Сущность административного права

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Сущность административного права………………………………………5

2. Предмет административного права………………………………………..8

3. Метод административного права…………………………………………10

4. Нормы административного права……………………………………….12

5. Понятие, признаки и состав административного правонарушения…….14

6. Понятие, цели и особенности административной ответственности……17

Заключение……………………………………………………………………19

Литература…………………………………………………………………….21

Введение

Идущий в России процесс последовательной демократизации об­щества, установления правовых основ государственного строительст­ва, укрепления правопорядка и законности, более полного обеспече­ния прав и свобод человека все ближе подвигают общество к этапу завершения формирования подлинно правового государства.

Менталитет россиянина, как известно, во многом склоняет его к вере во власть, к надежде на генерального управителя общественными де­лами. Державные мотивы никогда не были отвергаемы подданными и гражданами Российского государства. Отсюда неподдельный инте­рес к сфере политики, к организации и функционированию государ­ственной власти. Об интересе к праву со стороны россиянина нельзя сказать того, что мы говорим об отношении к государству. Здесь скорее имело место безразличие или откровенный правовой нигилизм. Однако времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Право сопровождает чело­века с момента рождения и до окончания жизненного пути.

Понимание этих процессов и реалий, происходящих на правовом поле, знакомство с важнейшими институтами права и государства се­годня — и насущная потребность, и неотъемлемая обязанность каж­дого сознательного гражданина, поэтому рассмотрение темы административного права и меры ответственности за его нарушение актуально в настоящее время.

Административное право является профилирующей, опорной, ба­зисной отраслью правовой системы наряду с конституционным, граж­данским и уголовным правом.

Целью написания данной работы является рассмотрение вопросов административного права и ответственности за его нарушение.

Исходя из поставленной цели, задачи работы следующие:

- рассмотреть сущность административного права; предмет административного права;

- рассмотреть метод административного права; нормы административного права; понятие, признаки и состав административного правонарушения; понятие, цели и особенности административной ответственности.

Сущность административного права

Административное право представляет собой совокупность пра­вовых норм, регулирующих определенные сферы общественных отно­шений» составляющих предмет этой отрасли права[1, c. 231]. При этом предмет административного права отвечает на вопрос: что, какие обществен­ные отношения регулируются нормами данной отрасли права, а метод административного права отвечает на вопрос: как, каким образом эти нормы выполняют свое регулирующие воздействие[1, c. 232].

Однако прежде чем говорить о предмете и методе административ­ного права, необходимо показать его сущность, предназначение, целе­вую направленность, т.е. самое главное, что характеризует эту отрасль права.

Административное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления. Поэтому адми­нистративное право называют правом управления или управленчес­ким правом, ибо содержанием деятельности органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления является именно государственное; или «публичное», управление. Такое понимание сущности административного права было обще­принятым на протяжении десятилетий. Однако в современных усло­виях сущность административного права должна быть дополнена вто­рым и, может быть, самым важным элементом. Административное право теперь все в большей мере призвано регулировать обществен­ные отношения, возникающие между личностью и государством, меж­ду гражданином и органами исполнительной власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата.

В этой связи огромное значение имеют цели, достижению которых служит административное право.

Назовем три такие цели[5, c. 184]:

Во-первых, административное право обеспечивает рамки правовых стандартов, внутри которых должно осуществляться управление го­сударством и обществом. Это значит, что органы исполнительной власти и их должностные лица осуществляют свою деятельность толь­ко в рамках установленных законом полномочий, это означает недо­пустимость, выхода за их пределы.

Во-вторых, административное право должно обеспечить оптималь­ный уровень управления государством и обществом с использованием административно-правовых институтов, например государственной службы» административной ответственности. Это значит, что хорошее администрирование должно осуществляться экономно, эффективно и рентабельно использовать имеющиеся ресурсы. Такой уровень дости­жим лишь при открытости, прозрачности, возможности обжалования при принятии и исполнении принимаемых решений.

В-третьих, административное право призвано обеспечить законное и справедливое обращение с гражданами, создание необходимых ус­ловий для реализации прав и свобод личности в управлении. Органы исполнительной власти и их должностные лица обладают большой властью в отношении граждан. Получение многих благ (лицензии, со­циальные льготы, пенсии, право заняться бизнесом и т. д. и т. п.) зави­сит от администрации. Основная цель здесь — государство, органы исполнительной власти, должностные лица должны обращаться с людьми справедливо, их права, свободы и законные интересы должны уважаться.

Изменения сущности административного права связаны, прежде всего, со становлением Российской Федерации как демократического федеративного правового государства.

Суть изменений, которые здесь происходят, состоит в том, что ранее административное право представляло собой совокупность в основ­ном подзаконных актов, т.е. постановлений правительства, актов ми­нистерств и ведомств приказов, инструкций, наставлений, уставов, положений, которые нередко не только подменяли закон, но и допол­няли, изменяли, а подчас и сводили его на «нет». Как можно заметить, теперь основные вопросы функционирования исполнительной власти регулируются на основе законов, нормативных указов Президента РФ. Уже приняты таможенный, налоговый, бюджетный, воздушный, водный и некоторые другие кодексы, носящие преимущественно ад­министративно-правовой характер. Принят новый Кодекс РФ об ад­министративных правонарушениях, вступивший в силу с 1 июля 2002 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: