Гипотеза – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно.
Основные способы проверки (подтверждения, доказательства) гипотезы:
1) на основе полученной информации из определённых источников, анализа имеющихся знаний, логики;
2) на основе экспериментов, наблюдений, анкетирования и т.п.
Гипотезы бывают:
а) описательные (предполагается существование какого-либо явления);
б) объяснительные (вскрывающие причины его);
в) описательно-объяснительные.
К научной гипотезе предъявляются следующие определенные требования:
– она не должна включать в себя слишком много положений. Как правило, одно основное, редко больше по особой специальной необходимости;
– в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;
– при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;
– требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности.
|
|
Примеры
Мы предполагаем, что в представлениях старших дошкольников преобладающими в образе женщины являются внешние характеристики, а не внутренние качества; доминирующей сферой является профессиональная.
Пример гипотезы в работе теоретического характера
Гипотеза заключается в предположении о том, что влияние Византии на культуру Киевской Руси, в отличие от других стран, оказалось не настолько доминирующим, что позволило обогатить культуру народа особенным своеобразием, самобытностью и неповторимостью.
Пример гипотезы в работе, имеющей эмпирическую часть
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что на сплоченность коллектива старших классов влияет количественное соотношение мужского и женского пола. При этом доминирующее количество мальчиков определяет то, что коллектив подростков имеет более высокий процент сплоченности.
Составление плана исследования
План представляет собой определенный порядок разделов/глав, подразделов/параграфов, которые будут представлены в работе. Правильно составленный план способствует лучшей организации самостоятельной деятельности исследователя, помогает систематизировать материал, обеспечить последовательность его изложения.
Как правило, пункты плана соответствуют задачам исследования.
Пример
Задача исследования | Пункт плана (оглавления) |
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗА ЖЕНЩИНЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | |
1. Охарактеризовать роли женщины в соответствии с гендерными особенностями. | 1.1. Характеристика ролей женщины в соответствии с гендерными особенностями |
2. Изучить источники, влияющие на формирование образа женщины. | 1.2. Источники формирования образа женщины у дошкольников |
3. Определить и охарактеризовать особенности образа женщины в представлениях старших дошкольников. | 2. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОБ ОБРАЗЕ ЖЕНЩИНЫ 2.1. Характеристика инструментария и участников исследования 2.2. Особенности образа женщины в представлениях детей |
|
|