Объект, субъекты и предмет макроэкономики. Экономическая политика

Согласно общепринятому определению, макроэкономика – это часть экономической теории, изучающая, как функционирует экономическая система в целом (как «макрорынок»). Естественно, что объектом изучения макроэкономики как науки выступает экономическая система государства в целом, то есть национальная экономика.

В экономической литературе существует несколько подходов к определению понятия «экономическая система». Все разнообразие позиций по этому вопросу можно разделить на несколько групп:

1) экономическая система понимается как совокупность экономических субъектов (продавцов, покупателей и т.п.);

2) экономическая система рассматривается как упорядоченная система связи между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ;

3) экономическая система традиционно определяется как система производства, распределения, обмена и потребления;

4) наиболее распространенное толкование – экономическая система понимается как совокупность экономических процессов, которые связаны с распределением ограниченных ресурсов (это характерно для представителей неоклассической школы).

Таким образом, экономическую систему можно определить как совокупность ресурсов и экономических субъектов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в сфере производства, распределения, обмена и потребления, образующих единое целое.

Можно дать и наиболее широкое определение: экономическая система – исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта.

К общесистемным свойствам национальной экономики можно отнести целостность, иерархичность и интегративность.

Целостность национальной экономики проявляется в том, что изменение структуры, связей и поведения любого экономического субъекта в ней оказывает воздействие на всех других экономических субъектов и изменяет систему в целом. Верно и обратное: любое изменение национальной экономики вызывает преобразование структуры, связей и поведения экономических субъектов.

Иерархичность национальной экономики означает, что она включена подсистемой в систему более высокого порядка — мировую экономику, а каждый ее компонент является системой.

Интегративность национальной экономики представляет собой обладание свойствами, которые отсутствуют у ее компонентов. Поэтому перенесение на национальную экономику свойств единичного хозяйства неправомерно. Конечно, национальная экономика объясняется суммарным эффектом, произведенным действием ее компонентов в процессе их взаимодействия, но это не исключает обладания свойствами, которые по отдельности не присущи составляющим ее подсистемам. Правомерно утверждать, что на макроуровне обнаруживаются такие закономерности и факторы, которые отсутствуют на микроэкономике (и которые невозможно обнаружить, оставаясь на уровне микроэкономического анализа).

В качестве таких подсистем выделяются четыре субъекта экономических отношений: 1) домохозяйства; 2) фирмы; 3) государство; 4) иностранный сектор («заграница»).

Домохозяйства – это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация собственной выгоды от потребления благ. В экономике домохозяйства являются: а) собственником экономических ресурсов (труда, земли, капитала и предпринимательских способностей). Продавая экономические ресурсы, домохозяйства получают доходы, большую часть которых они тратят на потребление (потребительские расходы) и поэтому выступают б) основным покупателем товаров и услуг. Оставшуюся часть дохода домохозяйства сберегают и поэтому являются в) основным сберегателем или кредитором, т.е. обеспечивают предложение кредитных средств в экономике.

Фирмы – это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация прибыли от хозяйственной деятельности. Фирмы выступают: а) покупателем экономических ресурсов, с помощью которых обеспечивается процесс производства, и поэтому являются б) основным производителем товаров и услуг в экономике. Часть выручки, полученной от продажи произведенных товаров и услуг, фирмы выплачивают домохозяйствам в виде зарплаты, ренты, процента. Для расширения процесса производства, обеспечения прироста запаса капитала и возмещения износа капитала фирмам необходимы инвестиционные товары (в первую очередь, оборудование), поэтому фирмы являются в) инвесторами, т.е. покупателями инвестиционных товаров и услуг. А поскольку, как правило, для финансирования своих инвестиционных расходов фирмы используют заемные средства, то они выступают г) основным заемщиком в экономике, т.е. предъявляют спрос на кредитные средства.

Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор экономики

Государство — это совокупность государственных учреждений и организаций, которые обладают политическим и юридическим правом воздействовать на ход экономических процессов. Это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, основная задача которого состоит в ликвидации недостатков рынка и максимизация общественного благосостояния и поэтому оно выступает: а) производителем общественных благ; б) покупателем товаров и услуг для обеспечения функционирования государственного сектора и выполнения своих многочисленных функций; в) перераспределителем национального дохода (через систему налогов и трансфертов); г) в зависимости от состояния государственного бюджета — кредитором или заемщиком на финансовом рынке. Кроме того, государство выступает: д) регулятором и организатором функционирования рыночной экономики.

Государство создает и обеспечивает институциональные основы функционирования экономики (законодательная база, система безопасности, система страхования, налоговая система и др.); обеспечивает и контролирует предложение денег в стране, поскольку обладает монопольным правом эмиссии (выпуска) денег; проводит макроэкономическую политику, которая в общем виде делится на:

· структурную, обеспечивающую экономический рост;

· стабилизационную, направленную на сглаживание циклических колебаний экономики и обеспечение полной занятости ресурсов, стабильного уровня цен и экономического равновесия.

Основными видами стабилизационной политики являются:

а) фискальная (бюджетно-налоговая) политика;

б) монетарная (денежно-кредитная) политика;

в) внешнеэкономическая политика;

г) политика доходов.

Таким образом, экономическая политика – это проводимая государством, правительством система мер в области управления экономикой, придания определенной направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами страны.

Частный и государственный секторы образуют закрытую экономику.

Добавление в анализ иностранного сектора позволяет получить открытую экономику.

Центральной проблемой макроэкономических теорий открытой экономики является исследование воздействия, оказываемого на национальное хозяйств другими национальными экономиками в процесс международного экономического сотрудничества.

Иностранный сектор («заграница») – объединяет все национальные экономики остальных стран мира и является самостоятельным рационально действующим макроэкономическим агентом, осуществляющим взаимодействие с данной страной посредством:

а) международной торговли (экспорт и импорт товаров и услуг)

б) перемещения капиталов (экспорт и импорт капитала);

в) международной миграции рабочей силы.

Данный перечень субъектов экономической системы дополняется финансово-кредитными учреждениями, выполняющими посреднические функции в перераспределении свободных денежных средств в экономике.

Предметом изучения макроэкономики выступает представленная выше совокупность взаимодействий и поведения субъектов экономической системы, конкретизирующие объект изучения, то есть механизм функционирования экономики, выявление зависимостей между всеми макроэкономическими категориями и показателями. Выделяют семь основных макроэкономических проблем, составляющих предмет ее исследования:

1) объем и структура общественного производства и национального дохода;

2) экономический цикл и его причины;

3) уровень занятости и безработицы;

4) уровень и темп инфляции;

5) экономическая политика государства;

6) закономерности и факторы экономического роста;

7) внешнеэкономическая деятельность.

Макроэкономическая теория призвана выполнять две взаимосвязанные функции:

1) позитивная функция (от лат. positive – «точное отображение») – объяснение сущности исследуемых явлений, процессов в экономической системе и на этой основе прогнозирование их развития;

2) нормативная функция – выявление возможности влиять на ход происходящих в экономической системе событий. Поэтому макроэкономика оказывает активное воздействие на экономическую политику правительства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: