Мотивация — совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и направляющих его к определенному виду деятельности.
В основе мотивации лежат те или иные нереализованные потребности, которые, преломляясь через призму личностных особенностей и индивидуального жизненного опыта, направляют человека к определенным действиям.
Таким образом, мотивы — это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Некоторые психологи определяют мотивы как «осознанные, осмысленные и прочувствованные потребности», однако такое определение вер но далеко не всегда. У человека могут быть и подсознательные мотивы, определяющие его поведение. Так как эти мотивы не осознаются чело веком, он додумывает другие, рациональные мотивы, с помощью которых пытается объяснить свои поступки.
Мотивы характеризуются двумя основными свойствами: силой и устойчивостъю.
Функции мотивов
1. Побуждающая — вызывают активность человека, придают ему энергию.
2. Направляющая — определяют выбор объекта, на который будет направлена активность человека в ближайшее время.
3. Регулирующая — определяют очередность реализации потребностей.
В свою очередь потребность определяется как нужда индивида в тех или иных условиях существования, предметах или людях, без которых данный индивид испытывает состояние дискомфорта.
Эволюцию живых существ нельзя объяснить только пассивным приспособлением к среде обитания. Потребности — источник активности живых существ. Это генетические программы, направленные на освоение окружающей среды. Чем больше потребностей у живого организма, тем он активней, тем больше его экспансия, тем выше конкурентоспособность в борьбе за существование. Из всех живых организмов, обитающих на Земле, больше всего потребностей у человека. Одни люди отдают все свои силы карьере, другие самоотверженно занимаются наукой, а третьи проводят жизнь в философских поисках смысла жизни.
Потребность есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах.
Особенности потребностей
1. Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.
2. Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить («Голодной куме только хлеб на уме», «У кого что болит, тот про то и говорит»).
3. Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности — отрицательными, а затем — в случае ее удовлетворения — положительными.
4. Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения — примитивные животные — высокоразвитые животные — человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный — грудной младенец — дошкольник — школьник — взрослый человек.
5. Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.
По мере осознания и реализации любой потребности, одновременно происходит и закономерное изменение мотивации, вызванное данной потребностью. Варианты изменения мотивации в процессе реализации потребности отображены на рис. 17.1.
Штриховыми линиями показана эволюция мотивации при невозможности удовлетворения потребности.
Различные ученые по-разному объясняли сущность человеческих потребностей. Взгляды отдельных ученых на данный предмет отражены в табл. 17.1.
Рис. 17.1. Изменение характера мотивации по мере удовлетворения актуальной потребности
Таблица 17.1. Подходы к потребностям
Подход | Суть подхода | Автор |
Потребность как нужда | Состояние индивида при нужде в условиях жизни, предметах и объектах, без которых невозможно его существование и развитие | С. Л. Рубинштейн |
Потребность как отношение | Потребность — это система отношений между субъектом и средой обитания | Д. А. Леонтьев |
Потребность как отклонение от уровня адаптации | Потребность есть результат отклонения внешней или внутренней реальности от сложившихся ожиданий субъекта по поводу этой реальности | Д. К. Мак-Клеланд |
Потребность как состояние | Под потребностью понимается динамическое состояние, которое отличается повышенной активностью и толкающей человека к определенным действиям, При этом отмечается повышенное напряжение, которое «разряжается» при удовлетворении потребности. Таким образом, в процессе возникновения и удовлетворения потребностей человек проходит через ряд динамических состояний, отличающихся уровнем своей напряженности | Курт-Левин |
Существует множество классификаций потребностей. Одна из них разделяет все потребности по происхождению на две большие группы — естественные и культурные (рис. 17.2). Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.
Другая классификация (по уровню сложности) разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.
К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, в экономии сил и пр.).
К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми, к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.
Духовные потребности человека — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.
Американский психолог У. Мак-Дугалл полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определенные инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определенной деятельности. Соотношение основных инстинктов и их проявлений, согласно воззрениям этого ученого, показано в табл. 17.2.
Следует отметить, что в данной таблице отсутствует весьма сильный инстинкт экономии сил, проявлением которого является такое психологическое понятие, как лень.
Обычно у человека имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную как пирамида Абрахама Маслоу. Согласно идее этого американского психолога, нижний уровень ее составляют физиологические потребности, затем идут потребность в безопасности, выше — потребность в любви, затем потребность в уважении и признании, а на самом верху пирамиды — стремление личности к самореализации. Однако этими потребностями далеко не исчерпывается набор актуальных потребностей человека. Не менее важными являются потребности в познании, свободе и красоте. Поэтому имеет смысл дополнить концепцию А. Маслоу еще несколькими потребностями (рис. 17.3).
Таблица 17.2. Соотношение инстинктов и потребностей
Инстинкт | Его проявление |
Пищевой инстинкт | Голод |
Инстинкт самосохранения (страх) | Бегство |
Стадный инстинкт | Стремление к общению |
Инстинкт приобретательства | Жадность |
Инстинкт продолжения рода | Половое влечение |
Родительский инстинкт | Нежность |
Инстинкт созидания | Стремление к активности |
Отвращение | Неприятие, отторжение |
Удивление | Любознательность |
Гнев | Агрессивность |
Смущение | Самоуничижение |
Воодушевление | Самоутверждение |
Рис. 17.3. Пирамида потребностей Абрахама Маслоу (с изменениями)
Более подробно содержание потребностей каждого уровня описано табл. 17.3.
Таблица 17.3. Содержание уровней пирамиды потребностей
Уровень потребностей | Содержание |
Физиологические (биологические) потребности | Потребность человека в еде, питье, кислороде, оптимальном температурном режиме и влажности воздуха, отдыхе, полоном активности и пр. |
Потребность в безопасности и стабильности | Потребность в стабильности существования нынешнего порядка пещей. Уверенность и завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной |
Потребность влюбви и принадлежности к группе | Потребность любить и быть любимым. Потребность общаться с другими людьми, быть причастным к какой-то группе |
Потребность в уважении и признании | а) Стремление к свободе и независимости; желание быть сильным, компетентным и уверенным всебе; б) желание обладать высокой репутацией, стремление кпрестижу, высокому общественному положению и власти |
Потребность в новизне | Стремление к получению повой информации. Сюда также относится потребность что-то знать и уметь |
Потребность к преодолению трудностей | Потребность к риску, приключениям и преодолению трудностей |
Потребность к независимости | Потребность к личной свободе, к независимости от других людей и внешних обстоятельств |
Потребность к красоте и гармонии | Потребность к порядку, гармонии, красоте |
Потребность в самореализации | Стремление реализовать свою уникальность, потребность делать то, что тебе правиться, к чему ты имеешь способности и таланты |
Человек сознает свободу своих действий, и ему кажется, что он волен поступать так или иначе. Но познание людьми истинной причины своих чувств, мыслей и желаний нередко оказывается ложным. Они далеко не всегда осознают истинные мотивы и глубинные причины своих поступков. Как говорил еще Фридрих Энгельс, «люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того чтобы объяснять их из своих потребностей».
Существуют разные подходы к классификации мотивов поведения человека, исходя из преобладающих социальных установок, ведущего вида деятельности, степени осознанности и т. д. (табл. 17.4). Выбор того или иного подхода, как правило, диктуется целью психологического исследования.
Таблица 17.4. Классификация мотивов
Группа мотивов | Примеры видов мотивов |
По содержанию потребностей | Биологические и социальные |
Самоуважения и самоунижения | |
По социальным установкам | Личные и общественные |
Эгоистические и альтруистические | |
Нравственные и безнравственные | |
По видам деятельности | Трудовые |
Учебные | |
Исследовательские | |
Коммуникативные | |
По степени осознания | Осознанные |
Не осознанные | |
По длительности | Кратковременные |
Средней длительности | |
Устойчивые | |
По уровню притязаний | Достижение успеха |
Избегание неудач |
Рассматривая вопрос о мотивации к успеху и избеганию неудач, следует заметить, что, как показывают исследования, большинство людей можно отнести к одному из двух альтернативных классов: одни из них стремятся к успеху, другие — стараются избегать возможных неудач. Эти два мотива определяют разные стратегии жизни, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки. Основные отличия данных мотивов показаны в табл. 17.5.
Таблица 17.5. Сравнение мотивации к успеху и мотивации к избеганию неудач
Критерий отличия | Избегание неудачи | Стремление к успеху | ||
Главный мотив | Любыми средствами избежать возможной неудачи | Любыми средствами добиться успеха | ||
Отношение к имеющимся ресурсам | Главное — не потерять то, что уже есть | Недостаточно того, что уже имеется, хочется большего | ||
Уровень целей | Ставят перед собой или очень легкие цели, которые легко достигать, или такие трудные, таким образом, чтобы не достижение их не повлияло на самооценку | Цели — выше средней трудности; их достижение или не достижение существенно влияет па самооценку | ||
Критерий отличия | Избегание неудачи | Стремление к успеху | ||
Характер поведения по отношению к поставленной цели | Непоследовательны в достижении цели, склонны к поиску помощи для их достижения | Последовательны и упорны в достижении цели. Самостоятельно достигают их | ||
Отношение к ситуациям, где имеется риск или ответственность | Избегают подобных ситуаций. Отношение к риску двоякое — в основном избегают его, по иногда идут на необоснованный риск | Активно ищут такие ситуации и принимают в них участие. Не боятся соревнований. Готовы принять вызов | ||
Стратегии поведения при неудачах | При неудаче отказываются от принятой стратегии в пользу менее эффективной. После успеха выбирают более легкую цель, после неудачи — более трудную | При неудаче стараются корректировать стратегию поведения или выбирают более легкие цели. После успеха выбирают более трудные Цели | ||
Отношение к обрат ной связи | Не стремятся к обратной связи, показывающей степень эффективности их поведения | Ищут возможность Получить обратную связь, внимательно к ней прислушиваются | ||
Масштаб и сроки планирования | По срокам — ближайшее, реже — весьма отдаленное и нечеткое планирование. По масштабу - мелкое либо очень глобальное(нереалистичное) планирование | По срокам — среднесрочные или отдаленные планы. По масштабу — реалистичное, исходя из возможностей | ||
Самооценка | Неустойчивая: завышенная или заниженная | Адекватная и устойчивая | ||