Тема 5. Эксплуатационное обслуживание СВТ. Наблюдения за работой оборудования и ремонт (лк – 4 ч)

5.1. Состав работ по эксплуатационному обслуживанию СВТ

В состав работ по эксплуатационному обслуживанию СВТ обычно включают:

· Наблюдения за работой СВТ во время эксплуатации с целью повышения качества эксплуатационного обслуживания,

· Работы по профилактике и техническому обслуживанию СВТ, включающие операции контроля технических параметров техники,

· Работы по восстановлению работоспособного состояния СВТ после его отказа, включающие операции контроля и диагностики восстанавливаемого объекта с целью поиска отказавшего компонента,

· Ремонт СВТ.

При этом при перечислении вышеназванных работ имелось в виду, что:

Профилактика – это работы и мероприятия по техническому обслуживанию оборудования, проводимые до возникновения отказов (профилактически) по заранее составленному плану с целью предотвращения прогрессивного износа и предупреждения отказов.

Техническое обслуживание – это (ГОСТ 18322-78) операция или комплекс операций по поддержанию работоспособности и исправности изделия в процессе применения его по назначению, а также при ожидании использования, использовании, хранении и транспортировке.

Ремонт – это (ГОСТ 18322-78) операция или комплекс операций по восстановлению работоспособности и исправности изделия, а также по восстановлению его ресурса и ресурса его составных частей.

Техническое обслуживание включает регламентированные в КД и (или) ЭД операции по поддержанию работоспособного и исправного состояния. В техническое обслуживание входят наблюдение за состоянием оборудования, правильной его эксплуатацией, контроль технического состояния, ежедневный или периодический (с периодом, неравным дню) осмотр техники, включающий своевременное регулирование блоков и механизмов и устранение мелких неисправностей (например, отошли вилки от розеток в разъёмах сетевых и сигнальных шнуров), очистка (например, корпуса компьютера от накопившейся пыли), и т.д.

Восстановление включает в себя идентификацию отказа (определение его места и характера, диагностика или поиск неисправностей и идентификация – родственные понятия), наладку и замену отказавшего элемента, регулирование и контроль технического состояния объекта в целом и заключительную операцию контроля работоспособности объекта, которая может включать в себя тестирование.

Перевод объекта из предельного состояния в работоспособное осуществляется при помощи ремонта, при котором происходит восстановление не только работоспособности, но и восстановление ресурса объекта. В ремонт могут входить разборка, дефектовка, замена или восстановление работоспособности отдельных блоков, деталей и сборочных единиц, сборка и т.д. Ремонты бывают плановые и внеплановые. Внеплановый ремонт вызван аварией оборудования и не предусмотрен годовым планом ремонтов. При правильной организации ремонтных работ в строгом соответствии с системой планово-предупредительного ремонта (ППР) внеплановых ремонтов не должно быть. Плановый ремонт выполняется в соответствии с годовым планом ремонтов и делится на текущий, средний и кап (капитальный) ремонт. Текущий ремонт предусматривает замену небольшого количества изношенных деталей и регулирование механизмов для обеспечения нормальной работы агрегата до очередного планового ремонта. Средний ремонт означает смену или ремонт отдельных узлов или деталей оборудования (разборка, сборка и выверка отдельных частей, регулировка и испытания оборудования под нагрузкой и т.д.). Капремонт требует ремонта всех базовых деталей и узлов, сюда включается сборка, регулировка, испытания оборудования под нагрузкой с целью восстановления полного ресурса.

Система ППР представляет собой совокупность организационных и технических мероприятий по обслуживанию и ремонту оборудования, проводимых профилактически по заранее составленному плану с целью предотвращения прогрессивного износа и предупреждения отказов. Сущность системы ППР заключается в проведении через определенный период работы оборудования профилактических осмотров и работ, регулировок и различных плановых ремонтов, чередование и периодичность которых определяется в КД на оборудование.

5.2. Цели проведения наблюдений за работой СВТ во время эксплуатации

Проведение наблюдений за фактической надёжностью СВТ во время эксплуатации является важнейшей работой обслуживающего персонала и важнейшим резервом повышения надёжности техники на стадии её эксплуатации. Примером высококачественной работы по наблюдениям за отказами и ошибками СВТ служит статья [8]. В ней начальник управления программно-технической инфраструктуры платежной системы Нацбанка РБ констатирует, что: «…Нацбанк РБ большое внимание уделяет совершенствованию функционирования программно-технических комплексов платежной системы с целью своевременного выявления и устранения сбоев и отказов в обслуживании межбанковских расчетов. Проводимые мероприятия позволили в 5 раз снизить число отказов системы за 2-ю половину 2001 года по сравнению с 1-й половиной того же года. Общее время простоев за счет отказов сократилось в 10 раз. В то же время за 2001 год зафиксированы 19 отказов системы по техническим причинам, что заставило для выполнения всего объема работы продлить общее время функционирования системы на 19 часов. Советом директоров Нацбанка утвержден РД «АС МБР. Общие требования к обеспечению непрерывной работы и восстановлению работоспособности участников в АС МБР». Этот РД обязывает банки иметь технические средства для обеспечения работоспособности системы в случае возникновения сбоев…».

Таким образом, целью проведения наблюдений за работой СВТ во время эксплуатации является повышение надёжности техники за счёт использования данных наблюдений. Во-первых, имея такие данные, потребитель может доказать изготовителю, что его изделие не выдерживает требований к надёжности, записанных в текстовую конструкторскую документацию. Во-вторых, при наличии данных об эксплуатационной надёжности до и после проведения некоторых мероприятий по повышению надёжности легко судить об эффективности таких мероприятий (насколько конкретно повысился тот или иной показатель надёжности). Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Конструкторским документом, куда в составе других требований записываются требования к показателям надёжности (см. [15]), перед началом проектирование является техническое задание (ТЗ), а после проектирования:

а) для серийного изделия – технические условия (ТУ),

б) для остальных видов изделий – по согласованию между разработчиком и заказчиком один или несколько из следующих документов – стандарт, ТУ, паспорт, формуляр (ФО), техническое описание (ТО), инструкция по эксплуатации (ИЭ). При этом в разделе «Требования к эксплуатационным способам обеспечения надёжности» в ТУ записываются [15] не только требования к показателям надёжности, но и требования к системе технического обслуживания и ремонта изделия, требования к организации технического диагностирования (контроля технического состояния), требования к численности, квалификации и длительности обучения обслуживающего и ремонтного персонала, требования к способам устранения отказов и повреждений, порядку использования ЗИП, порядку регулировок, требования к форме представления информации о надёжности, собираемой в ходе эксплуатации. Таким образом, ГОСТ [31] подтверждает необходимость сбора информации о надёжности в ходе наблюдений за изделием во время его эксплуатации. Отсутствие такого сбора объясняется только небольшими объёмами выпуска СВТ в нашей республике, позволяющими изготовителям относить выпускаемые изделия не к серийным, а к мелкосерийным, и, следовательно, вместо ТУ выпускать ТО или ФО. Примером такого мелкосерийного СВТ является цифровое вычислительное устройство специального назначения ТАИС.466137.002 – кассовый суммирующий аппарат (изготовитель – Минское производственное объединение вычислительной техники,), имеющий в своём составе секционные и главный денежные счётчики, блок цифрового управления, фискальную память и другие компоненты, т.е. довольно сложное вычислительное устройство. В комплект поставки этого устройства МПОВТ как изготовитель включает ТО ТАИС.466137.002 ТО и формуляр ТАИС.466137.002 ФО.

Сокращённо будем именовать изделие ТАИС.466137.002 как СЦВУ КСА /специализированное цифровое вычислительное устройство – кассовый суммирующий аппарат/. Говоря о выборе СЦВУ КСА в качестве СВТ следует отметить, что если с 1960 по 1990 годы МПОВТ являлось ведущим предприятием Советского Союза по производству ЕС ЭВМ (как больших, начиная с «Минск –2» и заканчивая ЕС–1060, так и персональных, начиная с ЕС – 1840 и заканчивая ЕС – 1842), то с 1991 года предприятие потеряло свои лидирующие позиции по производству ЭВМ и перешло на выпуск менее сложных СВТ, например, СЦВУ КСА. Дополнительно отдельные структурные подразделения и дочерние предприятия МПОВТ взялись осваивать рынок телекоммуникаций (производство АТС) и даже рынок посуды «Цептер» либо перешли в подчинение других ведомств с частичной переквалификацией (например, бывший учебный центр повышения квалификации программистов и обслуживающего персонала ЕС ЭВМ «Алгоритм» стал институтом Минтруда РБ по обучению, повышению квалификации и переподготовке безработных, включая бухгалтеров, барменов и поваров. В сложившейся ситуации СЦВУ КСА можно считать типичным представителем СВТ производства МПОВТ, вобравшим в свою конструкцию наиболее ценный 50-летний опыт МПОВТ по производству ЕС ЭВМ.

Т.о., в разделе 3.1 формуляра ТАИС.466137.002 ФО, указаны следующие показатели надёжности:

1) Полный средний срок службы – 15 лет (показатель долговечности, его из рассмотрения в дальнейшем можно исключить, так как он примерно в 3-4 раза превышает срок морального старения изделия).

2) Средняя наработка на информационный сбой – не менее 2*106 знаков (этот показатель характеризует сбои, однако в ведущейся кассиром изделия ТАИС.466137.002 книге кассира-операциониста простоев из-за сбоев в течение 2-х лет не записано и не наблюдалось, поэтому данный показатель из рассмотрения в дальнейшем также можно исключить).

3) Средняя наработка на отказ – не менее 1,5*106 строк печати средней длины. Этот показатель проектной надёжности является главным показателем безотказности, его мы обязательно должны сравнивать с аналогичным фактическим показателем. Однако в приведенном в формуляре виде данный показатель неудобен для сравнения – фактический показатель мы будем определять в часах. Поэтому проектный показатель также следует перевести в часы. Для этого рассмотрим определение показателя «потребляемая мощность». В формуляре ТАИС.466137.002 ФО этот показатель записан как «потребляемая мощность при средней информационной нагрузке 200 строк в час». Следовательно, для перевода проектного показателя, измеряемого в строках печати средней длины, в часы, его значение надо разделить на среднюю информационную нагрузку в час, т.е. 1,5*106 / 200 = 0,75 104 = 7 500 часов.

Показатели ремонтопригодности и сохраняемости изделия СЦВУ (КСА) в формуляре ТАИС.466137.002 ФО не указаны, таким образом изготовитель никак их не регламентирует. Вместе с тем, опыт сравнения проектной и фактической хотя бы безотказности других технических объектов показывает, что её оценки на стадиях проектирования и эксплуатации резко отличаются. Именно поэтому рядового пользователя изделий, в том числе и эксплуатационника, очень интересует проверка соответствия показателей надежности заданным не только на этапе приемо-сдаточных испытаний, которые в настоящее время проводятся чаще всего только изготовителем (т.е. на уровне предварительных испытаний), но, главное, на этапе эксплуатации. Действительно, доказав несоответствие фактических характеристик изделия записанным в КД, потребитель имеет право предъявить различные претензии изготовителю (например, возвратить изделия), в т.ч. финансовые.

Кроме того (во-вторых), наблюдения за работой СВТ во время эксплуатации позволяют оценить качество обслуживания техники при эксплуатации, планировать профилактики и технические обслуживания СВТ, планировать заказ и расход запасных частей, нормировать труд обслуживающего и ремонтного персонала.

5.3. Организация работ по наблюдениям за СВТ во время эксплуатации

Обычно наблюдения за работой СВТ во время эксплуатации проводятся с фиксацией имевших место отказов и сбоев в специальном документе. Как указывалось выше, требования к форме представления информации о надёжности, собираемой в ходе эксплуатации и, соответственно, виду вышеназванного специального документа, должны записываться [15] в разделе «Требования к эксплуатационным способам обеспечения надёжности» ТУ. Таким документом может быть паспорт вычислительного устройства как изделия, входящий в комплект текстовой конструкторской документации на изделие (например, паспорт СЦВУ (КСА)), обозначенный как ТАИС.466137.002 ПС). Однако конструктора, разрабатывающие названный и подобные документы из состава текстовой конструкторской документации на изделие, фиксации отказов уделяют крайне мало внимания. Дело в том, что конструктора не будут сами эксплуатировать изделие, поэтому на фиксации отказов чаще всего экономят своё время, да и подтверждение потребителем невыдерживания требований к надёжности со стороны как конструкторов, так и изготовителей (в настоящее время это чаще всего одно и тоже предприятие) конструкторам не нужны. В лучшем случае в паспорте будет страничка с графами «дата отказа», «что сломалось», «подпись ремонтника» – и никаких сведений ни о наработке, предшествующей отказу, ни о времени восстановления работоспособного состояния (времени устранения отказа).

Больше внимания, чем конструктора, проведению наблюдений за работой СВТ во время эксплуатации уделяют специализированные предприятия по ремонту техники одного и того же класса, а также специализированные подразделения по ремонту оборудования отдельных предприятий, в которых число ремонтников достаточно велико (50 и выше). На таких предприятиях и в подразделениях разрабатываются специальные формы первичного учёта отказов. Примером такой формы может быть «Технический паспорт кассового аппарата» (далее – техпаспорт), ведущийся в Центре технического обслуживания КСА республиканского унитарного предприятия «Торгтехника» (г. Минск, далее сокращённо – ЦТО). «Торгтехника» входит в состав республиканского производственного объединения «Белторгпрогресс» и ведёт централизованное техническое обслуживание КСА. В разделе 4 «Сведения о ремонтно-профилактических работах» техпаспорта, заполняемом электромеханиками ЦТО, присутствуют следующие столбцы (см. табл. 5.2, перечисляем их в порядке выполнения операций ремонта):

1. Дата и время вызова электромеханика.

2. Дата и время отправления в ремонт.

3. Дата и время начала ремонта.

4. Описание осмотра.

5. Дата и время окончания ремонта.

6. Описание выполненной работы.

7. ФИО электромеханика.

Анализ перечисленных столбцов (в частности, №№ 1-3, 5) показывает, что их количество, на наш взгляд, недостаточно для описания отдельных операций техпроцесса «Ремонт КСА». Для подтверждения этого рассмотрим процедуру нормальной работы и ремонта СЦВУ (КСА) подробнее.

Во время нормальной работы оператор СЦВУ (КСА) (кассир-операционист или просто кассир) в начале и в конце смены делает записи в «Книгу кассира-операциониста», где записывает даты работы и, главное, показания КСА (суммы пробитых через кассу денег). Названные суммы необходимы для контроля со стороны налоговой инспекции (ИМНС) сдачи всей выручки торговой точки в кассу и, соответственно, контроля правильности исчисления налогов.

При отказе СЦВУ (КСА) кассир вызывает электромеханика ЦТО. Электромеханик не может приехать немедленно, так как у него могут быть другие, сделанные ранее заявки.

Следовательно, между вызовом электромеханика и временем начала осмотра им кассового аппарата проходит некоторое время. Поэтому в форму табл. 5.2 должны быть внесены дополнительные столбцы

2а. Дата и время начала осмотра.

2б. Дата и время окончания осмотра.

после чего эта форма приняла бы вид, показанный в табл. 5.3.

Если электромеханик отправляет КСА в ремонт в стационарное ремонтное подразделение ЦТО, то последнее требует от пользователя кассового аппарата его обнуления, т.е. перевода счётчика пробитых через кассу денег на нуль. Это объясняется тем, что практически любой ремонт КСА в стационарном ремонтном подразделении ЦТО заканчивается изменением показания счётчика. Поэтому должностное лицо торгового предприятия (пользователя КСА) пишет заявление в налоговую инспекцию с просьбой разрешить обнулить кассовый аппарат. Заявление в налоговой инспекции рассматривается примерно сутки (сегодня на завтра). При получении разрешения налоговая инспекция проставляет в «Книге кассира-операциониста» специальный разрешительный штамп. После получения разрешительного штампа кассир вызывает из ЦТО машину для перевозки. Машина приезжает через несколько часов или на следующий день (поскольку заявки на перевозимые КСА группируются в ЦТО), забирает отказавший КСА в ремонт и взамен его оставляет подменный исправный КСА (для возможности работы торговой точки на период ремонта). В ЦТО неработоспособный КСА ждёт своей очереди на ремонт, ремонтируется и после этого диспетчер по телефону предупреждает пользователя аппарата об окончании ремонта. Пользователь согласовывает с диспетчером время автомобильной доставки отремонтированного КСА из ЦТО, аппарат привозят, отремонтированный КСА устанавливают на рабочее место, а подменный КСА забирают. Таким образом, процедура ремонта КСА может быть разделена на отдельные переходы, как это сделано в табл. 5.4.

Следовательно, между вызовом электромеханика и временем начала осмотра им кассового аппарата проходит некоторое время. Поэтому в форму табл. 5.2 должны быть внесены дополнительные столбцы

2а. Дата и время начала осмотра.

2б. Дата и время окончания осмотра.

после чего эта форма приняла бы вид, показанный в табл. 5.3.

Если электромеханик отправляет КСА в ремонт в стационарное ремонтное подразделение ЦТО, то последнее требует от пользователя кассового аппарата его обнуления, т.е. перевода счётчика пробитых через кассу денег на нуль. Это объясняется тем, что практически любой ремонт КСА в стационарном ремонтном подразделении ЦТО заканчивается изменением показания счётчика. Поэтому должностное лицо торгового предприятия (пользователя КСА) пишет заявление в налоговую инспекцию с просьбой


Таблица 5.3

Форма «Сведения о ремонтно-профилактических работах» техпаспорта КСА, заполняемая ЦТО УП «Торгтехника»

Дата и время Описание Номер послед- него чека Дата и время ФИО эл.мех.
вызова эл.мех. начала ремонта начала осмотра окончан осмотра осмотра выполненной работы отправления в ремонт возврата из ремонта  
               
                   
                   

Таблица 5.2

Форма «Сведения о ремонтно-профилактических работах» техпаспорта КСА, заполняемая ЦТО УП «Торгтехника»

Дата и время Описание Номер послед- него чека Дата и время ФИО эл.мех.
вызова эл.мех. начала ремонта осмотра выполненной работы отправления в ремонт возврата из ремонта  
               
               
               

Таблица 5.5

Образец реального заполнения листа формы «Сведения о ремонтно-профилактических работах» реального техпаспорта КСА, заполненного ЦТО УП «Торгтехника»

Дата и время Описание Номер послед- него чека Дата и время ФИО эл.мех.
вызова эл.мех. начала ремонта осмотра выполненной работы отправления в ремонт возврата из ремонта  
               
19.03.   Снят СВК № МН 54724 Установлен СВК № МН 59794       Долгий
18.05.   Снят СВК № МН 59794 Установлен СВК № МН 70568        

разрешить обнулить кассовый аппарат. Заявление в налоговой инспекции рассматривается примерно сутки (сегодня на завтра). При получении разрешения налоговая инспекция проставляет в «Книге кассира-операциониста» специальный разрешительный штамп. После получения разрешительного штампа кассир вызывает из ЦТО машину для перевозки. Машина приезжает через несколько часов или на следующий день (поскольку заявки на перевозимые КСА группируются в ЦТО), забирает отказавший КСА в ремонт и взамен его оставляет подменный исправный КСА (для возможности работы торговой точки на период ремонта). В ЦТО неработоспособный КСА ждёт своей очереди на ремонт, ремонтируется и после этого диспетчер по телефону предупреждает пользователя аппарата об окончании ремонта. Пользователь согласовывает с диспетчером время автомобильной доставки отремонтированного КСА из ЦТО, аппарат привозят, отремонтированный КСА устанавливают на рабочее место, а подменный КСА забирают. Таким образом, процедура ремонта КСА может быть разделена на отдельные переходы, как это сделано в табл. 5.4.

Таблица 5.4

Перечень переходов технологической операции «Ремонт КСА»

Номер и содержание перехода Дата и время начала переходов Приме-чания
     
1. Вызов электромеханика кассиром – приезд электромеханика Дата и время вызова электромеханика  
2. Приезд электромеханика – осмотр и а) ремонт им при возможности КСА или б) отправление им КСА на ремонт в ЦТО Дата и время начала ремонта (в случае «а»)  
  И т.д.  

Оставляя вопрос о недостаточности столбцов на листе «Сведения о ремонтно-профилактических работах» техпаспорта КСА, обратим внимание, как этот лист заполняется. Образец реального заполнения листа реального техпаспорта приведен в табл. 5.5. При устранении отказа собственными силами электромеханик также должен сделать отметку в разделе 4 «Сведения о ремонтно-профилактических работах» техпаспорта. Как показывает анализ этого раздела, отметок об устранении отказа собственными силами электромеханики не делают. Это говорит не о том, что таких работ не было, а о спешке электромеханика, который попросту экономит своё время. Нигде не записаны времена начала переходов, кроме первого. Описание осмотра и ремонта сделано кратко и неинформативно, суммарную длительность ремонта, включая его ожидание и простой после проведения первого осмотра, рассчитать нельзя. Таким образом:

5.4.1. Лист неудобен для заполнения, строки и графы слишком мелкие, поэтому электромеханики заполняют не все графы или заполняют их не полностью, контроль за заполнением отсутствует, что и позволяет электромеханикам заполнять не всё.

5.4.2. Неясно, проводился ли инструктаж по заполнению «Сведений о ремонтно-профилактических работах». Во-первых, нигде нет упоминания о профилактических работах, говорится только о ремонте. Во-вторых, столбец «Описание осмотра» нигде не заполнен, а в нём, видимо, следовало описывать внешнее проявление отказа.

5.4.3. На наш взгляд, не совсем рационально выбраны столбцы для заполнения. Во-первых, не хватает столбцов, введённых нами в табл. 3. Во-вторых, кроме столбца «Описание выполненной работы» целесообразно было бы ввести столбец, в котором можно записывать причину отказа (по мнению производившего ремонт электромеханика). Это способствовало бы более качественному анализу отказов КСА при его проведении.

5.4.4. Время окончания «чистого» ремонта в ЦТО или электромехаником у пользователя) в лист «Сведения о ремонтно-профилактических работах» техпаспорта записать некуда, а это время меньше времени возврата из ремонта на величину ожидания доставки и самой доставки отремонтированного КСА из ЦТО.

5.5. Расчет значений показателей фактической надежности ЭВМ

Сделанный выше анализ свидетельствует о необходимости доработки или переработки первичных форм учёта случайных времён ремонта (времён восстановления работоспособного состояния) КСА. С другой стороны, при ремонте ЭВМ или СВТ названные первичные формы чаще всего попросту вообще отсутствуют, т.к. специализированных организаций вроде «Торгтехники» по ремонту СВТ практически не осталось. Существовавшие при Советской власти Белорусское производственное объединение информатики и вычислительной техники (БПО ВТИ) как региональное республиканское подразделение Госкомитета по информатике и вычислительной технике (ГКВТИ СССР) и Белорусское подразделение объединения «СоюзЭВМкомплекс» централизованно обслуживали соответственно ЕС ЭВМ и СМ ЭВМ. В связи со снятием с производства последних указанные организации в настоящее время «умирают». Однако известно, что оценка фактической надёжности по результатам наблюдений за ней в период эксплуатации является самой точной оценкой, самым точным расчетом значений показателей фактической надежности ЭВМ. Кроме того, мероприятия, разработанные на основе анализа отказов по результатам наблюдений, позволяют сформировать программу повышения надёжности, которая даёт возможность не только повысить надёжностные показатели, но и с помощью расчета значений показателей фактической надежности ЭВМ до и после реализации программы определить абсолютное увеличение каждого показателя надёжности в отдельности.

Таким образом, из-за важности процесса наблюдений за работой СВТ возникает задача разработки названных первичных форм. На наш взгляд, ими могут быть 2 формы:

1. «Аппаратный журнал» или «Журнал учёта наработок, отказов и ошибок». Журнал может содержать столбцы, указанные в табл. 5.5 (пример 5.1) в следующем подразделе. Пример заполнения журнала приведен также. Студентам предлагается самостоятельно описать алгоритм и составить формулы в «Экселе» для автоматической обработки такого журнала.

2. «Журнал регистрации отказов, сбоев и ошибок». Журнал может содержать столбцы, указанные в табл. 5.6 (пример 5.2) в следующем подразделе. В нём столбцы с 1-го по 5-й и 10-11 должны повторять «Аппаратный журнал». В столбцах с 6-го по 9-й (число столбцов может быть больше) записываются виды переходов при ремонте (эти виды проанализированы выше, для каждого вида СВТ переходы свои, например, ожидание ремонта № 1 и т.д.), «внешнее проявление отказа (сбоя или ошибки)», «наименование отказавшей детали, сборочной единицы, её входимость», «предполагаемая причина отказа», «способ устранения отказа».

Такие журналы должны вестись на каждую единицу оборудования. В начале журнала должны указываться инвентарный и заводской номер оборудования, место эксплуатации, условия и режимы эксплуатации, сведения о том, кто заполняет журнал и кто контролирует заполнение. В журнале должна быть инструкция по его заполнению. Возможно, понадобится приказ по предприятию на проведение наблюдений.

Оценка фактической безотказности и ремонтопригодности СВТ может вестить с помощью «Экселя», листы журналов для этого приспособлены, только в конце каждого листа надо сделать строку «Итого» (см. табл. 5 (пример 5.1) и табл. 5.6 (пример 5.2) на следующем листе конспекта). Данные строки «Итого» будут представлять собой аргументы формул (3.12)-(3.14), (3.19).

.


Пример 5.1 (таблица 5.5)

Форма листа «Аппаратного журнала» персонального компьютера учебного класса («Журнала учёта наработок, отказов и ошибок»), приспособленная для обработки его с помощью «Экселя» (содержание заполненных строк является вымышленным, взятым специально для примера)

Дата Время текущего состояния Длительность текущего состояния, час Примечание ФИО сделав- шего запись
Работа Простой
Начало окончание отказ техобслу-живание прочие причины
Час мин час мин
                     
03.01.07         12,0         Лукашик
04.01.07         1,5         Лукашик
04.01.07           2,5       Лукашик
04.01.07         4,25         Лукашик
04.01.07             0,5     Лукашик
04.01.07         1,75         Лукашик
04.01.07               1,5 Нет занятий Лукашик
      Итого 19,5 2,5 0,5 1,5   Калюта

Пример 5.2 (таблица 5.6)

Форма листа «Журнал регистрации отказов, сбоев и ошибок» персонального компьютера учебного класса, приспособленная для обработки его с помощью «Экселя» (содержание заполненных строк является вымышленным, взятым специально для примера)

Дата, смена Время текущего состояния Переходы, час Примечание ФИО сделав- шего запись
ожидание осмотра  
Начало окончание осмотр и ремонт ожидание ремонта ремонт
час мин час мин
                     
04.01.07         0,5       Строка 1 Лукашик
            0,25     Строка 2 Лукашик
                1,75 Строка 3 Лукашик
    Итого 2,5           Строка 4 Лукашик

Табл. 5.6 на предыдущем листе не поместилась в ширину. Поэтому ниже в табл. 5.6а приводим примерное продолжение табл. 5.6 вправо. Для совмещения строк табл. 5.6 со строками табл. 5.6а столбец 10 «Примечание» в табл. 5.6а повторяется, причём в этом столбце курсивом пронумерованы совмещаемые строки.

Пример 5.2 (таблица 5.6а)

Форма листа «Журнал регистрации отказов, сбоев и ошибок» персонального компьютера учебного класса (продолжение вправо табл. 5.6а)

Примечание Внешнее проявление отказа, сбоя или ошибки) Наименование отказавшей детали, сборочной единицы, её входимость Предполагаемая причина отказа Способ устранения отказа ФИО сделав- шего запись
           
Строка 1         Лукашик
Строка 2          
Строка 3          
Строка 4          

5.5. Обработка результатов наблюдений

Заполненные журналы передаются для анализа. Этот анализ включает:

– работы по оценке показателей фактической безотказности и ремонтопригодности СВТ (заметьте, что при аналитическом расчёте надёжности рассчитывалась только безотказность, о ремонтопригодности даже не упоминалось),

– анализ отказов, ошибок и других неполадок, выявленных в период наблюдений. Такой анализ выполняется разработчиками с целью устранения причин возникновения конструкционных отказов, изготовителями с целью устранения производственных отказов, эксплуатационниками с целью устранения эксплуатационных отказов. Результаты анализа оформляются в виде утверждаемого документа «Анализ фактической надёжности». Главным в АФН является не расчёт фактической безотказности и ремонтопригодности СВТ, а анализ отказов и ошибок. По результатам анализа может составляться и утверждаться ПОН – программа обеспечения надёжности на различных этапах ЖЦИ.

Все вышеперечисленные работы подробно рассмотрены в методическом пособии [52] и выполняются студентами на трёх лабораторных работах. При этом для серверов разработана специальная форма журнала (журнал-3) в 4й лабораторной работе. Отличия формы:

Итак, результаты наблюдений не только помогают уменьшить простои сервера или компьютера, а также потери во время простоев обрабатываемой ими информации, но и дают возможность количественно оценить показатели надёжности сервера и компьютера и уровень потерь информации во время отказов. Однако фактические данные об отказах практически не публикуются, поэтому в [6] проанализированы результаты наблюдений в течение 2,1 года за надёжностью высокопроизводительного сервера Intel Server Board S5520UR (процессор Intel Xeon CPU E5620 x2, RAM 26 Gb, HDD 2x 2 Tb). Коэффициент готовности (КГ) этого сервера (без разделения отказов на конструктивные, производственные и эксплуатационные) составил 0,999406, коэффициент технического использования (КТИ) 0,999340, процент потерь информации (ПИ) за счёт простоев 0,066 %.

Однако если разделить простои сервера по причинам их возникновения, то окажется что 2 отказа из них относятся к эксплуатационным, и, повышая качество эксплуатации, их можно было бы избежать. Простой в связи с обновлением версии операционной системы также относится к эксплуатационным отказам, но избежать его вряд ли возможно по причине невозможности ликвидации существующего объективно морального старения программного обеспечения. Оставшихся 2 простоя (замена планки памяти 4 GB Memory Module Kit на планку большего объёма и замена винчестера на винчестер большего объёма с целью увеличения дискового пространства сервера) также невозможно отнести к конструктивным или производственным отказам – если б зараненее был куплен более дорогой сервер, но с планкой и винчестером большего объёма, эти комплектующие не пришлось бы менять во время эксплуатации.

Таким образом, фактическая безотказность (средняя наработка на отказ относительно отказов, которых нельзя было избежать) сервера Intel Server Board S5520UR оказалась не ниже 18 тысяч часов, фактический КТИ не ниже 0,9999445, а фактический процент ПИ не более 0,00445 %.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: