Проблемы правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства

Иностранные граждане согласно ст. 1196 ГК пользуются в нашей стране гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, т.е. им предоставляется национальный правовой режим. Следовательно, иностранные граждане, находящиеся в нашей стране, обладают равной правоспособностью независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения <1>. Они, как и российские граждане, могут иметь имущество в собственности, пользоваться жилыми помещениями и иным имуществом, наследовать и завещать имущество и иметь иные имущественные и личные неимущественные права, не запрещенные действующим гражданским законодательством и не противоречащие его общим началам. Согласно абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом. Вместе с тем иностранные граждане не могут пользоваться большей по объему правоспособностью, чем российские граждане. В связи с расширением содержания правоспособности граждан в последние годы расширилась и возможность иностранных граждан иметь гражданские права и обязанности. Например, законом значительно расширен круг объектов права собственности граждан. Положения законов, относящихся к собственности граждан, применяются также к находящейся в нашей стране собственности иностранных граждан.
Установив для иностранных граждан национальный режим, ГК предусмотрел в изъятие из этого правила возможность некоторых ограничений правоспособности иностранных граждан по сравнению с правоспособностью российских граждан. Например, в состав экипажа воздушных и морских судов могут входить по общему правилу лишь российские граждане <1>. Иностранные граждане не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных особых территориях (п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ). Ограничение гражданской правоспособности иностранных граждан, помимо указанных случаев, возможно по постановлению Правительства РФ в порядке ответной меры (реторсии) для граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения гражданской правоспособности российских граждан (ст. 1194 ГК). Например, если в какой-либо стране нашим гражданам запрещено приобретать в собственность жилые дома, то граждане этой страны согласно данному закону также не вправе будут иметь жилые дома на праве собственности на нашей территории. Гражданская правоспособность лиц без гражданства (апатридов), т.е. лиц, которые проживают на нашей территории, не являясь российскими гражданами и не имея доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства, аналогична правоспособности иностранных граждан. Согласно ст. 1196 ГК лица без гражданства пользуются гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. Следовательно, им, как и иностранным гражданам, предоставлен национальный правовой режим. Отдельные изъятия могут быть установлены законами РФ.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории РФ, гарантированы права и свободы, предусмотренные ее законами, в том числе в сфере имущественных и личных неимущественных отношений. Наряду с этим на них возлагается обязанность соблюдать требования указанных законов.

20) Коллизионные вопросы дееспособности иностранцев

Вопросы дееспособности в международном частном праве традиционно определяются в основном по личному закону в двух разновидностях:

закона гражданства

закона местожительства

После введения в действие третьей части ГК РФ отечественное право также стало использовать общепринятую в международной практике обобщающую разновидность коллизионной формулы определения дееспособности физического лица — l т.е. в праве России «личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет». Статья 1195 содержит разветвленную систему норм, позволяющих в разнообразных по фактическому составу отношениях установить, право какой страны будет выступать в качестве личного закона гражданина или лица без гражданства.

В судебной практике, и в «писаном праве» различных государств стал формироваться следующий подход: дееспособность лица подчиняется закону его отечественного государства; в то же время, если лицо, обладающее полной дееспособностью согласно иностранному закону, даже будучи недееспособным по своему национальному закону, совершает юридический акт на территории иностранного государства, оно будет рассматриваться как полностью дееспособное.

Однако при рассмотрении затронутой проблемы существенно одно немаловажное обстоятельство — речь идет преимущественно о дееспособности в рамках обязательственных отношений, ибо в иных областях, например в брачных отношениях, дееспособность представляет собой отдельный вопрос, решение которого целесообразно осветить в разделе, посвященном брачно-семейным отношениям.

Таким образом, в сегодняшней правовой действительности рассмотренный подход стал преобладающим не только в национально-правовых системах, но и в международных договорах.

Известное исключение из него существует для сделок с недвижимостью: в этом случае приведенные акты перечисленных выше и прочих государств уточняют, что способность лица заключить сделку по поводу недвижимой собственности подчиняется закону места нахождения недвижимости.

В действующем праве Российской Федерации определение дееспособности предпринимателя осуществляется по закону того государства, в котором лицо зарегистрировано в качестве такового: «Право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности»

21) Особенности правового положения иностранцев В РФ в зависимости от установленных законом сроков их пребывания в РФ.

Иностранные граждане — это лица, не являющиеся российскими гражданами и имеющие доказательства гражданства иностранного государства (если есть и то, и другое, это состояние двойного, множественного гражданства, что регулируется иначе).

Особенности правового положения иностранцев в России зависят от того, находятся они в этой стране временно или проживают постоянно, присутствуют в стране законно или являются нелегальными иммигрантами, от договоров России с тем или иным государством. Особой категорией иностранных граждан являются главы и сотрудники дипломатических представительств и консульств. Они имеют определенные привилегии и иммунитеты, установленные российскими законами и международными соглашениями. Однако в отношении всех иностранных граждан, лиц без гражданства, с множественным гражданством существует общий принцип: они должны соблюдать законы страны пребывания, их деятельность не должна наносить ущерба интересам Российского государства, законным интересам граждан РФ и других лиц. Иностранец, проживающий в России, должен иметь доход, позволяющий содержать себя и семью.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Он распространяется и на лиц без гражданства, если в отношении них не действуют специальные правила. Срок пребывания иностранного гражданина в России определяется сроком выданной ему визы, а срок временного пребывания в порядке, не требующем визы, не может превышать 90 дней. В данном случае введен уведомительный порядок при приглашениях: приглашающая сторона уведомляет об этом соответствующий федеральный орган. Для заключивших трудовое или гражданско-правовое соглашение по выполнению работ или услуг срок временного пребывания продлевается на срок договора, но не более чем на год. От этого порядка следует отличать временное проживание иностранца в России. Такое разрешение иностранцу выдается сроком на три года (но в пределах квоты, число таких лиц утверждается Правительством РФ). Отказ в выдаче разрешения на временное проживание возможен, в частности, если иностранец поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность, осужден, не может содержать себя и свою семью в пределах прожиточного минимума, не имеет жилого помещения. В течение срока действия разрешения на временное проживание иностранцу может быть выдан вид на жительство (с 14 лет) с фотографией (дети до 14 лет вносятся в вид на жительство родителей). Он дает право на постоянное проживаниев Российской Федерации. Вид на жительство выдается на пять лет и может неоднократно продлеваться.

Иностранец может быть приглашен в Российскую Федерацию любым физическим лицом, организацией, в том числе для обучения и трудовой деятельности, но приглашения оформляются официально и выдаются федеральным органом исполнительной власти.. При законной иммиграции иностранцу выдается особый документ - иммиграционная карта.

Проживающие в России иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом на труд, на предпринимательскую деятельность, на отдых, на образование, правом собственности и другими социально-экономическими и культурными правами. Они вправе вступать в профсоюзы, кооперативы, спортивные и другие объединения (кроме политических), если это не противоречит их уставам. Иностранцы и лица без гражданства пользуются личными конституционными правами (свобода совести, неприкосновенность личности, жилища и др.), могут вступать в брак с гражданами РФ и другими лицами (во всех случаях — иного пола), вправе обращаться в суд.

Иностранцы и лица без гражданства не могут участвовать в выборах в органы государственной власти, в референдумах Российской Федерации и субъектов РФ (но, как говорилось выше, при определенных условиях, на основе международных соглашений и взаимности вправе участвовать в местных выборах и референдумах), не могут быть членами политических партий, занимать государственные должности. В соответствии с российским законодательством иностранцы не вправе иметь контрольный пакет акций в электронных средствах массовой информации (на газеты, журналы это ограничение не распространяется). Ограничено право собственности иностранцев на землю. Некоторые рабочие места могут быть закрыты для иностранцев (иностранец не может быть командиром воздушного судна, работать ведущим на радио и телевидении, иностранцы не могут быть приняты на любую работу в военные городки, объекты, связанные с государственной тайной, организации, связанные с ядерным производством), а преимущества при приеме на разрешенные виды работ могут отдаваться собственным гражданам. Для посещения ряда объектов иностранцам требуется разрешение (территории закрытых административно- территориальных образований, военных городков, пограничных зон, объекты, на которых размещены органы государственной власти, есть «ограниченные зоны» в субъектах РФ и др.). Запрещена деятельность иностранных торговцев на розничных рынках.

Иностранцы наравне с гражданами РФ несут многие обязанности. Они обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, платить налоги, бережно относиться к природным богатствам, беречь памятники истории и культуры, однако они не обязаны служить в армии. За совершение преступлений, административных или иных правонарушений на территории РФ иностранцы и лица без гражданства несут ответственность наряду с гражданами РФ. Эта ответственность не распространяется на лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом.

При нарушении иностранцами сроков пребывания в России к ним может быть применена депортация - административное выдворение (без судебного решения) за пределы России. Меры по выдворению таких иностранцев и лиц без гражданства могут осуществлять федеральные органы — МВД России, ФСБ России, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Министерство здравоохранения и социального развития РФ и др. (всего девять министерств и ведомств).

22)Национальность юридического лица - это принадлежность юридического лица определенному государству. Национальность (государственная принадлежность) юридических лиц - основа их личного статута. Личный закон (статут) юридического лица и его государственная принадлежность (национальность) - категории различные. Личный закон - категория коллизионного права, право конкретного государства, компетентное ответить на вопросы, связанные с правосубъектностью юридического лица. Государственная принадлежность (национальность) - материально-правовая категория, "привязанность" юридического лица к определенному государству и его правопорядку. Национальность юридического лица - понятие условное. "Термин "национальность" в применении к юридическим лицам не имеет того значения, которое он имеет в применении к физическим лицам". В отечественной литературе высказывается мнение, что национальность юридического лица - это институт публичного права, означающий государственную принадлежность юридического лица, которая определяется в зависимости от того, решением какого государства было утверждено (зарегистрировано, одобрено) учреждение юридического лица. Понятия национальности и личного статута юридического лица совпадают только в случае, если право государства, установившего коллизионную норму, указало в ней для определения личного статута критерий инкорпорации (места учреждения юридического лица).

Категория "национальность юридических лиц" используется для разграничения собственных (национальных) и чужих (иностранных) компаний. Во всех государствах действующие на их территории компании делятся на "отечественные" и "иностранные". Если юридические лица осуществляют хозяйственную деятельность за границей, они находятся под воздействием двух систем правового регулирования - системы национального права государства "гражданства" данного юридического лица (личный закон) и системы национального права государства места деятельности (территориальный закон). Понятие "личный закон" юридического лица является одним из самых сложных в МЧП, поскольку эта формула прикрепления содержит серьезные "скрытые" коллизии и принципиально различно понимается в праве разных государств. Разное определение национальной принадлежности юридических лиц порождает проблемы "двойной национальности", двойного налогообложения, невозможности признать компанию банкротом или наложить арест на ее уставный капитал.

Личный закон юридического лица и его государственная принадлежность (национальность) - категории различные. Личный закон - категория коллизионного права, право конкретного государства, компетентное ответить на вопросы, которые связаны с правосубъектностью юридического лица. Государственная принадлежность (национальность) - материально-правовая категория, "привязанность" юридического лица к определенному государству и его правопорядку.

Личный статут юридического лица (применимое право) представляет собой его личный закон, на основе которого определяются:

- статус организации в качестве юридического лица;

- его организационно-правовая форма;

- требования к наименованию юридического лица;

- вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, вопросы правопреемства;

- содержание и объем правоспособности юридического лица;

- порядок приобретения прав и обязанностей;

- внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;

- способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.

23) основные доктрины определения личного закона юридического лица в мчп.

Основные доктрины определения личного статута:

Критерий инкорпорации. В праве Великобритании, США и других государств англо-американской системы права, в скандинавских странах господствующим критерием для определения «национальности» юридического лица являетсяместо его учреждения, т.е. закон того государства, где юридическое лицосоздано и где утвержден его устав.

Критерий местонахождения. Под местом нахождения юридического лица понимается то место, где находится его центр управления (совет директоров, правление и т.д.). Такой принцип принят, в частности, во Франции, ФРГ, Австрии, Швейцарии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Испании.

Критерий места деятельности. Под местом деятельности понимается обычноосновное место производственной деятельности (правление может находиться в одной стране, а разработка недр, например, осуществляться в другой). Так, в Законе о компаниях 1956 г. Индии применительно к иностранным компаниям особо оговаривается, что компания, учрежденная в соответствии с законами иностранного государства, может зарегистрироваться в Индии как «иностранная компания, имеющая местом осуществления бизнеса Индию».

«Теория контроля» - лица какой национальности реально контролируют юр.лицо— теория появилась в период 1-й и 2-й мировых войн. под «враждебным юридическим лицом» понимается юридическое лицо, контролируемое лицами враждебной национальности. Критерий контроля применялся после Второй мировой войны во всех случаях, когда особенно важно было установить действительную принадлежность юридического лица. Как и другие правовые категории, этот критерий используется различными государствами в зависимости от целей их экономической политики.

24) международные юридические лица в мчп.Правовое положение международных хозяйственных объединений.

Деятельность юридических лиц зачастую не ограничивается территорией одного государства и может осуществляться во многих странах.
Международными юридическими лицами современная западная правовая доктрина признает те юридические лица, которые созданы, во-первых, либо непосредственно в силу международного договора, либо, во-вторых, на основании внутреннего закона одного или двух государств, принятого в соответствии с международным договором. К первым относятся, например. Международный банк реконструкции и развития, Европейское общество химической обработки облученных горючих материалов. Ко вторым относятся Европейское общество по финансированию закупок железнодорожного оборудования, Банк международных расчетов (БМР).
В советской юридической литературе понятие международного юридического лица применялось к международным банкам стран-членов СЭВ - Международному банку экономического сотрудничества и Международному инвестиционному банку (МИБ).

международные хозяйственные объединения. Объединения осуществляют наряду с собственной хозяйственной деятельностью функцию по координации деятельности участников - хозяйственных организаций стран-учредителей. Совместные предприятия координацию не осуществляют и занимаются непосредственной хозяйственной деятельностью преимущественно на началах самоокупаемости. «Совместное предприятие представляет собой международную хозяйственную организацию, имеющую задачей ведение хозяйственной деятельности, наделенную в этих целях за счет вкладов участников закрепленным за ней имуществом, пользующуюся правами юридического лица, управляемую участниками совместно и действующую на началах полной самоокупаемости»

25) Правовое положение иностранных юридических лиц в России.

Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации определяется как правилами российского законодательства, так и положениями международных договоров РФ с другими государствами. Действующее законодательство исходит из того, что гражданская правоспособность иностранных юридических лиц определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо. В торговых договорах предусматривается взаимное предоставление определённого режима юридическим лицам договаривающихся государств, а также взаимное признание правосубъектности юридических лиц. В этих целях в договорах содержатся и критерии определения национальности юридических лиц. Применяются обычно два критерия для определения национальности юридических лиц: место учреждения юридического лица и место его пребывания. Иностранные фирмы, банки и организации могут открывать представительства с особого разрешения, выдаваемого в зависимости от характера их деятельности Министерством внешней торговли, Центральным банком, Министерством юстиции, Торгово-промышленной палатой РФ, а также другими министерствами и ведомствами. В разрешении указывается цель открытия представительства; условия, на которых фирме разрешается это сделать; срок, на который выдаётся разрешение; количество сотрудников представительства из числа иностранных граждан – служащих фирм. Представительство выступает от имени и по поручению представляемой им фирмы и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Представительства открываются, как правило, на срок не свыше трех лет, который может быть продлён. Наряду с представительствами иностранные юридические лица могут создать на территории РФ свои филиалы. В соответствии с федеральным законом «Об иностранных инвестициях» от 1999 г. иностранные юридические лица могут создать на территории России предприятия с долевым участием российских и иностранных инвестиций (совместные предприятия) и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам.

26) Деятельность российских юридических лиц за границей.

правовое положение российских юридических лиц за рубежом регулируется внутренним законодательством страны, в которой они осуществляют свою деятельность, и международными договорами.

Согласно законодательству страны, в которой российские юридические лица осуществляют свою деятельность, определяются: порядок осуществления деятельности; допуск юридического лица к соответствующей деятельности; условия деятельности и т. д.

Что касается правовых форм, то они могут быть различными. Самым распространенным является консорциум. В соответствии с толковым словарем консорциумом признается «временный союз хозяйственно независимых фирм или организаций, целью которого могут быть разные виды их скоординированной предпринимательской деятельности (например, размещение займов, совместные финансовые и коммерческие операции большого масштаба)». В международной торговле консорциум чаще всего создается для совместной борьбы за получение заказов и их совместного исполнения. Фирмы и организации одной или нескольких стран объединяются в международные консорциумы, чтобы повысить свою конкурентоспособность. Внутри консорциума роли распределяются таким образом, чтобы каждый его член занимался поставками той продукции или предоставлением тех услуг, в которых он достиг наивысшего технического уровня при наименьших производственных издержках. Таким образом, делясь частью заказа с другими поставщиками, часто даже со своими конкурентами, участники консорциума превышают свои шансы сбыть хотя бы свою долю. Организация консорциума оформляется соглашением. Координирует действия участников лидер консорциума, получающий за это отчисления от других членов. Каждый член консорциума готовит предложение на свою долю поставок, из которых впоследствии комплектуется общее скоординированное предложение. Консорциум всегда несет солидарную ответственность перед заказчиком. Обычно каждый член союза несет имущественную ответственность в пределах 8-10 % от его доли в заказе; суммы, превышающие эту величину, делятся между другими членами пропорционально долям их участия.

Для РФ характерно применение доктрины инкорпорации, согласно которой юридическое лицо принадлежит тому государству, где оно создано, таким образом, все юридические лица, созданные в РФ и осуществляющие свою деятельность за рубежом, подчиняются российскому законодательству.

27) Государство в качестве субъекта международного частного права

К субъектам международного частного права принято также государства, если они вступают в отношения с физическими или юридическими иностранными лицами.

Виды правоотношений, в которых участвуют государства:

• во-первых, регулируемые международным правом отношения, возникающие между государствами, а также между государством и международными организациями (по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, кредитные и т.д.);

во-вторых, правоотношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны; другой стороной в этих правоотношениях могут быть иностранные юридические лица, международные хозяйственные (не межгосударственные) организации и отдельные граждане.

Особенности правоотношений с участием государства:

- государство - особый субъект гражданско-правовых отношений. Оно не является юридическим лицом, так как в своих законах само определяет статус юридического лица;

- к договору между государством и иностранным физическим или юридическим лицом применяется внутреннее право этого государства;

- в силу своего суверенитета государство имеет иммунитеты, поэтому сделки с ним подвергнуты повышенному риску;

- в гражданских отношениях государство участвует на равных началах с другими участниками данных отношений.

Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает суверенитетом, что все государства равны. Это начало международного права выражено в следующем изречении: «Par in parem non habet imperiurn» («Равный не имеет власти над равным»).

В теории и практике государств обычно различают несколько видов иммунитета: судебный, от предварительного обеспечения иска и от принудительного исполнения решения.

Содержание иммунитетов государства:

а) судебный иммунитет заключается в неподсудности одного государства судам другого государства («Par in parem non habet jurisdictionem» - «Равный над равными не имеет юрисдикции»). Без согласия государства оно не может быть привлечено к суду другого государства. Причем не имеет значения, в связи с чем или по какому вопросу государство намереваются привлечь к суду;

б) иммунитет от предварительного обеспечения иска состоит в следующем: нельзя в порядке предварительного обеспечения иска принимать без согласия государства какие-либо принудительные меры в отношении его имущества;

в) под иммунитетом от исполнения решения понимается следующее: без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение решения, вынесенного против государства.

Все эти иммунитеты связаны между собой, потому что их основа одна - суверенитет государства, который не позволяет применять в отношении государства какие-либо принудительные меры.

Государство может дать согласие на рассмотрение предъявленного к нему иска в суде другого государства или же на меры по обеспечению иска либо исполнению решения, но такое согласие должно быть явно выражено дипломатическим путем или иным образом. Согласие государства на неприменение к нему правил об иммунитете, об установлении определенных Изъятий из этих правил может быть сформулировано в международных договорах.

28) Правовой статус международных межправительственных
организаций как субъектов МЧП
Специфика ММПО как субъектов МЧП заключается в том, что, будучи по своей природе межгосударственными организациями публичного характера, они тем не менее участвуют и в частно-правовых отношениях, совершая различного рода гражданско-правовые сделки и участвуя как сторона в спорах гражданско-правового характера, рассматриваемых в международных и национальных судах. В международных отношениях цивилистического характера ММПО выступают в качестве юридического лица, что закреплено в уставах большинства из них. В научной литературе достаточно широко распространено мнение, что ММПО - это юридические лица особого рода, т.е. это международные юридические лица. Именно в силу того факта, что ММПО возникают в рамках международного правопорядка, качество юридического лица может появиться у них только на основании правовых норм международного характера. Это можно объяснить следующими обстоятельствами. Во-первых, ММПО создаются на основе норм международного публичного права в целях удовлетворения общих межгосударственных интересов. Иными словами, ММПО является общим представителем государств-членов и должна сохранять это качество во всех сферах своей деятельности. Во-вторых, потребности удовлетворения общего интереса, в целях которого создается ММПО, требуют исключения возможности контроля над ней со стороны какого-либо государства-члена (группы государств). Между тем подчинение ММПО национальному праву какого-либо государства могло бы рассматриваться как разновидность такого контроля. В-третьих, наделение ММПО статусом юридического лица базируется на международно-правовых нормах: оговорка о статусе юридического лица может содержаться в учредительных документах ММПО или фиксироваться в ее внутренних правилах - правовых актах, создаваемых самой ММПО

29) Оффшорная фирма (компания) - это термин, характеризующий особый организационно-юридический статус предприятия, которое обеспечивает ему максимальное снижение налоговых платежей, финансовую секретность и конфиденциальность операций.

Оффшорная фирма - учрежденный за рубежом формально самостоятельный субъект хозяйственных отношений, который фактически находится под контролем резидента. Оффшорный статус обеспечивает возможность эффективного сокрытия факта владения фирмами. Конфиденциальный характер владения оффшорной компанией обеспечивается благодаря механизму номинального владения акциями и паями, поскольку в регистрационных документах значатся только имена номинальных владельцев.

Регистрация оффшорной компании возможна в юрисдикциях, которые располагают законодательной базой, определяющей статус оффшорных фирм.

Правовой статус оффшорной компании. Оффшорная компания принципиально ничем не отличается от других компаний и предприятий. Она является полноправным субъектом хозяйственных правоотношений и может осуществлять сделки наравне с другими юридическими лицами, иметь резидентные представительства и филиалы за рубежом.

Главная особенность ее правового положения - наличие нерезидентного статуса. Это означает, что центр управления и контора оффшорной фирмы находится за рубежом либо вообще отсутствует. Для ее функционирования достаточно наличия формальных атрибутов компании - владельцев, директоров, устава, банковского счета, комплекта регистрационных документов. Зарегистрированный офис не является функционирующим офисом оффшорной компании. Как правило, это просто адрес, по которому власти или иные лица могут вступить в контакт с представителем (агентом) оффшорной компании. Он не может использоваться для управления бизнесом (исключается даже факт подписания контрактов на территории оффшорной юрисдикции).

Регистрация и приобретение оффшорной компании. Для открытия дочерних фирм на типовых условиях обычно достаточно подписать стандартную форму "фидуциарного" контракта. В контракте фиксируются полномочия доверенного лица по управлению фирмой и порядок согласования его действий с владельцем (доверителем).

В большинстве случаев оффшорные компании создаются с подписанием только двух формальных документов: Заявки на регистрацию акционерного общества, подобной уставу корпорации, и Устава акционерной компании, который содержит правила внутреннего распорядка компании. Обычно требуется представление этих документов в местное регистрационное бюро компаний на утверждение. Они могут быть открытыми или закрытыми для общественности.

В регистрационных документах указываются фамилии не реальных владельцев, а номинальных лиц (обычно не менее двух), что обеспечивает конфиденциальность владения оффшорной фирмой. При этом оформляются документы, гарантирующие интересы фактического владельца фирмы.

30) Роль и основные направления регулирования вопросов права собственности в международном частном праве

Право собственности — центральный институт любой национальной правовой системы, который во многом определяет характер и содержание других институтов и отраслей права того или иного государства.

Собственность — это право конкретных субъектов — отдельных лиц или коллективов — использовать определенные имущественные объекты своей властью и в своем интересе на основе и в пределах установленного в государстве правопорядка. Содержание этого права раскрывается через совокупность исключительных субъективных правомочий собственника, каждое из которых обладает определенной спецификой и известной самостоятельностью. Эти исключительные правомочия: сводятся, как правило, к трем: праву владения, праву пользования и праву распоряжения имуществом.

Совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений собственности методами и средствами гражданско-правового характера, образует институт права собственности. Он является центральным институтом МЧП, а его главное содержание и особенности состоят в том, что нормами института права собственности определяется правовое положение имущественных ценностей в хозяйственном обороте путем установления меры дозволенного поведения управомоченного лица.

В настоящее время право собственности осуществляется в рамках двух основных блоков отношений, существующих между государствами и (или) частными субъектами различной национальной принадлежности.

Первый из них затрагивает коллизионные проблемы, возникающие в процессе регламентации и осуществления права собственности. Сегодня они имеют особое значение еще и потому, что широкая унификация материально- правовых норм различных государств в рамках МЧП в этой области чрезвычайно затруднена.

Второе направление регулирования вопросов права собственности в международном частном праве касается разрешения проблем экстерриториального действия законов о национализации, принятых в различных странах, а также определения рамок и границ участия иностранного капитала в разработке ресурсов и развитии экономики других государств (определение статуса, прав и обязанностей иностранных инвесторов в странах — реципиентах капитала).

31) Коллизионные вопросы права собственности

В сфере права собственности для установления применимого права используются следующие коллизионные привязки:

- закон места нахождения вещи;

- личный закон собственника;

- закон места совершения сделки;

- закон страны продавца;

- закон места отправления вещи и др.

В законодательстве многих государств проводится различие между правом на недвижимое имущество и правом на движимое имущество.

В отношении недвижимости законодательство, судебная практика и доктрина придерживаются принципа, согласно которому право собственности на недвижимость регулируется законом места нахождения недвижимости. Российское законодательство также исходит из того, что содержание права собственности и иных вещных прав на недвижимое и движимое имущество, их осуществление и защита определяются по праву страны, где это имущество находится. Закон места нахождения вещи определяет: содержание права собственности на недвижимость; форму и условия перехода прав на недвижимость.

Особенно жестко данный принцип проводится в отношении такой основной категории недвижимого имущества, как земельные участки. В специальных реестрах и книгах ведется строгая регистрация прав собственности на землю.

Российские юридические лица и иные наши организации, так же как и граждане России, если им принадлежит недвижимое имущество за рубежом, имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться таким имуществом в полном объеме в соответствии с правилами местного законодательства.

Согласно ст. 1207 ГК РФ к праву собственности и иным вещным правам на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, подлежащие государственной регистрации, их осуществлению и защите применяется право страны, где эти суда и объекты зарегистрированы.

К движимому имуществу относятся: права требования, ценные бумаги, транспортные средства, личные вещи и т.д. В отношении этой категории имущества в различных государствах по-разному решается вопрос о значении принципа закона места нахождения вещи, хотя и в отношении режима движимого имущества указанный принцип имеет решающее значение:

- считается общепризнанным, что если в каком-либо государстве вещь правомерно перешла по законам этого государства в собственность определенного лица, то при изменении места нахождения вещи право собственности на данную вещь сохраняется за ее собственником. Таким образом, признается право собственности на вещь, приобретенную за границей;

- обычно признается, что объем прав собственника определяется законом места нахождения вещи. Из этого следует, что при перемещении вещи из одного государства в другое (как это происходит именно с движимым имуществом) соответственно изменяется и содержание прав собственника. При этом не имеет значения, какие права принадлежали собственнику вещи до ее перемещения в данное государство. Право собственности на вещь, например, приобретенную иностранцем на своей родине, признается, но содержание этого права будет определяться не законом страны его гражданства, а законом места нахождения вещи.

По Российскому законодательству возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав по сделке, заключаемой в отношении находящегося в пути движимого имущества, определяются по праву страны, из которой это имущество отправлено, если иное не предусмотрено законом (закон места отправления вещи).

В доктринах международного частного права существуют различные точки зрения на то, какой закон регулирует переход права собственности, если вещь приобретается не в том государстве, где она находится. В одних странах доктрина высказывается в пользу применения закона места нахождения вещи, в других - предпочтение отдается личному закону собственника.

32) Национализация и реквизиция в МЧП.

Национализация – это изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передача его в публичную собственность. В результате национализации в собственность государства переходят не отдельные объекты права собственности, а целые отрасли экономики. Основные документы в которых формируется юридическая база для проведения национализации: Декларация по установлению нового международного экономического порядка 1974 года, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений сотрудничества между государствами в соответствии с уставом ООН 1970, Резолюция Генеральной ассамблеи ООН №1805 о национальном суверенитете над природными ресурсами, Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 года.Национализацию как меру по изъятию имущества следует отличать от конфискации (это мера наказания индивидуального характера), экспроприации (это мера по передаче в собственность государства отдельных объектов) и реквизиции (это мера по временному изъятию имущества в чрезвычайных обстоятельствах). Реквизиция может и не влечь передачи права собственности. Каждое государство в силу своего суверенитета имеет исключительное право на определение порядка приобретения, характера и содержания права собственности. Международное право признает возможность любого государства провести национализацию, но никак не регулирует условия её проведения. Они (условия) всегда определяются государством, которые её проводят. В международных соглашениях государство может оговорить обязательство ненационализации, которое, однако, не означает, что такое огосударствление не в коем случае произойти не может. Как правило, в случае национализации имущества, в отношении которого государство давало подобные обязательства, осуществляется ускоренная или повышенная выплата компенсаций. Как правило, обязательство ненационализации оговаривается в международных соглашениях о защите и поощрении международных капиталовложений. Данные соглашения призваны защищать интересы иностранных инвесторов в части вложений, сделанных ими, в экономику государства-реципиента. Как правило, подобные соглашения предоставляют гарантии на основе принципа взаимности.

Реквизи?ция - изъятие государством имущества у собственника с выплатой ему стоимости такого имущества.

33) Понятие, содержание и формы иностранных инвестиций.

под иностранными инвестициями понимаются материальные и нематериальные ценности юридических и физических лиц одного государства, которые вывезены из этого государства на территорию другого государства с целью извлечения прибыли

Иностранные инвестиции, как и инвестиции вообще, подразделяют на три вида (в зависимости от объекта вложения инвестиций): прямые, прочие и портфельные.

К прямым относят такие инвестиции, которые сделаны физическими или же юридическими лицами, но они должны обладать не менее 10% (в зависимости от законодательства той страны, где находится предприятие) акционерного капитала или акций данной организации.

Портфельные инвестиции имеют отличие от прямых тем, что покупка облигаций, акций, паев и т.д. составляет менее десяти процентов в складочном (уставном) капитале организации.

А что же тогда относится к прочим иностранным инвестициям? К ним относят такие инвестиции как прямые и портфельные, но не подпадающие под их условия инвестиции. Например, торговые кредиты, банковские вклады.

В зависимости от активов, в которые осуществляется вложение капитала данные инвестиции бывают: реальными, нематериальными и финансовыми.

Реальные инвестиции – это инвестирование в любой долгосрочный проект, который связан с покупкой уже существующих или же новых производственных объектов настоящих активов за рубежом, непосредственно участвующих в процессе производства.

Финансовые инвестиции означают покупку иностранных денежных активов или ценных бума.

Нематериальные инвестиции – это приобретение концессий, патентов, различных лицензий и торговых марок и других нематериальных активов.

По формам собственности на инвестиционные ресурсы выделяют:

Государственные инвестиции, которые являются вложениями денежных средств государственных бюджетов, которые направляются за границу по решению Правительства страны. Данные средства могут быть выделены и с помощью государственных кредитов, помощи, займов, грантов.

Частные инвестиции – это такие денежные средства инвесторов, которые вложены в различные объекты и размещены вне страны резидентства частного инвестора.

Смешенные иностранные инвестиции – вложения, которые осуществлены за границей и частным и государственным инвесторами.

В зависимости от характера использования существуют предпринимательские и ссудные инвестиции.

1. Предпринимательские инвестиции – это косвенные или же прямые вложения в разные виды бизнеса, целью которых является получение прибыли с помощью дивидендов.

2. Ссудные инвестиции – это инвестиции доход по которым инвестор получает при помощи ссудных процентов.

Формы и виды иностранных инвестиций почти всегда выделяют как синонимы, т.е. они равны, однако можно выделить также следующие формы иностранных инвестиций:

в основной капитал (фонды) (инвестирование денежных средств в такие объекты, которые по законодательству страны, где находится предприятие, подпадают под определение основной капитал или фонды: машины и оборудование, здания и сооружения, компьютеры, станки и т.д.

финансовые инвестиции предполагают покупку за счет иностранных инвестиций различных ценных бумаг, а также вкладывание в уставный капитал не только данных инвестиций (денежных средств), но и купленных за них различных объектов, например, машины, оборудование, материалы и т.д.

34) ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

И как же осуществляется правовое регулирование иностранных инвестиций? Есть несколько уровней их регулирования: национальный и международный, т.к. иностранные инвестиции затрагивают минимум две страны: нахождения инвестора и получателя инвестиций (организации, например).

Все законодательство, которое направлено на регулирование иностранных инвестиций,классифицируют как: нормы международных договоров, общегражданское и специальное законодательства.

Начнем с норм международных договоров. Они появляются при необходимости регулирования на международном уровне. Действие данных норм направлены на отношения, которые связаны с использованием и приобретением иностранных инвестиций. Что сюда относят?

1. Международные двусторонние соглашения направленные на защиту и поощрение иностранных инвестиций. Они рассматриваются только как дополнительные гарантии к существующим нормам, которые есть в национальных законах.

2. Международные соглашения о борьбе с двойным налогообложением. Они направлены на уплату налогов только один раз.

3. Конвенции со многими сторонами. Они направлены на более тесную экономическую работу между многочисленными сторонами.

Общегражданское законодательство применяется тогда, когда специальное законодательство не может регулировать деятельность инвестора.

Специальное законодательство регулирует иностранные инвестиции с помощью различных национальных законов.

35) Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах

Создание свободных экономических зон (СЭЗ) - один из способов привлечения иностранных инвестиций. СЭЗ существуют в промышленно развитых странах (США, ФРГ, Великобритания, Франция, Япония, Ирландия), новых индустриальных (Южная Корея, Мексика, Бразилия, Аргентина), развивающихся (Ближний Восток, страны Карибского бассейна) и странах с переходной экономикой (КНР). Количество СЭЗ по разным данным составляет от 400 до 2500.

По определению экспертов ООН, "СЭЗ - это ограниченные промышленные районы, представляющие собой часть территории страны с беспошлинным таможенным и торговым режимом, где иностранные фирмы, производящие продукцию главным образом на экспорт, пользуются рядом налоговых и финансовых льгот". Международная ассоциация развития свободных зон (МАРСЭЗ) определяет СЭЗ как особое территориально-хозяйственное образование, благоприятствующее экономическому, научно-техническому, экологическому и социальному развитию, специально создаваемое путем дополнительного делегирования прав и полномочий с закрепленными и соблюдаемыми границами, свободным зональным законодательством, бюджетом, налоговой системой, органами управления.

Общие принципы функционирования СЭЗ:

1) отсутствие таможенных пошлин (или их фиксация на минимальном уровне) на ввоз и вывоз оборудования, материалов и готовой продукции при максимальном упрощении всех процедур, связанных с экспортно-импортными операциями;

2) льготный режим налогообложения;

3) свободное обращение конвертируемой валюты;

4) гарантии от конфискации иностранной собственности и предоставление функционирующим в СЭЗ компаниям широкого круга льгот и привилегий.

36) Гарантии защиты и страхования иностранных инвестиций. Сеульская конвенция 1985г.

Под гарантиями защиты иностранных инвестиций обычно понимаются закрепленные в национальном законодательстве или международных соглашениях обязательства государства — реципиента капитала перед иностранными инвесторами по созданию безопасного режима инвестирования.

Прежде чем деятельность иностранного инвестор получит защиту, предусмотренную законом или договором, соответствующее физическое или юридическое лицо должно доказать, что отношения с его участием являются инвестиционными, а само оно действительно имеет статус иностранного инвестора в данном государстве.

Анализ национального законодательства различных государств и международных договоров позволяет сделать вывод о том, что к настоящему времени в практике международного движения капиталов и его нормативно-правовом регулировании сформировались следующие основные группы гарантий защиты иностранных инвестиций:

- гарантии, обеспечивающие неприкосновенность имущества, составляющего иностранную инвестицию на территории государства — реципиента капитала;

- гарантии недискриминации;

- гарантии стабильности условий инвестирования;

- гарантии, обеспечивающие право иностранного инвестора воспользоваться результатами своей деятельности;

- гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций.

В Российской Федерации признаются и законодательно регулируются все перечисленные выше виды гарантий. В числе важнейших нормативно-правовых документов, определяющих их виды и содержание, следует назвать Федеральные законы "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999 г. и "Об инвестиционной деятельности в РФ» и т. д.

Сеульская конвенция — международная конвенция, подписанная в 11 октября 1985 года в городе Сеуле об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МИГА). Конвенция представляет собой один из способов защиты имущественных прав иностранных инвесторов.Основной задачей Сеульской конвенции 1985 г. является предоставление гарантий защиты иностранных инвестиций от некоммерческих рисков (политических) посредством их страхования. С этой целью была учреждена межгосударственная организация - Многостороннее Агентство по гарантиям инвестиций. В компетенцию Агентства для осуществления указанной цели входит:

«а) предоставление гарантий, включая совместное и повторное страхование от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в какой-либо стране-члене из других стран-членов;

b) проведение соответствующей дополнительной деятельности по оказанию содействия потоку инвестиций в развивающиеся страны-члены и между ними» (абз. 2 ст. 2 Сеульской Конвенции 1985 г.).

Необходимо отметить, что Агентство проводит деятельность по оказанию содействия потоку инвестиций только в развивающиеся страны-члены и между ними. Так, на основании ст. 14 Сеульской конвенции, «капиталовложения гарантируются по настоящей главе только в случае, если они будут производиться на территории развивающейся страны-члена».

37) Понятие внешнеэкономической сделки. Отличие от внутригосударственной.

Внешнеэкономической считается сделка, в которой хотя бы одной из сторон является иностранное лицо (физическое или юридическое), а содержанием - операции по ввозу из-за границы или по вывозу за границу товаров либо какие-нибудь подсобные операции.

Основной разновидностью внешнеэкономических сделок является договор внешнеторговой (международной) купли-продажи товара. Кроме купли-продажи, к внешнеэкономическим сделкам относят договор подряда, договор мены, договор лизинга, договор комиссии, договор страхования, а также получившие в последнее время широкое распространение договоры на предоставление различных услуг по оказанию технического содействия в сооружении промышленных объектов и выполнении строительных, научно-исследовательских, проектных работ, передаче различной документации и т.д.

По сравнению с внутренними гражданско-правовыми сделками (хозяйственными договорами) внешнеэкономические сделки обладают особой спецификой, не позволяющей их смешивать с одноименными договорами во внутреннем обороте, что проявляется в следующих моментах:
1) названные сделки регулируются (зачастую) международными правовыми актами;
2) их особенностью является то, что товары, услуги, как правило, “пересекают” границы одного государства и, следовательно, для ввоза и вывоза товара требуется выполнение таможенных правил;
3) средством платежа при таких сделках, как правило, является иностранная валюта. К числу валют, наиболее часто используемых в расчетах по внешней торговле, относятся доллар США (60 % международных расчетов), марка ФРГ (15 %), фунт стерлингов (7,5 %), французский франк (6 %) и японская иена;
4) существует риск невозможности исполнения сделок вследствие каких-либо политических событий, ограничительных действий государства;
5) споры, возникающие из внешнеэкономических сделок, по соглашению сторон могут быть переданы на рассмотрение в третейские суды, представляющие собой независимые от государств организации, специализирующиеся на рассмотрении споров по внешнеэкономическим сделкам;
6) внешнеэкономические сделки могут осуществляться как на основе свободного выбора контрагента, так и по согласованным в специальных межправительственных соглашениях (протоколах) о поставках товаров и оказании услуг индикативным спискам товаров и услуг, которые надлежит экспортировать или импортировать. Выполнение обязательств по контракту между сторонами увязывается, таким образом, с межгосударственными договорами;
7) в правовом регулировании внешнеэкономических сделок большую роль играют международные договоры регионального и универсального типа. Такие договоры часто закрепляют базисные условия внешнеторговой сделки — это основные условия внешнеторговой сделки, которые определяют обязанности сторон при исполнении контракта.

38) особенности правового регулирования внешнеэкономических сделок.

Правовое регулирование внешнеэкономических сделок и расчетов по ним

Для начала, следует отметить, что в российском праве не существует четкого определения термина «внешнеэкономическая сделка[4]». Поэтому под внешнеэкономическими сделками следует понимать операции, обладающие следующими двумя признаками:

1. в сделке должны участвовать субъекты различной национальной принадлежности,

2. должен быть четко очерчен круг отношений, в сфере которых заключаются такого рода сделки (операции по экспорту-импорту товаров, услуг и др.).

Согласно данного определения, к внешнеэкономическим сделкам можно относить договора подряда, мены, договора на предоставление различных услуг по оказанию технического содействия в сооружении промышленных объектов, а также договор внешнеторговой купли-продажи товара.

В правовом регулировании внешнеэкономических сделок большую роль играют международные договоры регионального и универсального характера. Особое значение при заключении внешнеэкономических контрактов имеет Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года (Венская конвенция), участницей которой (как правопреемник СССР) является и Российская Федерация. Конвенция содержит общие условия и порядок осуществления платежей. СССР присоединился к конвенции 23 мая 1990 г., а вступила в силу на территории России с 1 сентября 1994 г.

В Конвенции предусмотрена обязанность покупателя уплатить цену за товар, установлены место и срок платежа, последствия неуплаты за товар, включая начисление процентов за просрочку платежа, возмещение убытков и т.д.

Порядок платежей по внешнеэкономическим контрактам предусмотрен и другими международными соглашениями, в частности Общими условиями поставок товаров между организациями стран — участников соглашения, Общими условиями поставок товаров из РФ в Китай и обратно[5], и т.д.

Следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством международные договоры (конвенции), в которых участвует Российская Федерация, рассматриваются как часть национальной правовой системы, имеющей приоритетное значение и обязательный характер. Это вытекает из п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, закрепившей правило, что: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Существует также ряд международных соглашений универсального уровня по регулированию внешнеэкономических сделок. Это, прежде всего, Гаагские конвенции 1964 г. «О единообразном законе о международной купле-продаже товаров» и «О единообразном законе о порядке заключения договоров о международной купле-продаже товаров». В силу ограниченного числа стран, подписавших эти конвенции, они не получили широкого распространения. СССР (и, следовательно, Россия) не является участником этих конвенций, однако, Гаагские конвенции 1964 г. по сути дела включены в Венскую конвенцию 1980 г.

Условия о платежах по внешнеторговым контрактам включены также и в принятый в 1994 году Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА) документ «Принципы международных коммерческих контрактов» который также может быть использован при заключении контрактов.

Важное значение при заключении и исполнении внешнеэкономических сделок, а особенно договоров международной купли-продажи, играют международные обычаи[6]. С тем, чтобы избежать противоречий между торговыми партнерами в понимании торговых обычаев, Международная торговая палата разработала и выпустила сборники их толкований - «Инкотермс» - в 1953 г. Со временем «Инкотермс» несколько раз переиздавали, внося дополнения и изменения. С правовой точки зрения «Инкотермс» представляет собой свод правил, имеющих факультативный характер

39)Коллизионно-правовые вопросы внешнеэкономических сделок

Стороны внешнеэкономической сделки самостоятельно выбирают, правом какой страны будут регулироваться их отношения. Этот выбор они могут сделать как при заключении сделки, так и в отдельном соглашении.

Одним из принципов, которые используются при заключении сделок, является принцип «автономии воли» сторон, то есть возможность устанавливать по своему усмотрению содержание договора, его условия в пределах, установленных правом. Принцип автономии воли действует и при выборе права, если договор осложнен иностранным элементом. Таким образом, автономия воли - это одна из формул прикрепления (коллизионного принципа), которая занимает главенствующие позиции во внешнеэкономических обязательствах.

По российскому законодательству выбранное сторонами право применяется к возникновению и прекращению права собственности и иных вещных прав на движимое имущество без ущерба для прав третьих лиц. Соглашение сторон о выборе подлежащего применению права должно быть прямо выражено или должно определенно вытекать из условий договора либо совокупности обстоятельств дела. Выбор сторонами подлежащего применению права, сделанный после заключения договора, имеет обратную силу и считается действительным, без ущерба для прав третьих лиц, с момента заключения договора. Стороны договора могут выбрать подлежащее применению право как для договора в целом, так и для отдельных его частей. Если из совокупности обстоятельств дела, существовавших на момент выбора подлежащего применению права, следует, что договор реально связан только с одной страной, то выбор сторонами права другой страны не может затрагивать действие императивных норм страны, с которой договор реально связан (ст. 1210 ГК РФ).

По российскому законодательству при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан.

Правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора.

Стороной, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, признается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, сторона, являющаяся, в частности:

- продавцом - в договоре купли-продажи;

- дарителем - в договоре дарения;

- арендодателем - в договоре аренды;

- ссудодателем - в договоре безвозмездного пользования;

- подрядчиком - в договоре подряда;

- перевозчиком - в договоре перевозки;

- экспедитором - в договоре транспортной экспедиции;

и т. д.

40) Применимое право.

Основной проблемой, которая встает перед участниками внешнеэкономических отношений, является выбор права, которым сторонам необходимо руководствоваться при заключении контракта. Это обусловлено тем, что в различных странах к одним и тем же сделкам применяются разные, порой противоречивые требования.

Под применимым правом понимаются материально-правовые нормы, содержащиеся в правовых актах национального законодательства, международных актах нормативного и ненормативного характера и выбранные контрагентами по взаимному согласию либо посредством арбитража

Соглашение о применимом праве позволяет выделить следующие его особенности:

а) такое соглашение имеет специфический предмет, а именно вы бор права, которым будут регулироваться права и обязанности сторон по договору, а также иные элементы обязательственного статута, указанные в законе. Кроме того, на основе избранного права будут разрешаться возможные споры между сторонами;

б) заключение соглашения о применимом праве представляет со бой не обязанность, а право сторон;

в) выбор сторонами применимого права не является самоцелью, т.е., заключая соглашение о применимом праве, стороны не намереваются непосредственно установить, изменить или прекратить какие-либо гражданские права и обязанности. Они заинтересованы в более полном урегулировании своих прав и обязанностей по договору, а так же по другим элементам обязательственного статута договора.

г) действующее законодательство содержит достаточно гибкие правила относительно порядка заключения соглашения о применимом праве.

Вопрос о применимом к контракту праве, по общему правилу, решается соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения - путем использования судом или арбитражем соответствующих коллизионных норм, отвечающих на вопрос, правом какой страны регулируются отношения, в которых имеется иностранный элемент.

42) Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.

Целью КМКПТ(Конвенция Международной Купли Продажи Товаров) является обеспечение современного, единообразного и справедливого режима договоров международной купли-продажи товаров. Таким образом, КМКПТ в значительной степени способствует установлению определенности в торговых обменах и снижению операционных издержек.

Ключевые положения

КМКПТ регулирует договоры международной купли-продажи товаров между частными коммерческими предприятиями, за исключением розничных продаж потребителям и продажи услуг, а также продажи некоторых определенных видов товаров. Она применяется к договорам купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных договаривающихся государствах, или когда нормы частного международного права указывают на применение права какого-либо договаривающегося государства. Она также может применяться в силу выбора сторон. Некоторые вопросы, касающиеся международной купли-продажи товаров, например о действительности договора и его последствиях для права собственности на проданный товар, остаются вне сферы действия Конвенции. Вторая часть КМКПТ посвящена вопросам, возникающим при заключении договоров путем направления сторонами оферты и акцепта. Третья часть КМКПТ касается обязательств сторон договора. Обязательства продавцов включают поставку товара в соответствии с количеством и качеством, указанными в договоре, а также передачу относящихся к нему документов и передачу права собственности на товар. Обязательства покупателя заключаются в уплате цены за товар и принятии поставки товара. Кроме того, в этой части содержатся общие правила, касающиеся средств правовой защиты в случае нарушения договора. Потерпевшая сторона может потребовать исполнения обязательств другой стороной или возмещения убытков либо расторгнуть договор в случае существенного нарушения. Дополнительные правила регулируют переход риска, предвидимое нарушение договора, возмещение убытков и освобождение от исполнения договора. Наконец, хотя КМКПТ допускает заключение договора в свободной форме, государства вправе сделать заявление, требующее наличия в письменной форме.

43) Неправовые средства регулирования международных торговых отношений

Сложность использования международных торговых обычаев и обыкновений в конкретных правоотношениях обусловлена прежде всего тем обстоятельством, что они далеко не всегда совпадают по содержанию в различных государствах. Более того, даже в рамках отдельных территориальных образований одной страны они могут истолковываться по-разному.

В целях преодоления возникающих в связи с этим проблем некоторые современные международные организации поставили перед собой задачу об


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: