Этапы формирования навыка

Этап развития навыка Характер навыка Цель навыка Особенности выполнения Действия
1. Ознакомительный Осмысливание действий и их представление Ознакомление с приемами выполнения действий Отчетливое понимание цели, но смутное – способов ее достижения; весьма грубые ошибки при действии
2. Подготовительный (аналитический) Сознательное, но неумелое выполнение Овладение отдельными элементами действия; анализ способов их выполнения Отчетливое понимание способов выполнения действия, но неточное и неустойчивое его выполнение; много лишних движений, очень напряжено внимание; сосредоточенность на своих действиях; плохой контроль
3. Стандартизирующий (синтетический) Автоматизация элементов действия Сочетание и объединение элементарных движений в единое действие Повышение качества движений, их слияние, устранение лишних, перенос внимания на результат; улучшение контроля, переход к мускульному контролю
4. Варьирующий (ситуативный) автоматизация Пластическая приспособляемость к ситуации Овладение произвольным регулированием характером действия Гибкое целесообразное выполнение действий; контроль на основе специальных сенсорных синтезов; интеллектуальные синтезы (интуиция)

Важным средством формирования навыка служит речевая деятельность – словесное воспроизведение человеком наблюдаемых и выполняемых действий, а также идеальная деятельность – воспроизведение в «уме» образа действия, которое требуется совершить.

К условиям, обеспечивающим успешное формирования навыков, относится также число упражнений, их темп и распределение во времени. Важное значение имеет знание результата. Таким образом, основными условиями формирования навыков являются:

  • четкость поставленной цели;
  • планирование деятельности, осознание способа выполнения;
  • контроль;
  • самоконтроль;
  • оценка деятельности.

Навык может быть сформирован разными путями: через простой показ, объяснение, сочетание показа с объяснением. Во всех случаях необходимо осознать схему действия и место в нем каждой операции.

Формирование отдельного навыка никогда не является самостоятельным, изолированным процессом. На него влияет, в нем участвует весь предшествующий опыт человека. В выработке навыка существенную роль играют и индивидуальные различия. Одни и те же навыки у одних людей вырабатываются намного быстрее, чем у других. Выработка навыка совершается неравномерно, иногда скачкообразно.

Причины, влияющие на продуктивность навыка

Объективные ⇓ Субъективные
Физиологические ⇓ Психические ⇓
  • конструкция оборудования;
  • ухудшение качества и состояния оборудования;
  • ухудшение условий, в которых выполняются действия;
  • ошибки педагога, допущенные в процессе обучения
· утомление; · состояние здоровья · отношение к деятельности; · степень уверенности в своих силах; · настроение; · динамика навыка

Утомление и усталость. Известно, что всякая деятельность приводит к утомлению.

Утомление – физиологическое явление, естественное истощение сил работающего органа или всего организма в процессе деятельности, вызванное затратой энергии и необходимостью ее восстановления.

Усталость – переживание человеком утомления. Само переживание не является прямым отражением утомления. В чувство усталости включается отношение человека к работе, привычка к физическому и умственному напряжению. Поэтому усталость может возникнуть до наступления физиологического утомления, даже в самом начале работы. Однообразная, неинтересная, безразличная для человека работа приводит к тому, что утомление наступает раньше нормального времени, необходимого для того, чтобы возникла усталость, имеющая физиологические причины. И наоборот, утомление, может быть приятным при интересной работе, и усталый человек будет чувствовать себя бодрым.

Утомление выражается не только в субъективном переживании чувства усталости. Объективными показателями утомления является замедление темпа работы и снижения ее качества. Исследования работоспособности показывают, что в первые 2 часа работы работоспособность повышается, достигает максимального уровня, а затем наступает ее снижение. Поэтому педагог должен правильно организовать воспитательно-образовательный процесс в работе с детьми: в первую очередь чередование занятий: а) разнообразных по содержанию материала; б) по степени сложности; в) правильно организовывать отдых между ними.

Преодолению усталости способствует и осознание мотивов и целей деятельности, творчество, отношение к деятельности.

Привычки и их роль в поведении личности. Еще один элемент деятельности - это привычка.

Привычка – это действие, выполнение которого стало потребностью. Привычки формируются путем строгого соблюдения распорядка дня, через пример окружающих, многократного повторения, постоянством условий протекания и требований деятельности. Привычки могут быть полезными и вредными. К полезным привычкам можно отнести трудовые (планирование деятельности, доведения ее до конца, действовать самостоятельно), санитарно-гигиенические (умывание, мытье рук, опрятность), культуры поведения (быть вежливым, уступать место в транспорте, помогать пожилым, правильно и красиво говорить), умственные (привычные способы мышления, привычные рассуждения, подход к решению задач).

Сходство между навыками и привычками заключается в том, что это – автоматизированные действия, бывают полезными и вредными.

Различия

Навык Привычка
1. Это возможность успешного выполнения действия. 1. Это побуждение производить действие.
2. Формируется путем упражнений. 2. Многократное повторение (закрепляются действия).
3. Связаны с решением какой-либо задачи, предполагает получение какого-либо результата, т.е. ясно осознается цель и стремление ее достигнуть. 3. Является непродуктивным элементом деятельности.
4. Это умение совершать автоматизированное действие, т.е. без специального контроля сознания. 4. Может в определенной степени сознательно контролироваться.
5. Достаточно гибки (в структуре сложных умений: перенос и интерференция). 5. Является негибкой (часто и неразумны) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое деятельность человека и чем она отличается от жизнедеятельности животных?

2. Каковы основные характеристики деятельности?

3. Что подчеркивают, когда говорят, что человек – субъект деятельности?

4. Назовите основные виды деятельности.

5. Выделите основные компоненты структуры деятельности и дайте им характеристику.

6. Может ли быть деятельность немотивированной?

7. Какова связь между мотивом и целью?

8. Раскройте специфические особенности действий, операций и их видов.

9. Что такое навык? Каков механизм формирования навыка?

10. В какие связи могут вступать сформировавшиеся и формирующиеся навыки?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: