В структуре деятельности следует различать субъект и объект деятельности.
Субъект - тот, кто осуществляет деятельность, объект - это то, на что она направлена. Субъектом деятельности может быть человек, группа людей, организация, государственный орган.
Объектом могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей.
Деятельность человека имеет следующую структуру:
- потребность;
- мотив,
- цель,
- средства,
- действия,
- результаг.
Упрощенно структуру человеческой деятельности можно представить следую щим образом:
Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Иными словами, потребность - это нужда в чем-либо Потребность обычно направлена на какой-либо предмет (например, голод - это нужда в пище). Потребности можно разделить на три группы (по Л.Н.Боголюбову):
- биологические, или естественные, физиологические (нужда в питании, воде, дыхании, теплообмене, движении, самоохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека);
|
|
- социальные, порожденные обществом (самореализация, самоутверждение, общественное признание достоинств личности);
- идеальные, или духовные (познавать окружающий мир в целом и в его частностях, осознавать свое место в нем, смысл и предназначение своего существования).
Приведенная классификация не единственная в научной литературе. Американский психолог А.Маслоу выделил следующие потребности:
- физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т.д.;
- экзистенциальные (от лат. «существование»): в безопасности своего существования, постоянстве условий жизнедеятельн ости, уверенности в завтрашнем дне;
- социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими;
- престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте;
- духовные: в самоактуализации, самовыражении. Согласно теории Маслоу первые два типа потребностей - первичные (врожденные), следующие три - вторичные (приобретенные).
Потребности человека проявляются в мотивах деятельности. Мотив (с фр. «побудительная причина, повод к какому-либо действию») - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности, осознаваемая причина, которой обусловлен выбор действий и поступков. Психологи под мотивом понимают то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В роли мотивов могут выступать:
|
|
- потребности;
- социальные установки;
- убеждения;
- интересы;
- увлечения и эмоции;
- идеалы людей.
Наряду с потребностями важнейшим мотивом являются социальные установки - общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определенным образом относительно данного объекта (например, человек либо расположен к созданию семьи, либо не расположен).
Важнейшую роль в мотивах деятельности играют убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы (что-то объективно значимое, нужное для индивида, группы или общества).
С интересами связаны идеалы. Общественный идеал - это образ совершенного общества, в котором находят отражение интересы и стремления определенной социальной группы.
Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека (например, вначале в голове художника возникает образ, затем он материализуется). Когда цель определена, ее достижения или неуспех деятельности зависят от средств.
Средства - совокупность элементов, необходимых для достижения цели. Средства должны соответствовать цели.
Любая деятельность состоит из отдельных действий.
Немецкий социолог М. Вебер (1864-1920) разработал классификацию действий на основе зависимости от их мотивов
Действия | Сущность | Возможные примеры |
Целерациональные | Ориентированность на рационально поставленную и продуманную цель | Выполнение трудовых или учебных задач |
Ценностно-рациональные | Следование своим убеждениям и нравственным ценностям | Забота о престарелых |
Аффективные | Обусловленность эмоциональным состоянием индивида | Ярость в бою |
Традиционные | Основано на длительной привычке | Создание запасов продуктов |
В действии можно усмотреть цель, средство, результат. Так, учебная деятельность включает в себя разнообразные действия:
- запись лекций,
- чтение книг,
- решение задач.
Любая деятельность - это цепь действий. Результат - это осуществленная цель деятельности. Деятельность человека принципиально отличается от активности животных:
1) активность животных вызвана естественными потребностями, а деятельность человека порождается искусственными потребностями. Эти потребности реализуются в познании (научном и художественном), творчестве, в нравственном самосовершенствовании и других, т.е. она носит творческий характер;
2) деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных направлена не на изменение, а на приспособление к окружающему миру;
3) предметная деятельность людей с рождения им не дана, она формируется в процессе обучения и воспитания. Активность животных изначально задана инстинктами.