ГЛАВА 8. Субъектность педагога

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Субъектность педагога

Психологи выделяют следующие свойства субъектности педагога:

• психофизиологические (индивидные) свойства субъекта (задатки), выступающие как предпосылки осуществления им своей профессиональной роли;

• способности;

• направленность и другие личностные свойства;

• профессионально-педагогические и предметные знания и умения (И.А.Зимняя, 1997).

Одно из принципиальных положений педагогики со­стоит в том, что интеллект оттачивается интеллектом, характер воспитывается характером, личность форми­руется личностью. В данном случае яркая, неординар­ная, привлекательная личность учителя выступает важ­нейшим условием и средством достижения успеха в, воспитательной и образовательной деятельности. Важ­нейшим из требований, предъявляемых к педагогу-про­фессионалу, является чёткость его социально-профес­сиональной позиции, в которой он выражает себя в качестве субъекта педагогической деятельности.

Под позицией педагога мы понимаем систему тех интеллектуальных, волевых, и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности, которые являются источником его активности. С одной стороны, она оп­ределяется требованиями, ожиданиями и возможнос­тями, предъявляемыми и предоставляемыми ему об­ществом. А с другой стороны, необходимо учитывать действие внутренних источников активности личнос­ти педагога — его влечения, переживания, мотивы, цели, ценностные ориентации, мировоззрение и иде­алы. Другими словами, в позиции педагога проявля­ется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Позицию педагога в этой связи можно трактовать как совокуп­ность и взаимодействие двух её составляющих — со­циальной и профессиональной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: