Маркетинг в современной экономике

В переводе с английского слово «market» означает рынок. Таким образом, этимология термина «marketing»: market – рынок; - ing – это окончание, указывающее на продолженное действие (англ.). Следовательно, термин «mаrketing» можно перевести как «деятельность в сфере рынка».

Существует множество научных определений маркетинга, их обилие объясняется несколькими причинами. Одна из них – различия в самих подходах к маркетингу. Так, с одной стороны, он рассматривается как управленческая концепция, своеобразная «философия» предпринимательства. Этот подход основывается на систематизации знаний о рынке и его элементах, безусловном приоритете интересов покупателей, гибкости и приспособляемости к требованиям рынка и активном воздействии на него.

Другим распространенным подходом к маркетингу является его раскрытие как «образа действий», т.е. как системы практических приемов и мер, направленных на достижение успеха на рынке. Кроме того, маркетинг может рассматриваться как область человеческих знаний, наука со специфическим предметом исследований, учебная дисциплина, область хозяйственной деятельности, специфическая функция предприятия и т.д.

Одно из самых коротких определений маркетинга звучит так: маркетинг – это «прибыльное для компании удовлетворение потребностей людей». Другое определение: маркетинг – это «социальный процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей индивидов и групп посредством создания и предложения обладающих ценностью товаров и услуг и обмена ими с другими людьми».

Цель современного маркетинга заключается в достижении такого уровня знаний и понимания нужд и потребностей потребителей, когда предлагаемые вами товары и услуги будут жизненно необходимы покупателям, чтобы ваш товар продавал себя сам. В идеале, результат маркетинга – готовый к покупке потребитель. А для этого необходимо сделать ваши товары и услуги нужными, известными и доступными.

Следовательно, маркетинг так же можно определить как теорию и практику управления рыночной деятельностью предприятия по наиболее полному удовлетворению потребностей потребителей с целью получения предприятием прибыли.

Понимание маркетинга изменилось в процессе развития маркетинговой деятельности. Сегодня она реализуется в таких функциях, как исследование рынка и изучение поведения покупателей, разработка новых товаров и формирование ассортиментной политики фирмы, разработка ценовой политики, организация системы распределения и сбыта товаров, формирование системы маркетинговых коммуникаций, а так же управление маркетингом. В практической деятельности предприятия маркетинг оказывает все большее влияние на ее успех на рынке.

В чем же заключаются основные положения современного маркетинга? Во-первых, маркетинг создает новый образ мышления в управлении предприятием. Маркетинг – как система мышления современного руководителя, направлен на оптимальное приспособление поставленных целей к реальным возможностям их достижения, на активный поиск системного решения возникающих проблем. Это попытка использовать наличные ресурсы и весь потенциал предприятия с учетом требований рынка. Изменения, происходящие в образе мышления, наглядно иллюстрирует эволюция концепций маркетинга на различных этапах его развития.

Во-вторых, маркетинг создает и новый образ действия предприятия на рынке. На предприятии формируется целостная система логически взаимосвязанных друг с другом методов рыночной деятельности. Складывается и развивается система продвижения товаров, в которой используется богатый набор различных приемов воздействия на потребителя: реклама, стимулирование сбыта, прямой маркетинг, гибкая ценовая политика, каналы распределения и проч.

Сегодня в нашей Республике во многих городах появилось множество крупных универсальных магазинов и специализированных бутиков, рынков и торговых центров, супер- и гипермаркетов. Проникновение среднего и крупного капитала в сферу распределения товаров объясняется необходимостью вести успешную конкурентную борьбу с мелкими предпринимателями и розничными торговцами. В этой борьбе единственным инструментом достижения целей становится маркетинг. Именно он дает возможность удовлетворить ожидания потребителей в постоянном повышении качества товаров и услуг, а также их адаптации к потребительским потребностям. Потребители все больше замечают различия между свойствами и характеристиками товаров и проявляют все меньшую лояльность к определенным торговым маркам. Они получают исчерпывающую информацию о продукции из Интернета или иных источников, что позволяет им более осознанно подходить к приобретению товаров.

Отечественные производители сталкиваются с интенсивной конкуренцией со стороны как российских, так и иностранных торговых марок, что ведет к росту затрат на продвижение и сокращению прибыльности производства. Необходимость развития маркетинга в Республики Беларусь объясняется так же укреплением конкурентных преимуществ импортной продукции благодаря агрессивному продвижению иностранных брэндов на отечественном рынке. Белорусские производители вынуждены «бороться» и с розничными торговцами, которые, собственно, и определяют, какие товары будут представлены на полках магазинов в определенных регионах Республики.

Таким образом, можно сделать вывод, что для предприятия значение маркетинга велико, поскольку ни одна фирма не может наладить эффективной работы на рынке без его использования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: