Для того чтобы успешно реализовывать свои профессиональные функции, менеджер должен:
ü обладать определенными знаниями и умениями;
ü иметь соответствующие личные качества;
ü руководствоваться этическими нормами;
ü иметь навыки и способности эффективно управлять;
ü преодолевать ограничения саморазвития.
Это составляющие модели менеджера. Рассмотрим каждую из них в отдельности.
Знания и умения менеджера. Во всем мире современный менеджер воспринимается как эффективный, инновационный руководитель. А для этого он должен знать закономерности функционирования рыночной экономики, теорию и практику современного менеджмента, формы и методы мотивации людей, теорию организации и методы моделирования организационных структур хозяйствования, методы комплексного анализа результатов деятельности организации. Менеджер должен знать действующее законодательство и основы правового регулирования менеджмента в различных отраслях народного хозяйства и его сферах.
|
|
Менеджер должен уметь нестандартно мыслить, находить необходимые решения в условиях высокой степени риска; осуществлять бизнес-проектирование, разрабатывать, корректировать и реализовывать бизнес-план; осуществлять маркетинговые исследования, прогнозировать развитие организации с учетом потребностей рынка; уметь владеть собой.
Личные качества менеджера:
m широкий кругозор;
m профессионализм и творческий подход к работе;
m инициативность, изобретательность;
m уверенность в себе, целеустремленность;
m коммуникабельность, стремление работать в коллективе и с коллективом;
m самообладание, стрессоустойчивость;
m психологическая способность влиять на людей;
m ответственность, моральная надежность;
m внутренняя потребность к саморазвитию;
m вера в свои способности и успех.
Этические нормы менеджера. Слово «этика» в переводе с греческого означает привычку, обычай, правила поведения. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение. Этика подразделяется на теоретическую (философскую) и практическую (или нормативную). Практическая этика обосновывает нравственные принципы, идеалы, нормы. На этические нормы менеджера оказывают влияние два рода факторов: факторы, связанные с корпорацией (традиции корпорации, школы менеджмента, устав и положения компании, законодательство), и факторы, связанные с обществом (традиции страны, материальная и духовная культура общества, общественное мнение, чисто человеческие этические нормы).
Менеджер в своей деятельности руководствуется общепринятыми правилами и нормами:
|
|
G следовать методам честной конкуренции;
G не использовать «грязные деньги»;
G выполнять данные обещания и следовать сказанному слову;
G не манипулировать людьми;
G быть требовательным, но не оскорблять достоинство;
G проявлять воспитанность и хорошие манеры.
Навыки и способности эффективно управлять. На эффективность управления оказывают влияние:
J способность управлять собой;
J упор на постоянный личный рост;
J способность принимать непопулярные, но оправданные по ситуации решения;
J навыки и упорство решать проблемы;
J способность влиять на окружающих;
J способность обучать и развивать подчиненных.
Ограничения саморазвития менеджера. Среди таких недостатков отметим следующие:
L неумение управлять собой;
L нечеткие личные цели и ценности;
L недостаточность навыков решать проблемы;
L недостаток творческого потенциала;
L неумение влиять на людей, обучать их;
L недопонимание особенностей и процессов управления.
Современная экономическая жизнь характеризуется нарастанием и усложнением происходящих в ней процессов и проблем, постоянной борьбой за рынки сбыта, ресурсы и прибыльность, проблемами использования наемных рабочих, стрессами и неопределенностью в работе организаций, «вымыванием» традиционных ценностей. Поэтому требования к современному менеджеру растут. От него требуется способность эффективно управлять собой и своим временем, прояснять свои личные ценности и собственные цели, поддерживать собственный рост и развитие, быстро и эффективно решать проблемы, гибко реагировать на изменения ситуации, использовать современные управленческие приемы и подходы в отношении своих подчиненных, создавать и совершенствовать группы людей, способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе.
В американских школах бизнеса кандидат на получение сертификата менеджера должен продемонстрировать свою компетентность в следующих областях:
- понимание природы управленческих процессов, знание основных организационных структур, функциональных обязанностей и стиля работы менеджера;
- четкое представление об ответственности менеджера, распределение ответственности по уровням управления;
- способы повышения эффективности управления;
- знание информационной технологии и средств коммуникации, необходимое для управления персоналом, умение письменно и устно выражать свои мысли;
- компетентность в управлении людьми, отборе и подготовке специалистов, способность к лидерству и нормализации рабочих и личных взаимоотношений среди подчиненных;
- знание особенностей взаимоотношений между фирмой и клиентами;
- способность кандидата управлять ресурсами;
- способность планировать и прогнозировать деятельность фирмы с использованием средств вычислительной техники;
- способность к самоконтролю и самооценке собственной деятельности, умение делать выводы и повышать квалификацию, исходя из настоящих требований и ожидаемых изменений в будущем.