного, которые позволят подчеркнуть особенность, связанную с положением лидера. Строгость, четкость, определенность форм и линий дополняются модными деталями, применением контрастов, использованием смелых цветосочетаний. Не бойтесь умеренно использовать модные нюансы макияжа.

При выборе одежды мужчинам надо знать следующие правила.

1. Никогда не носите одновременно и костюм и спортивную обувь.

2. Надев костюм, не берите сумку спортивного типа.

3. Деловой костюм без галстука не носится

4. Считается элегантным, если манжеты сорочки видны из-под рукавов пиджака на 1,5–2 см.

5. Затяжной конец галстука не должен выступать из-под его лицевой части.

6. Не выделяйтесь своей одеждой в рабочее время: не носите слишком светлые костюмы, не надевайте пестрые или темные сорочки, носите носки темных расцветок. Темную обувь и белую сорочку можно носить с костюмами всех цветов.

7. Ширина галстука должна быть соразмерна ширине лацканов пиджака. Он должен быть светлее костюма и темнее сорочки.

8. Два элемента костюма подряд не должны иметь узор.

Если человек не заботится о своем внешнем облике, то вряд ли он сможет позаботиться и об интересах дела. Стиль одежды может повлиять на успех в деловых контактах, а правильно выбранный костюм способствует созданию нужной рабочей атмосферы. Следовательно, этими составляющими нельзя пренебрегать. Иногда очень дорого стоит знание, что в деловых контактах, при организации бизнеса мелочей нет. Каждая деталь Вашего образа заслуживает того, чтобы Вы ее тщательно продумали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: