Миссия организации. Миссия является гораздо более конкретным ориентиром, чем видение

Миссия является гораздо более конкретным ориентиром, чем видение. В отличие от видения у мис­сии есть своя финишная черта — период времени, по истече­нии которого она должна быть выполнена. Миссия должна быть сформулирована так, чтобы ее выполнение сочеталось с напряжением сил в организации, с определенным риском дея­тельности. Срок выполнения миссии должен быть обозримым и достаточно небольшим (чаще всего это пять лет) для того, чтобы нынешнее поколение работников могло увидеть резуль­таты своего труда. Так же, как и видение, миссия дает общее направление деятельности организации.

Миссия — это цель, для которой организация существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде. Мис­сия является комплексной целью, она включает внутренние (например, связанные с конкуренцией) ориентиры деятельнос­ти фирмы, выражая, таким образом, суть того успеха, которого должна добиться организация. В чем заключено особое значе­ние миссии для деятельности организации?

миссия является базисом, точкой опоры для всех плано­вых решений организации, для дальнейшего определе­ния ее целей и задач;

· миссия создает уверенность, что организация преследу­ет непротиворечивые, ясные, сравнимые цели;

• миссия помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия;

· миссия создает понимание и поддержку среди внешних участников организации (акционеров, государства, фи­нансовых фирм и т. д.), тех, кто заинтересован в ее ус­пехе.

Содержание миссии должно включать в себя следующие основные пункты:

• описание продуктов и/или услуг, предлагаемых орга­низацией;

• характеристика рынка организация определяет сво­их основных потребителей, клиентов, пользователей;

цели организации, выраженные в терминах выживания, роста, доходности;

технология — характеристика оборудования, техноло­гических процессов, инноваций в области технологии;

философия здесь должны быть выражены базовые взгляды и. ценности организации, служащие основой для со­здания системы мотивации;

• внутренняя концепция, в рамках которой организация описывает собственное впечатление о себе, указывая источни­ки силы, основные слабости конкурентоспособности, фактор выживания;

• внешний образ организации, ее имидж, подчеркиваю­щий экономическую и социальную ответственность организа­ции перед партнерами, потребителями, обществом в целом. В этой части миссия должна передать впечатление, которое фир­ма хочет произвести на внешний мир.

Вместе с тем, существуют широкое и узкое понимание мис­сии. В случае широкого понимания миссия рас­сматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации. Философия орга­низации определяет ценности, верования и принципы, в соот­ветствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, ко­торые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. Философия органи­зации обычно редко меняется. Что касается второй части мис­сии, то она может меняться в зависимости от глубины измене­ний, которые могут происходить в организации и в среде ее функционирования.

В этом случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как сформулированное утверждение отно­сительно того, для чего или по какой причине существу­ет организация, то есть миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования. Основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организа­ции, а следовательно, должны быть учтены при определении ее предназначения, являются:

собственники организации;

· сотрудники организации;

· покупатели продукта организации;

· деловые партнеры организации;

· местное сообщество;

• общество в целом.

По мнению Ф. Котлера, миссия должна выраба­тываться с учетом следующих пяти факторов:

• история фирмы, в процессе которой вырабатывалась фи­лософия фирмы, формировались ее профиль и стиль деятель­ности, место на рынке и т. п.;

• существующий стиль поведения и способ действия соб­ственников и управленческого персонала;

· состояние среды обитания организации;

• ресурсы, которые она может привести в действие для до­стижения своих целей;

отличительные особенности, которыми обладает органи­зация.

Хорошо сформулированная миссия поясняет то, чем явля­ется организация и какой она стремится быть, а также пока­зывает отличие организации от других ей подобных. Для этого в сопровождающей миссиюрасшифровке должны быть отра­жены следующие характеристики организации:

целевые ориентиры организации;

сфера деятельности организации;

философия организации;

• возможности и способы осуществления деятельно­сти организации.

Так для чего же все-таки формулируется миссия, что она дает для деятельности организации?

• Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т. п. Кроме этого, миссия способствует формированию или закреплению опреде­ленного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды;

• Во-вторых, миссия способствует формированию едине­ния внутри организации и созданию корпоративного духа.

• В-третьих, миссия создает возможность для более дейст­венного управления организацией.

Миссия задает основные направления движения органи­зации, расположение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри и вне ее. Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно для того, чтобы она бы­ла легко понята всем субъектами, взаимодействующими с ор­ганизацией, в особенности всеми членами организации. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, что­бы она исключала возможность разнотолков, но в то же время оставляла простор для творческого и гибкого развития органи­зации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: