Программа построения научной психологии И. М. Сеченова. Иван Михайлович Сеченов(1829—1905) считается основоположником отечественной научной психологии как науки о поведении

Иван Михайлович Сеченов (1829—1905) считается основоположником отечественной научной психологии как науки о поведении. Сеченов выдвигал следующие идеи о поведении индивида и его внутренней и внешней природе.

1. Внешняя деятельность человека может быть объяснима с помощью уже известной рефлекторной схемы, при этом не происходит вмешательства бестелесных внешних сил.

2. Рефлекторная теория формулируется в связи с проблемами произвольных и непроизвольных движений: все психически акты развиваются путем рефлекса, причем последний объясняется как отражение переданного в мозг раздражения.

3. Схема психического процесса является такой же, чтои схема рефлекса, однако имеет другую, нежели традиционная декартова дуга, наполненность и имеет форму рефлекторного кольца, состоящего из четырех этапов:

1) первый этап, когда происходит внешнее воздействие, содержит в себе способность к чувствованию специфики раздражителя. Эта способность обеспечивает организм информацией о той среде, в которой ему предстоит функционировать. И на этом этапе важную работу по определению качества стимула и соответственно среды выполняет мышца, которая наделена способностью мыслить, так как именно она, используя свои сенсорные окончания, определяет контекст пространства и времени, в котором совершается действие;

2) на втором этапе включается деятельность центральной не­рвной системы по посылке адекватной реакции, а также происхо­дит преобразование сигнала в психический образ внешней среды;

3) на третьем этапе происходит реакция органа, выраженная в движении, поступке или речи;

4) на четвертом этапе, отсутствующем в классической схеме рефлекса, происходит отправка от мышцы обратного сигнала мозгу о совершенном действии и проанализированной мышцей информации об измененной среде, и на основе этого познава­тельного акта, проведенного мышцей, в мозге формируется уже новый образ среды.

4. Рефлекторный принцип не означает сведения психического к физиологическому. Эти процессы имеют сходство по структуре и происхождению.

5. Открытие принципа торможения, означающего, что раздра­жение какого-либо центра в организме может привести не только к ответному действию, но и задержать это действие, в то время как до этого открытия использовалось только понятие возбуждения.

6. Познание имеет активный деятельностный характер, т. е. любое познание, в том числе и чувственное, есть действие.

7. Сознание имеет социальную обусловленность.

Сеченов, полемизируя с Кавелиным по вопросам научной методологии психологии, развивал свою программу построения этой науки, изложенную им в работе «кому и как разрабатывать психологию (1873). В ней Сеченов выдвигает следующие идеи:

1) научная психология должна включать в себя ряд учений о происхождении психической деятельности и поведения.

2) методологически необходимо рассматривать любой психо­логический акт по принципу рефлекторной дуги: описывая его начало, центральную фазу и конец;

3) психология как объективная наука должна отказаться от рассмотрения человека в пределах его сознания и обратиться к изучению человека в контексте его объективных отношений с миром;

4) психология должна использовать в своих исследованиях генетический подход, отказавшись от интроспективного метода по причине его бесплодности. Идеи Сеченова получили широкий резонанс в научных кругах, найдя и сторонников, и критиков. Тем не менее им было создано целое исследовательское направление, которое впоследствии нашло свое отражение не только в психологии, где на основе учения Сеченова И. П. Павлов разработал свою знаменитую теорию о высшей нервной деятельности, но активно использовалось в медицине, физиологии, педагогике.

Учение И. П. Павлова об условно-рефлекторной деятельности .

Иван Петрович Павлов (1849—1936) являлся продолжателем учения Сеченова о рефлексах. В его лаборатории эту проблему изучало много ученых, причем не только из России. Разработанное Павловым учение о поведении получило широкий резонанс в мировых научных кругах и повлияло на возникновение многих зарубежных и отечественных течений в психологии, крупнейшим которых был бихевиоризм, активно развивавшийся после открытого кризиса в психологии. Основные положения учения Павлова таковы.

1. Существует тесная связь между живым существом и средой, которая выражается в воздействии последней на организм через различные стимулы, на которые он дает реакцию.

2. Существует две категории раздражителей и отсюда вытекает два вида рефлексов, т. е. реакций на эти раздражители:

— раздражители безусловные, сразу и непосредственно вызывающие ответную реакцию, продуцируют безусловные рефлексы;

— раздражители безусловные, указывающие на те условий среды, которые могут принести пользу или вред организму, и поэтому организм может не сразу на них реагировать, а реакция в таком случае носит название условного рефлекса.

3. Для формирования условного рефлекса необходимо, помимо собственно раздражителя, и так называемое подкрепление и реакции как правильной или неправильной. Подкрепление в этом случае будет называться положительным или отрицатель­ным соответственно.

4. В процессе подкрепления раздражитель преобразуется в сигнал, информирующий организм о ситуации в окружающей среде, а подкрепление, в свою очередь, обуславливает и определяет поведение, которое помогает индивиду выжить в этой среде.

5. Обучение должно строиться на выработке условных рефлексов.

6. Поведение можно предсказать, если знать набор условий, от которых зависит выработка условного рефлекса, и это доказа­но экспериментально.

7. Важно постоянное и планомерное подкрепление, иначе по­степенно происходит нарушение связи, установленной между сигналом и реакцией на него организма, и со временем рефлекс теряет свою силу.

8. Рефлекс является как физиологическим, так и психическим явлением, так как сигнал, поступающий из окружающей среды, обрабатывается первой сигнальной системой, включающей в себя ощущения и восприятие.

9. Второй сигнальной системой, существующей исключи­тельно у человека, является речевая деятельность, в частности слова, которые образуют понятие.

10. Постепенное расширение понятия подкрепления, которое может быть не только биологическим (пища), но и социальным.

11. Распространение понятия рефлекса на мотивационную часть личности не ведет к биологизации психики, так как вво­дятся новые виды рефлекса — «рефлекс цели» и «рефлекс сво­боды». Это означает, что деятельность организма хоть и зави­сит от внешних обстоятельств, но не может осуществляться без энергетических затрат организма, а они уже имеют непосредственное отношение к психике. Важно, что Павлов, при­меняя понятие рефлекса не только к животному, но и к чело­веческому поведению, усматривал в нем энергетическое ядро мотива, без которого невозможно формирование рефлекса. Это придает концепции Павлова не только биологический, но и психологический характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: