Любая транспортировка неблагоприятно влияет на состояние здоровья тяжелопораженных и течение патологического процесса.
По эвакуационному признаку всех пораженных разделяют, как правило, на следующие группы:
1. подлежащие эвакуации;
2. подлежащие оставлению на данном этапе медицинской эвакуации временно или до окончательного исхода (по тяжести состояния);
3. подлежащие возвращению по месту жительства для амбулаторно-поликлинического наблюдения участкового врача и лечения.
После неотложных оперативных вмешательств пораженные, как правило, на какой-то период становятся временно нетранспортабельными. Сроки нетранспортабельности зависят от характера травмы, сложности операции и вида транспортного средства.
Наиболее распространенным, хотя и недостаточно безопасным видом транспорта является автомобиль. Тяжелопораженных, нуждающихся в более щадящих условиях транспортировки, размещают на носилках в передних секциях и не выше второго яруса. Пораженные с транспортными шинами и гипсовыми повязками, размещаются на верхних ярусах салона.
|
|
Головной конец носилок должен быть обращен в сторону кабины и приподнят на 10-15 см. выше ножного, чтобы уменьшить продольное смещение пораженных в ходе движения транспорта.
При эвакуации пораженных автомобильным транспортом необходимо выдерживать следующие сроки после оказания квалифицированной хирургической помощи:
· пораженные с огнестрельными переломами конечностей – на 2-3-и сутки после операции;
· пораженные с ранениями в грудь после торакотомии, ушивания пневмоторакса или торакоцентеза – на 2-4 сутки;
· пораженные с ранениями в голову – через 21-28 суток после операции.
Если для эвакуации используется авиационный транспорт, то 75-90 % пораженных могут быть эвакуированы в 1-2-е сутки.
Противопоказанием к эвакуации пораженных авиационным транспортом относятся:
· продолжающееся внутреннее или неостановленное наружное кровотечение;
· невосполненная тяжелая кровопотеря;
· выраженные нарушения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, требующие интенсивной терапии;
· шок второй и третьей степени;
· недренированный закрытый или клапанный пневмоторакс;
· выраженный парез кишечника после лапаротомии;
· септический шок;
· жировая эмболия.
При эвакуации пораженных в состоянии психического возбуждения принимаются меры, исключающие возможность их падения с транспортного средства (фиксация к носилкам лямками, введение седативных препаратов и т.д.).
Основной массе тяжелопораженных АОХВ потребуется лечение в непосредственной близости от зоны ЧС до их выведения из нетранспортабельного состояния с последующей эвакуацией в ближайшие ЛПУ, способные оказать исчерпывающую медицинскую помощь и провести полноценное лечение.
|
|
Эвакуация больных из ООИ, как правило, не проводится или резко ограничена. В случае выполнения требований противоэпидемиологического режима с целью недопущения рассеивания инфекции на путях эвакуации предусматривается: выделение специальных путей эвакуации; безостановочное движение через населенные пункты; наличие средств дезинфекции в автотранспорте и сбора выделений у больных; сопровождение транспорта медицинским персоналом; организация санитарно-транспортного контрольного пункта при выезде из очагов и др.
Нетранспортабельность – это состояние пораженного, обусловленное самим пораженным или перенесенным медицинским вмешательством, не позволяющее провести эвакуацию в связи с возможностью возникновения тяжелых осложнений (вплоть до смертельного исхода), вызванных условиями транспортировки.
К группе нетранспортабельных относят тех пораженных, которые нуждаются в дальнейшей эвакуации на последующий этап, по не способности перенести ее по тяжести состояния здоровья. В эту группу не включают лиц, имеющих несовместимые с жизнью повреждения.
Нетранспортабельных пораженных на этапе оказания первой помощи не выделяют. Правильно выполненные мероприятия первой врачебной помощи по жизненным показаниям лицам, не имеющим не совместимых травм с жизнью, обеспечивают подготовку пораженных к дальнейшей эвакуации.
Нетранспортабельные пораженные подлежат временной госпитализации с целью проведения интенсивной терапии.
В случае смерти пострадавшего в пути следования юридическую ответственность несет врачебный состав, давший разрешение на эвакуацию.
Сопроводительный лист (для пораженного в ЧС) и все личные документы должны находиться при каждом эвакуируемом.
Загрузка транспорта по возможности однопрофильными по характеру (хирургической, терапевтической и т.д.) и локализации поражения пострадавшими облегчает эвакуацию не только по направлению, но и по назначению, сокращая до минимума межбольничные перевозки.