Категория общения в психологии. Аспекты общения

Функция белка Как проявляется Примеры белков
     
     
     
     
     
     
     

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования

«Улан-Удэнский инженерно-педагогический колледж»

(ГБОУ СПО «У-УИПК»)

Курс лекций

Дисциплина Психология общения

для специальности 140408 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (в горной промышленности)

Разработчик (автор) Филиппова С.Д., высшая категория

uuipk@mail.ru

г. Улан-Удэ

Оглавление

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ.. 3

1.1. Категория общения в психологии. Аспекты общения. 3

1. Категория общения в психологии. 3

2. Аспекты общения. 4

1.2. Функции, виды, уровни, структура общения. 7

1. Функции общения. 7

2. Виды общения. 8

3. Уровни общении. 9

4. Структура общения. 10

1.3. Социальные роли субъектов общения. Стили и позиции в общении. 11

1. Социальные роли. 11

2. Стили общения. 11

3. Позиции в общении. 12

РАЗДЕЛ 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБЩЕНИИ.. 14

2.1. Восприятие и понимание людьми друг друга. 14

1. Составляющие перцептивной стороны общения. 14

2. Психологические механизмы восприятия. 14

3. Самоподача. 15

2.2. Технологии эффективной коммуникации. 17

1. Конструктивное общение. 17

2. Техники эффективной коммуникации. 17

3. Виды и техники слушания. 18

4. Психологические приемы расположения к себе. 19

5. Барьеры в общении. 20

2.3. Средства процесса общения. 22

2.4. Конструктивное преодоление конфликтов. 24

1. Определение конфликта. 24

2. Виды конфликтов. 24

3. Стили конфликтного поведения. 25

4. Разрешение конфликта. 26

РАЗДЕЛ 3. ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.. 29

3.1. Специфика делового общения. 29

1. Деловое общение. 29

2. Формы делового общения. 30

3.2. Этика и этикет общения. 33

1. Этика и этикет. 33

2. Правила этикета. 33

3. Этикет служебного телефонного разговора. 34

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 39

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ

Категория общения в психологии. Аспекты общения.

1. Категория общения в психологии. Общение является важнейшей категорией психологической науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. Педагогическая психология, при определенном желании, вообще вся может быть рассмотрена через призму общения, ибо практически все стороны процессов воспитания и обучения опосредованы общением. Общение является по существу центральным понятием в социальной психологии, потому что именно общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга; лидерство и руководство; сплоченность и конфликтность и др. На обыденном уровне, на уровне здравого смысла, очевидно, каждый ясно представляет себе, что стоит за словом «общение». Однако какой смысл имеет данное понятие в научной психологии?

В отечественной психологии сложилась устойчивая традиция связывать понятие «общение» с категорией «деятельность». При этом общение рассматривается лишь как форма, вид деятельности. Констатируется, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей. Само общение, на уровне дефиниции, определяется как процесс, который порождается потребностями в совместной деятельности.

При этом подчеркивается, что целесообразно понимать связь деятельности и общения в двух планах: общение может рассматриваться и как сторона совместной деятельности, и как ее продукт.

Важным теоретическим основанием к различению категорий «общение» и «деятельность» является их отнесенность к различным методологическим парадигмам. Деятельностная парадигма связана с формулой «субъект-объект», в то время как общение есть взаимодействие, осуществляемое по формуле «субъект–субъект». Деятельностная парадигма, даже примененная к профессиям социономического типа (т.е. к профессиям типа «человек–человек»), все равно в анализе процесса взаимодействия исходит из субъект-объектных представлений. В общении же никто из партнеров не может рассматриваться в качестве объекта, но каждый из них является активным субъектом этого процесса, каждый из партнеров определяет динамику и содержание процесса общения.

Рассмотренные представления о несводимости общения к деятельности находят отражение в новых определениях психологической сущности данного понятия. «Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности.

Процесс общения может обособляться от других форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность».

Итак, в самом общем виде «общение» как самостоятельная категория, не сводимая к деятельности, может быть определено следующим образом. Общение – это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый широким спектром актуальных потребностей субъектов взаимодействия, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями.

Одной из основных сфер формирования и проявления психических свойств личности является общение. Общение – условие социализации человека, его постоянная насущная потребность. В многообразных отношениях человека к миру наиболее существенными являются отношения человека к другим людям, к обществу. Эти отношения реализуются в процессе общения, в ходе которого осуществляется обмен информацией, социальная регуляция деятельности людей, возникают ценностные ориентации личности, формируются соответствующие межличностные отношения.

Общение – социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности.

Общение одухотворяет жизнедеятельность человека. В социальном общении происходят психическое развитие и самореализация индивида. Эффективное общение связано с соответствующими умениями и навыками, с культурой общения.

Общение – сложный многоплановый процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, организации совместной деятельности, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

2. Аспекты общения. В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. У человека содержание общения значительно шире, чем у живот­ных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляю­щей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. В них включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установле­ние и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое дру­гое.

В психологии выделяется восемь основных целей общения:

1. Контактная – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержание взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности.

2. Информационная – обмен сообщениями, т.е. прием-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т.д.

3. Побудительная – стимуляция активности партнера по сообщению, направляющая его на выполнение тех или иных действий.

4. Координационная – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.

5. Понимания – установление не только адекватного восприятия смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.).

6. Амотивная – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний.

7. Установление отношений – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных и деловых отношений, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду.

8. Оказание влияния – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера по общению, а также его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и др.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технических средств записи и хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: