Особенности развития психологической службы в России

Развитие практической психологии в значительной степени обусловило гуманизацию всей педагогической системы и привело к возникновению службы практической психологии образования в Р о с с и й с к о й Федерации.
В начале XX века в России сложилась не только законодательная база для существования и развития службы, но и система подготовки и переподготовки специалистов психологов-практиков.
Развитие практической психологии содействовало переориентации образования на индивидуальное развитие личности, изменение общей образовательной ситуации в России. Служба практической психологии уже доказала свою эффективность в решении широкого спектра таких проблем, как проектирование развивающего образа жизни личности, составление психологического портрета индивидуальности, оказание психологической помощи при работе с семьей ребенка, обеспечение психологической поддержки при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры, в том числе в процессе профессиональной адаптации, а также при выявлении причин отклонений в развитии личности, профилактике и коррекции подобных отклонений. Практический психолог содействует гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях.
Сегодня психологическая служба является необходимым компонентом системы народного образования, обеспечивающим развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества. Важнейшими условиями эффективности работы службы является правильное понимание психологом и педагогическими работниками существа их профессионального взаимодействия в единой системе образования и воспитания, взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, в решении проблем учебно-воспитательного учреждения.
Психологическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями или лицами, их заменяющими, с органами опеки и попечительства, инспекциями по делам несовершеннолетних, представителями общественных организаций, оказывающими воспитательным учреждениям помощь в воспитании и развитии детей и подростков. Для обеспечения успешной работы службы необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями.
Психологическая служба образования создается как единая система в масштабах города, области, региона, а в перспекти­ве - всей страны. Каждое звено этой системы имеет свои чет­ко определенные функции. Гарантией эффективности деятель­ности психологической службы служат последовательное и чет­кое профессиональное взаимодействие всех, подразделений.

В самом общем виде структура включает три звена: прак­тический психолог (или группа психологов) в образователь­ном учреждении, районный кабинет психологической служ­бы, Центр психологической службы.

Детский практический психолог работает в конкретном учебном заведении - детском саду, общеобразовательной школе, гимназии, детском доме и др., осуществляя психологическое изучение детей для индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения, обеспечения полноценного развития: каждого ребенка, раннего выявле­ния, преодоления и профилактики неуспеваемости недисциплинированности детей. Консультирует воспитателей, учителей, администрацию образовательного учреждения, родителей по проблемах обучения и воспитания, способ­ствует повышению их психологических знании, решению проблей педагогов как профессионалов.

Психологические кабинеты (отделы) при районных, об­ластных, городских (в зависимости от структуры органов управления народного образования в конкретном регионе) ведут непосредственную работу с психологами образователь­ных учреждений, контролируют и организуют их деятель­ность, оказывают методическую и иную профессиональную помощь, пропагандируют психолого-педагогические знания, проводят психодиагностику и психокоррекцию осо­бо сложных случаев, участвуют в работе медико-психолого-педагогических комиссий и комиссий по делам несо­вершеннолетних. Консультируют администрацию образо­вательных учреждений по социально-психологическим проблемам управления, создания оптимального социаль­но-психологического климата в педагогическом коллекти­ве и другим вопросам профессиональной деятельности. В штат кабинета помимо психологов входят также социаль­ные работники, педагог, врач-психоневрохог.

Центр психологический службы образования - головная организация, руководящая деятельностью психологов, ра­ботающих в образовательных учреждениях, психологичес­ких кабинетах и специалистов всех психологических служб определенного региона. Центр отвечает за научно-методи­ческое и научно-организационное обеспечение этих служб, за профессиональный уровень психологов, работающих в данных службах. В Центр могут обращаться родители, пе­дагоги, другие работники народного образования.

Центр состоит из двух основных отделов - индивиду­альной помощи и психологического обеспечения образо­вательных учреждений.

Руководящим органом психологической службы обра­зования выступает отдел психологической службы органов (или психолог) управления образованием соответствующе­го уровня. На федеральном уровне - отдел психологичес­кой службы Министерства образования России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: