Основное содержание правового статуса осужденных в уголовно-исполнительном законодательстве

Правовой статус граждан гарантируется Конституцией Российской Федерации. Вместе с тем права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральными законами. Такое ограничение допустимо лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Осужденные, отбывающие уголовное наказание, в силу его (наказания) сущности обязаны претерпевать правовые ограничения и, обладая особым правовым статусом, обязаны испытывать на себе определенные лишения их прав и свобод. При этом осужденные не лишаются правового статуса гражданина Российской Федерации в полном объёме. Следовательно, судить о полной вынужденной ликвидации правоспособности осужденных невозможно. Речь может идти лишь об ограничении правовых возможностей, степень которого индивидуализируется законодателем и применяется судом в полной зависимости от обстоятельств, влияющих на вид и размер наказания.

Лишения и ограничения, определенных прав и свобод осужденного означает принудительное причинение ему страданий, ущемлений, стеснений морального, физического и имущественного характера. Уголовное право, наказывая виновного, по существу вторгается в область правовых статусных возможностей виновного лица. Вместе с тем, оно (законодательство) не содержит в себе возможность применения к осужденным телесных и иных позорящих его наказаний, что, в свою очередь, полностью соответствует требованиям Всеобщей декларации прав человека (ст. 5) и Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 7).

Сохраняемое ограничительное правовое обладание и особый статус в своем сочетании составляют суть правового положения осужденных к лишению свободы.

В содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания входят права, законные интересы[99] и обязанности осужденных. Они возникают и реализуются, как правило, в рамках уголовных и уголовно-исполнительных отношений. Так, например, осужденные к лишению свободы лишаются права избирать и быть избранными (ч. 3 ст. 32 Конституции Российской Федерации).

Права, предоставляемые осужденным, носят субъективный характер, и их реализация обеспечивается посредством исполнения обязанностей противоположной стороны существующих уголовно-исполнительных отношений. Так за осужденными сохраняется право на элементарные условия жизнедеятельности в исправительных учреждениях (питание, одежда, спальные принадлежности, медицинская помощь и т.д.). В свою очередь, наличие этих прав предопределяет комплекс обязанностей администрации исправительных учреждений по их обеспечению. Указанные права носят совершенно определенный и абсолютный характер, без каких либо предварительных условий, и они должны неукоснительно соблюдаться.

Несколько по-иному следует рассматривать права осужденных, реализация которых требует определённых условий. Они формулируются в виде возможностей их предоставления администрацией исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания. Так, например, ч. 4 ст. 132 УИК РФ закрепляет то положение, в соответствии с которым при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду и учебе осужденные могут быть переведены из обычных условий отбывания в облегченные.

Важнейшим элементом правового статуса выступают обязанности осуждённых. Речь идет в первую очередь об обязанностях, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством. Сущность любой обязанности в ее смысловом выражении можно выразить в общих чертах как круг действий возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения[100].

Невыполнение осужденным возложенных на него обязанностей влечет за собой применение к виновному специальных мер, предусмотренных УИК. Такими мерами являются меры дисциплинарного воздействия на осужденных, меры по ужесточению условий их содержания в исправительном учреждении, меры по изменению исправительного учреждения в сторону ужесточения режимных требований.

Таким образом, совокупность прав и обязанностей составляют в своей совокупности содержание правового статуса осужденных.

Относительно прав и обязанностей осужденных следует подчеркнуть, что нормы гл. 2 УИК РФ закрепляют основы правового положения осужденных, систему их юридических обязанностей и субъективных прав.

Нормативное определение и законодательное закрепление правового положения лиц, отбывающих наказания, закреплено в ст. 10 УИК РФ.

Частью первой указанной статьи устанавливается, что Российская Федерация уважает и охраняет свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются их права и свободы граждан Российской Федерации. Но эти права и свободы ограничиваются уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ[101]. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

Прямым выражение принципа гуманизма уголовно-исполнительного законодательства является положение, определяющее правовой статус иностранных граждан и лиц без российского гражданства, которые в период отбывания уголовного наказания уравнены в правах с гражданами России, кроме дополнительных прав на сношение с представительствами дипломатического характера.

Размещение основных прав и обязанностей осужденных в общей части УИК объясняется тем фактом, что они в равной мере применимы к процессу исполнения всех видов уголовных наказаний и, в силу этого обстоятельства, не требуют дифференцированного закрепления.

Обязанности осуждённых (основные и специфические) определяются целой совокупностью норм Уголовно-исполнительного кодекса. В силу своего правового статуса осуждённые, отбывающие уголовное наказание, обязаны (ст. 11 УИК):

1) исполнять установленные законодательством РФ обязанности граждан РФ, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены;

2) соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказания, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов;

3) выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания;

4) вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным;

5) являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания;

6) давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. В случае неявки осужденные могут быть подвергнуты принудительному приводу;

Обеспечительная норма статьи одиннадцатой УИК (ч.6 ст. 11) устанавливает правило, в соответствии с которым неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут за собой установленную законом ответственность.

Принципиально важным является то обстоятельство, что даже в условиях отбывания уголовного наказания осужденный сохраняет правовой статус гражданина своего государства, но с ограничением его возможностей использования своих прав в полном объеме. Это положение конкретизировано в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, режимных требованиях, предъявляемых к осужденным в период отбывания наказания.

Помимо обязанностей осужденных, им предписано, неукоснительно соблюдать требования законов и установленных в обществе нравственных норм поведения в вопросах взаимоотношений между собой, с администрацией исправительных учреждений, а также иными лицами, вовлекаемыми в процесс исполнения наказания.

В вопросах нравственного исправления осуждённых должно учитываться то обстоятельство, что у человека, изначально, и в процессе его социализации вырабатывается сознание и чувство чести — чувствительность, высокая восприимчивость к своей моральной репутации, стремление заслужить положительную оценку определенных групп людей, их уважение, и избежать отрицательной оценки, неуважения, общественного осуждения. Претендуя на уважение со стороны общества, на общественное признание своих заслуг, каждый человек, естественно, должен беречь честь окружающих людей, оказывать им принятые в обществе знаки внимания, уважения и почтения. Приведенные установки нравственного порядка должны в полной мере распространяться на осужденных в период их пребывания в исправительных учреждениях. С другой стороны и это, безусловно, сами осужденные должны испытывать отношение к себе, основанное на указанных нравственных правилах.

Помимо указанных выше обязанностей, осужденные должны соблюдать правила санитарии и гигиены. В перечне основных обязанностей требование к осуждённым о соблюдении санитарии и гигиены стоит на первом месте. В условиях большого скопления людей в течение длительного времени совместного проживания эти требования закона имеют особую значимость в силу тех обстоятельств, что должны обеспечиваться противоэпидемиологические меры, устраняться возможность инфекционных поражений осужденных и другие угрозы массового поражения людей. Забота о здоровье осужденных — обязанность администрации исправительных учреждений.

Осужденные обязаны неукоснительно соблюдать и требования режимного характера, которые призваны обеспечивать их безопасность, а также безопасное состояние исправительного учреждения, а администрация обязана обеспечивать такое состояние.

Осужденные должны быть ознакомлены правилами поведения в исправительных учреждениях, и выполнять основные их требования. С этим положением тесно связано и требование к осужденным, неукоснительно выполнять законные требования администрации учреждений. При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что законодатель акцентировано, закрепляет обязанность осужденных выполнять только законные требования. Невыполнение требований, выходящих за пределы полномочий должностных лиц администрации, не может рассматриваться как неповиновение и нарушений порядка отбывания наказания и у осужденных сохраняется право на обжалование действий руководителей исправительных учреждений.

К числу специфических обязанностей осужденных следует отнести и обязательность их явки по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, дачи объяснений по вопросам исполнения требований приговора суда. Эта обязанность в большей мере относится к осужденным, отбывающим наказание не связанное с изоляцией от общества. Здесь такая явка является одной из форм контроля над их поведением и возможностью проведения с осужденными воспитательной работы. В случае неявки осужденные могут быть доставлены в принудительном порядке с привлечением виновных к установленной ответственности.

Основные обязанности осужденных (ст. 11 УИК) представлены лишь их примерным (не исчерпывающим) перечнем. Этот перечень дополняется другими, специфика которых определяется видом исправительных учреждений.

Следует отметить тесную связь основных прав осужденных с некоторыми положениями Общей и Особенной части УИК. Более детально, например, основные права осужденных раскрыты законодателем в главе второй УИК (ст. 13 «Право осужденных на личную безопасность», ст. 14 «Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных», ст. 15 «Обращения осужденных и порядок их исполнения»).

Иные основные права осужденных закрепляются в Особенной части УИК РФ. К таковым можно отнести: право на охрану здоровья в нормах (ст. ст. 72, 101, 170), право на социальное страхование и пенсионное обеспечение (ст. 98) и т.д.

Особое место в системе прав осуждённых в последнее время занимает их право не безопасное состояние. Естественное право осуждённых на жизнь, личную безопасность в местах лишения свободы подвергается постоянной угрозе ввиду всевозможных конфликтных ситуаций. Именно ощущение в сознании осуждённого его безопасного состояния предопределяет благоприятную почву для организации и проведения всего комплекса исправительного на него воздействия. Личная безопасность осуждённых обеспечивается обязанностью администрации исправительных учреждений, охраной и надзором, правом осуждённых на обращение с заявлениями и желобами, возможностью вмешательства в конфликтные ситуации уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и целым рядом других мер.

К мерам, обеспечивающим безопасность осужденных, следует относить:

1) перевод осужденного в безопасное место (мера оперативного порядка, наиболее часто применяемая);

2) медицинские меры, направленные на охрану здоровья и жизни осужденных;

3) обеспечение выполнения правил позитивного поведения осужденных в исправительном учреждении;

4) меры, предусмотренные Законом РФ «Об оперативно - розыскной деятельности»[102] и ведомственными нормативными актами. Наибольшая эффективность в вопросах обеспечения безопасности осуждённых достигается путём грамотно организованных меры оперативно - розыскные мероприятий, проводимых с целью раскрытия неочевидных преступлений, профилактики конфликтов, массовых беспорядков, неповиновений и побегов;

5) меры профилактики, направленные на выявление и устранение условий, способствующих совершению преступлений;

6) меры пресечения, являющиеся средством прекращения, устранения различного рода правонарушений и эксцессов, несущих опасность;

7) меры, применяемые в особых условиях деятельности исправительных учреждений и СИЗО при возникновении стихийных бедствий и иных чрезвычайных происшествий.

В отличие от обязанностей, основные права осужденных (ст. 12 УИК) регламентируются законодателем особо тщательно. Основные права осужденных выражаются в следующих положениях:

1) осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний;

2) осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона;

3) осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам, связанным с испытанием лекарственных средств, новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, а также проведением биомедицинских исследований;

4) осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, к Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, к уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав человека.

Получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция подвергается цензуре администрацией исправительного учреждения кроме обращений, адресованных в суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, общественной наблюдательной комиссии, в Европейский Суд по правам. Такие обращения не позднее следующего за днем подачи обращения или ходатайства рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете;

5) осужденные — граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут переписку, а также обращаются с предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке РФ[103] либо по их желанию на государственном языке субъекта РФ по месту отбывания наказания. Осужденные иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика[104]. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения, он дается на государственном языке РФ с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания;

6) осужденные имеют право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции Российской Федерации), включая получение первичной медика — санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

6.1) осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия;

7) осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий;

8) для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи. Статья 48 Конституции Российской Федерации устанавливает: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключённый под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения»;

9) осужденные к аресту, или лишению свободы — иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации. Граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в РФ, — с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных;

10) порядок осуществления прав осужденных устанавливается УИК, а также иными нормативными правовыми актами.

11) при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказания, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Жесткая и четкая регламентация основных прав и обязанностей осужденных является существенной предпосылкой к тому, что их правовой статус носит гарантированный характер и обеспечивается законом в полной мере с учетом всех требований Конституции и международных правовых рекомендаций и предписаний.

В качестве важнейшего права осужденных следует рассматривать право на их телесную неприкосновенность, выраженное в запретах на жестокое и унижающее достоинство обращение с ними. Это право гарантировано Конституцией Российской Федерации (п. 2 ст. 21) в соответствии с которой, никто не должен подвергаться пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть, без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Это положение Конституции, в свою очередь, не исключает возможность физического воздействия на осужденных, которое может иметь место быть при определенных, указанных в законе обстоятельствах. Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания» установлены правила применения к осужденным физической силы, специальных средств и оружия. Выход за рамки указанного нормативного акта является грубым нарушением и может рассматриваться в качестве основания для привлечения виновного в дисциплинарной или уголовной ответственности. Противоречащим нормальной логики и законодательным предписаниям в вопросах обращения с заключенными являются возможные факты использования осужденных для проведения медицинских и иных опытов, которые ставят или могут поставить под угрозу их жизнь, здоровье и телесную целостность. Проведение таких экспериментов строго запрещается действующим законодательством и требованиями общепризнанных международных стандартов обращения с осужденными.

В качестве существенного нововведения в уголовно-исполнительное законодательство является обязательство государства на гарантии социального обеспечение осужденных, что рассматривается в настоящее время (в отличие от ИТК РСФСР) как гарантированное право осужденных. Это право осужденных распространяется на получение ими пенсий и социальных пособий. При наступлении необходимых условий (ст. 98 УИК) осужденным устанавливается пенсия, и ее выплата производится независимо от того, где находится осужденный в исправительном учреждении, или на свободе после отбытия наказания. Привлеченный к труду осужденный подлежит и социальному страхованию.

В УИК РФ содержатся и другие права осужденных, которые закрепляются и Кодексом и другими нормативными актами (Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, Положение о дисциплинарной воинской части, Положение об уголовно-исполнительных инспекциях и др.).

В тоже время наиболее существенные права осужденных имеют самостоятельное законодательное закрепление в законе. Так, право осужденных на их личную безопасность имеет самостоятельное закрепление в ст. 13 УИК РФ. При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде ареста или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного. Руководитель учреждения по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного. Такое решение руководитель может принять и на основании оперативных материалов, и сведений поступивших из других источников.

Законом предусмотрены и иные меры безопасности в отношении определенной категории осужденных. Так, например, особой охраны подлежат осужденные, вовлекаемые в процесс отправления правосудия. В этой связи, меры безопасности в отношении осужденного, являющегося участником уголовного судопроизводства, (ч. 4 ст. 13 УИК РФ) осуществляются начальником учреждения или органа, исполняющего наказание. Поводом к охране служит мотивированное постановление (определение) суда, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя.

Действующая Концепция реформирования уголовно-исполнительной системы предполагает создание системы противодействия преступному поведению осужденных на основе применения современных инженерно-технических средств охраны и надзора, новых технологий и подходов к организации безопасности объектов уголовно-исполнительной системы. Здесь же ставится задача формирования единой технической политики в области их оснащения комплексами инженерно-технических средств охраны и надзора. Оснащение всех следственных изоляторов и исправительных учреждений современными интегрированными системами безопасности.

Статья 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закрепляет гарантированные возможности осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания. Как свидетельствует история, пастырское служение священнослужителей Русской православной Церкви в среде осужденных уже почти 200 лет является одним приоритетных направлений ее деятельности в Российском обществе. Эти вопросы достаточно актуальны и в настоящее время.

В 1992г. ИТК РСФСР был дополнен ст. 8–1 «Обеспечение свободы совести осужденного». В значительной части, благодаря новым научным взглядам на роль религии в вопросах исправления осужденных, с 90-х гг. проблемы реализации прав осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания стали предметом изучения ученых правоведов. Этот вопрос приобрел существенную актуальность и в кругах руководителей религиозных образований.

Так, на Юбилейном Архиерейском Соборе (2000г.) были обсуждены и приняты «Основы социальной концепции Русской православной Церкви», в которых вопросам принципов взаимодействия Церкви и исправительных учреждений посвящена целая глава «Преступность, наказание, исправление».

Действующее уголовно-исполнительное законодательство, в значительной степени в связи с изложенным гарантирует осужденным полную возможность осуществления права на свободу совести и свободу вероисповедания. Вопросам осуществления осуждёнными права на свободу вероисповедания в последнее время уделяется особое внимание. Осужденные в соответствии с законом вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии. Им предоставлено право свободного выбора, владения и распространения религиозных убеждений и действия в соответствии с этими убеждениями.

Администрация исправительных учреждений оказывает осуждённым помощь в вопросах организации мест отправления религиозных потребностей, обеспечение их функционирования (возведение культовых сооружений, их оборудование, приобретение литературы и т.д.). В случае отсутствия возможностей строительства религиозных сооружений религиозные надобности осуждённых отправляются в специально выделенных для этих целей помещениях.

В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. Тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителя.

Осуществление указанных прав является добровольным волеизъявлением, но при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

К осужденным к аресту или к лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных.

Допуск священнослужителей в исправительные учреждения представляется вполне логичной государственной мерой существенно и позитивно влияющей на нравственное состояние осуждённых, в значительной мере, а, порой и радикально, определяющей их настоящее и будущее мировоззрение несовместимое с преступным поведением. Такое участие церкви в процессе исправительного воздействия на осуждённых законодательно разрешено принятием Федерального закона от 21.11.2003 г. № 161-ФЗ. Расширение религиозного участия в деятельности системы исполнения уголовных наказаний представляется целесообразным при условии подконтрольности и обеспечения противодействия возможному радикализму.

Среди всей совокупности гарантированных прав осужденных особое место занимает их право на обращения, заявления, ходатайства и жалобы (ст. 15 УИК). Законом гарантировано рассмотрение ходатайств, заявлений, обращений и жалоб, поданных в любой форме (устная, письменная) администрацией исправительных учреждений. Предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в органы указанные в законе, направляются через администрацию исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.

Предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, не позднее одних суток направляются по принадлежности. Такие обращения цензуре не подлежат.

Предложение, заявления и жалобы осужденных по поводу решений и действий администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, не приостанавливают исполнение этих решений и эти действия.

Органы и должностные лица (ч. 6 ст. 15 УИК РФ), которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством РФ сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.

Гарантиями свободного пользования осужденными своими правами и исполнения обязанностей служит нормативная база уголовно-исполнительного законодательства, действенный контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления, ведомственный контроль, контроль со стороны органов прокуратуры, контроль со стороны общественных формирований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: