Привлечение грузов к перевозке

Транспортировка грузов включает четыре основных компонента: путь, подвижной состав, средства тяги и терминалы. Терминал комплекс сооружений транспортно-экспедиционного предприятия с оборудованием и персоналом для магистральных перевозок грузов. Основными компонентами терминала являются:

- подъездные пути, стоянки, причалы и другие места для погрузочно-разгрузочных операций, защиты транспортных средств от непогоды и стихий;

- устройства для загрузки и разгрузки транспортных средств;

- устройства для снабжения и ремонта транспортных средств и средств доставки грузов;

- -комплекс зданий и помещений для размещения администраций, представительств, приема и отправления, прибытия пассажиров и их багажа, а также других обслуживающих служб.

В большинстве стран терминальное обслуживание (оно включает речные и морские порты, аэропорты и железнодорожные станции, накопительные и распределительные центры, контейнерные терминалы) строится на бесприбыльной основе.

Наиболее распространенной формой эксплуатации терминалов, оснащенных современными причалами, мощным крановым хозяйством, складами, системами подъездных путей и других коммуникаций, средствами связи и т.д., является сдача их в аренду частным компаниям, которые сами уже организуют весь комплект обслуживания транспортных средств и грузов [26].

Современный склад - это не просто удобное помещение для складирования грузов по направлениям и для движения вспомогательных средств подвозки и вывоза, с примыкающими рампами и подъездными путями, но также специализированное стеллажно-ячеистое хранилище товаров.

Важнейшими складскими документами являются складская расписка и товароскладочное свидетельство - варрант. Складская расписка выдается складским предприятием или транспортно-экспедиторской фирмой владельцу, варрант в качестве расписки в приемке груза на хранение на определенный срок и за установленную плату. Олицетворяя собой груз, складская квитанция не только удостоверяет то, что товар, упомянутый в ней, принят на хранение, занесен в складскую книгу,

Рис. 8 Обобщенный (типовой) складской технологический процесс

но является также товарораспорядительным документом, по которому товар подлежит выдаче как владельцу товара, так и лицу по верно оформленной доверенности приказу владельца или предъявлению этого свидетельства, в соответствии со сделанной на нем владельцем передаточной надписью. Передаточная надпись на документе, передает другим лицам право на получение товара/груза по денежным и товарораспорядительным документам.

Существует особая практика купли-продажи товаров - «консигнация» через склады экспедиторов или агентов, когда право собственности на товар, поступивший на склад, остается за продавцом до момента продажи.

Специальное складское свидетельство - варрант выдается владельцем склада владельцу товара в удостоверение принятия его товара на хранение. Варрант также имеет характер товарораспорядительного документа, но в отличие от складской квитанции он состоит из двух отделенных друг от друга частей: складочного и залогового свидетельства.

Рассчитывая нормы одновременного хранения грузов, определяют количество груза в тоннах, которое можно разместить на складе, исходя из его полезной площади, допустимой нагрузки на 1 м2 площади пола, допустимой высоты штабелирования (в зависимости от свойств груза и прочности тары), а также учитывая специализацию причалов, подъездных путей и складов к определенным грузам. Эти данные содержатся в паспорте склада.

Хранение грузов осуществляется в соответствии с инструкциями грузовладельцев, а если таковые отсутствуют - в Общих и специальных отраслевых правилах перевозки и хранения грузов.

Привлечение грузов к перевозке. Обеспечение полной загрузки транспортных средств является главным показателем оценки эффективности деятельности агентской фирмы или экспедитора, выступающего на рынке в качестве Оператора.

Перевозчики, со своей стороны, зачастую создают в крупных индустриальных центрах, т.е. в местах зарождения грузов, специальные брокерские фирмы, которые обеспечивают привлечение грузов. За принятие от них к перевозке («букирование») грузов им выплачивается букировочная комиссия.

Букировочную комиссию не следует отождествлять с экспедиторской, которая выплачивается перевозчиками экспедиторам грузовладельцев за предъявление ими непосредственно грузов к перевозке.

Операции по привлечению грузов к перевозке в агентской и экспедиторской фирме сосредоточиваются в отдельном подразделении - отделе канвассинга, специалистов которого называют «канвассерами».

Операция оформления заказа («букировка», «закрепление» «бронирование») на отправку конкретной партии груза для перевозки в конкретном грузовом помещении конкретного транспортного средства, назначенного его владельцем под перевозку, и принятия такого заказа перевозчиком является сравнительно несложной, когда весь объем партии одного груза эквивалентен грузоподъемности или грузовместимости транспортного средства.

Более сложным технически является «закрепление груза» для перевозки сборными партиями на транспортные средства, эксплуатируемые на принципах технологии «линейного обслуживания», в т.ч. линейного судоходства, линейных авиарейсов, сборных поездов, вагонов, контейнеров. Практика букирования в принципе более или менее идентична на всех видах транспорта.

Букировочный отдел агентской компании «букирует» («бронирует», «закрепляет») грузы за судами в пределах выделенной в распоряжение агента квоты от общей вместимости судна (эллотмента). Иногда сам отправитель делает условную букировку, так как ему, может быть, еще не известны точно масса и объем груза, дата его прибытия в порт. Агент принимает условную букировку, назначает предельный срок уточнения информации о грузе. После принятия груза к отправке агент присваивает букировке порядковый номер и включает груз в специальный реестр - бу-кинг-лист. Букинг-лист, а также вся дополнительная информация к нему высылаются судовладельцу по телексу (факсу).

По мере прибытия грузов, идентифицирования их на складе, осмотра груза стивидором, после ознакомления с черновиком коносамента и погрузочного ордера, подготовленных экспедитором, данные в букинг-листе уточняются и он превращается в следующий по порядку транспортный документ – «разрешение на погрузку».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: