Аварийно-спасательные работы, выполняемые при ликвидации последствий дорожнотранспортных происшествий, включают в себя следующие основные разновидности:
-спасение пострадавших при столкновениях, опрокидывании автомобилей и наездах;
-спасение пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях на железнодорожных переездах;
-спасение пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях, происшедших в ходе перевозки опасных грузов;
-спасение пострадавших при пожарах на автомобильном транспорте;
-спасение пострадавших при падении автомобилей с крутых склонов;
-спасение пострадавших при попадании автомобилей под лавины и сели;
-спасение пострадавших при падении автомобилей в водоемы.
Безопасность спасателей и пострадавших при ведении аварийно-спасательных работ при ДТП достигается:
- заблаговременной специальной подготовкой спасателей к выполнению аварийно-спасательных работ с использованием современных средств спасения, инструментов, способов и технологий их применения соответственно типовым условиям обстановки;
|
|
- допуском к выполнению аварийно-спасательных работ только лиц, обученных по соответствующей программе, сдавших зачеты и получивших соответствующее удостоверение;
- неуклонным выполнением спасателями мер безопасности и указаний командира, поддержанием высокой дисциплины и организованности;
- организацией и неукоснительным поддержанием особого режима в рабочей зоне, ограждением ее и недопущением проникновения на ее территорию посторонних лиц;
- четким распределением обязанностей между членами аварийно-спасательной группы;
- постоянным контролем за выполнением спасателями требований безопасности и оперативным оказанием им необходимой помощи при возникновении аварийных ситуаций;
- выполнением АСР в тесном взаимодействии спасательной группы с подразделением безопасности дорожного движения и бригадой скорой медицинской помощи.
Требования безопасности перед началом работ
Командир аварийно-спасательной группы по прибытии на место ДТП обязан:
- поставить транспортные средства аварийно-спасательной группы в месте, исключающем наезд транспорта, движущегося по дороге, обозначить их месторасположение установленным порядком;
- установить связь с бригадой безопасности дорожного движения, уточнить характер происшествия и меры, принятые по ограждению места происшествия и оказанию помощи
пострадавшим;
- провести разведку обстановки, уточнить состояние аварийных транспортных средств, положение и состояние пострадавших, наличие или опасность возникновения вторичных поражающих факторов (течи горючего, возникновения возгорания, опрокидывания аварийного транспортного средства, обрушения поврежденных неустойчивых конструкций и т.п.);
|
|
- поставить спасателям задачу на ведение аварийно-спасательных работ и указать меры безопасности при их выполнении; указать наиболее безопасное направление доступа к аварийному транспортному средству и пострадавшим; провести мероприятия по его стабилизации и мероприятия по локализации или предотвращению воздействия вторичных поражающих факторов;
- убедиться, что в рабочей зоне и вблизи нее нет оборванных электролиний и загазованности;
- указать границы рабочих зон:
- - первая рабочая зона - диаметром 5 м от аварийного транспортного средства - место непосредственного ведения аварийно-спасательных работ;
- - вторая рабочая зона - часть площади круга радиусом от 5 м до 10 м от аварийного транспортного средства - место размещения готового к применению аварийно-спасательного инструмента и не занятых работой спасателей;
- определить место для складирования обломков, боя стекол, а также груза, перевозимого на аварийном транспортном средстве, препятствующих проведению спасательных работ;
- установить взаимодействие с бригадой безопасности дорожного движения, особенно в части обеспечения безопасности ведения спасательных работ в условиях интенсивного движения транспорта;
- контролировать выполнение мер безопасности при развертывании и подготовке к работе.
При выполнении работ в темное время суток организовать освещение рабочих зон; включить габаритные огни и аварийно-световую сигнализацию, а в запрещенной для проезда рабочей зоне расположить химические источники света красного свечения.
При ДТП на железнодорожных переездах убедиться, что приняты меры по прекращению движения поездов или уменьшению скорости их движения.
Спасатели в соответствии с распределением обязанностей должны привести в готовность средства спасения и инструмент в порядке, указанном командиром аварийно-спасательной группы, соблюдая меры безопасности, особенно в условиях интенсивного дорожного движения.
Транспортные средства бригады расставить за границей рабочей зоны так, чтобы блокировать беспрепятственный доступ посторонних машин и лиц к месту ведения спасательных работ.
При этом должен быть обеспечен свободный доступ для машин и персонала, обеспечивающих ведение спасательных работ и оказание помощи пострадавшим.
Оградить рабочую зону на расстоянии 10 м от аварийных транспортных средств заградительной лентой красно-белого цвета (или веревкой), натянутой на стойках на высоте 1 м, с навешанными треугольниками со стороной 100 мм, желтого цвета с черной каймой, с расстоянием не более 6 м один от другого.
При ведении работ в темное время суток на ограждение навешиваются мигающие лампы красного цвета.
Спасательные средства и инструмент, необходимые для стабилизации аварийного транспортного средства, выполнения спасательных работ и оказания первой медицинской помощи пострадавшим, расположить во второй рабочей зоне в порядке, обеспечивающим их быстрое и безопасное использование.
Привести в готовность средства индивидуальной защиты, надеть каску, перчатки, средства защиты органов зрения.