Отличие психики животных и человека
Животные
| Человек
|
Инстинктивно-биологическая деятельность
| Деятельность направляется познавательной потребностью и потребностью в общении
|
Нет совместной деятельности, групповое поведение животных подчиняется исключительно биологическими целями (питания, размножения, самосохранения)
| Человеческое общество возникло на основе совместной трудовой деятельности. Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности
|
Руководствуется наглядными представлениями, действует в рамках наглядной ситуации
| Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости
|
Типичны наследственно-закрепленные программы поведения (инстинкты). Научение ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому наследственные видовые программы поведения приспосабливаются к конкретным условиям существования
| Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков). Закрепление и передача опыта поколений в материальной форме, в форме предметов материальной культуры
|
Могут создавать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не используют орудия постоянно. Животное не способно изготавливать орудия с помощью другого орудия
| Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям. Изготовление орудия труда с помощью другого предмета или орудия, изготовление орудия впрок предполагало наличие образа будущего действия, т.е. появление плана сознания
|
Приспосабливается к внешней среде
| Преобразует внешний мир в соответствии со своими потребностями
|
Вопросы для самопроверки
- Какие этапы развития психики у животных можно выделить?
- Чем отличаются навыки животных от инстинктов?
- Какие действия животных обозначаются термином «разумные»?
- В чем отличие человеческой психики от психики животных?
- В чем состоит роль труда как фактора развития сознания человека?
- Какова роль языка в развитии сознания человека?
- Каковы основные факторы возникновения и развития сознания человека?