Виды движений и действий младенца

Прогрессивные Тупиковые
Движения Действия
- удерживание головки; - сиденье; - ползанье; - передвижение на четвереньках; - тянется к предметам; - схватывает и удерживает их; - манипуляция (размахивание, бросание, постукивание) - сосание пальцев; - рассматривание руки, поднесение ее к лицу, ощупывание рук; − раскачивание на четвереньках.
- принятие вертикального положения тела; первые попытки ходьбы.    

Прогрессивные движения и действия способствуют получению новых впечатлений, ознакомлению с новыми предметами и их свойствами. Они необходимы для психического развития ребенка и являются показателем достижения уровня психического развития.

Тупиковые действия ограничивают познание окружающего мира.

Формирование двигательной активности:

P Перемещение в пространстве.

P Ползанье - наблюдается в конце первого – начале второго полугодия. Одна из основных причин – ребенок пытается достать игрушку. Сначала тянется то одной, то другой рукой, продвигаясь вперед. Ножки при этом остаются неподвижными («низкое» ползанье»). Затем – «высокое» ползанье (передвижение на четвереньках).

P Ходьба - подготовительный период: учится подниматься на ножки, стоять, держаться за опору, переступать стоя без опоры, затем - ходьба с опорой.

Большая роль принадлежит взрослым, который должен побуждать ребенка к ходьбе, а не ползанью.

Хватание. До 4-5 нед. – при нерезких звуках и зрительных раздражениях – торможение движений. В 1,5-3 мес. реакцию оживления сопровождают импульсивные движения.

Период преддействий (от 2,5 до 4,5 мес.) – увидев предмет, ребенок долго фиксирует его взглядом, затем начинает шевелиться, ощупывать кисти собственных рук, но не делая пока никаких движений в сторону предмета. Только после того, как предмет несколько раз был вложен в руку ребенка и зрительные и осязательные ощущения у него ассоциировались (т.е. установилась условная связь), появляются неловкие и неточные движения рук в сторону предмета; ребенок цепляется за него пальцами. На этом этапе начинается развитие произвольного характера движений; комплексное восприятие предметов – ощупывание и разглядывание объекта, поворот головы в сторону звучащего предмета.

В 4 мес. – ощупывает случайно задетый предмет, появляется повторное похлопывание по нему рукой и охватывание, 4,5-5 мес. – свободно достают, захватывают и удерживают предмет двумя руками, в 6 мес. – достают игрушку одной рукой. Но, хватание еще несовершенно: рука движется петлеобразно, по дуге, часто отклоняется от нужного направления, все предметы хватает одинаково – прижимает все пальцы к ладони. Однако действия ребенка становятся результативными, т.к. он повторно притягивает или отталкивает предмет, размахивает им, стаскивает один предмет с другого. Демонстрирует недовольство, если не может достать игрушку, и успокаивается, когда достаёт. В 7-8 мес. – последовательное и точное приближение руки к предмету, схватывание и удержание его пальцами. На 9 мес. расположение пальцев уже зависит от формы и величины предмета: мелкий предмет - нацеливается 2-мя пальцами (указательным и большим); большой предмет - раскрывает все пальцы. Появляются указательные движения пальцами, тем самым ребенок противопоставляет большой палец остальным. В 10-11 мес. прежде, чем взять предмет, заранее складывает пальцы в соответствии с его формой и величиной.

Таким образом, хватание является важнейшим новообразованием младенчества.

Манипулирование предметами. Овладев захватом предмета, ребенок начинает совершать с ним простые манипуляции: размахивать, тянет в рот, стучит, трясет, бросает. Здесь ребенок еще не учитывает назначение предметов (погремушкой, ложкой, палочкой, карандашом он манипулирует совершенно одинаково). Постепенно малыш замечает, что некоторые предметы при размахивании или сжимании могут пищать, бренчать. И он начинает специально проделывать все это, ожидая определенного результат

Во втором полугодии ребенок усваивает сложные манипуляции, подражая взрослым: укладывание, вкладывание, нанизывание, открывание и т.п. с 2-3 предметами.

К концу младенчества в манипуляциях появляется важная особенность: усвоив какое-либо действие, ребенок пытается применить его в разных условиях, выполнить с разными предметами, как бы выясняя, подходит ли для этого новый предмет.

В течение 1-го года жизни ребенок до известной степени овладевает движениями собственного тела. Из непроизвольных - рефлекторных и импульсивных, вызываемых чувствами, - движения младенца постепенно превращаются в произвольные, управляемые. Но это касается именно движений, а не действий в целом. Младенец еще не ставит перед собой осознанные цели. Если он тянется к игрушке, то не потому, что решил взять ее, а потому, что сама игрушка привлекает, как бы «притягивает» его к себе.

Таким образом, в младенчестве впервые появляются произвольные движения, но произвольных действий еще нет.

Кризис первого года жизни. Суть любого кризиса в детском развитии, по Л.С.Выготскому, состоит в следующем: новообразования возраста, которые складываются к концу к концу возрастного периода, вступают в противоречие со старой социальной ситуацией развития. Так, возросшая, благодаря ходьбе и первому слову, самостоятельность ребенка делает рамки единства матери и ребенка слишком узкими.

Начало кризиса 1-го года жизни можно отнести к 9 мес. развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: