Экспедиция отправления грузов железнодорожным, автомобильным и авиационным транспортом

Обеспечивая сохранность и своевременную доставку груза по назначению, экспедиция отправления грузов железнодорожным транспортом представляет собой комплекс связанных между собой операций, которые могут быть подразделены на три группы:

- прием и хранение груза;

- документальное оформление перевозки и взимание провозных плат;

- погрузка в вагоны и отправление груза по назначению.

Отправка грузов производится на местах общего пользования, принадлежащих конкретной железной дороге, и на местах общего пользования, принадлежащих грузовладельцам или автомобильным или экспедиторским предприятиям - компаниям, акционерным обществам, товариществам и др.

В правовом отношении экспедиция на местах общего пользования является агентской по отношению к железной дороге и грузовладельцу, а на местах необщего пользования – экспедиторской.

Операция с грузом на грузовом дворе заканчивается пересылкой накладной в товарную контору.

Обработка документов в товарной конторе включает таксировку, составление дорожной ведомости, расчет с отправителями сборов и провозной платы (франкирование), выдачу грузовой станции, подбор документов к вагонным листам и пересылку их в техническую контору.

Запрещается погрузка в один вагон таких грузов, которые по своим свойствам могут повредить или испортить другие грузы. Размещение и крепление грузов в крытых вагонах производится в соответствии с Техническими условиями и правилами перевозок отдельных видов грузов.

После формирования поезда документы на включенные в поезд груженные вагоны передаются машинисту локомотива по особому документу, который называется натурным листом. В нем, кроме сведений технического характера (род вагона, количеств осей, наличие тормоза), указываются станция назначения, общий вес груза в каждом вагоне и сведения о пломбах. Расположению данных в натурном листе должно соответствовать расположение вагонов в составе поезда.

Дорога и отправители должны строго соблюдать технические условия погрузки и крепления грузов, правила перевозок отдельных видов грузов, технические нормы загрузки вагонов и контейнеров, а также установленные на погрузку грузов сроки. Части вагонов, загруженных в местах необщего пользования, начальник станции имеет право отказать в приеме вагонов, недогруженных до технических норм или в соответствующих случаях полной вместимости или грузоподъемности, и потребовать произвести догрузку вагонов, за исключением случаев, когда полная загрузка вагона не может быть произведена по особым условиям перевозок грузов.

Сроки погрузки и выгрузки, налива и слива исчисляются между моментом подачи вагона под грузовую операцию и моментом уборки вагона или цистерны, что регламентировано Правилами перевозок грузов. За задержку вагонов и контейнеров свыше уставленных сроков взыскивается штраф. Особую категорию составляют перевозки грузов мелкими отправками. К ним относятся небольшие партии грузов, не требующие по объему и массе предоставления отдельного вагона.

Считается, что количество груза в одной мелкой отправке не должно превышать по объему одной трети вместимости четырехосного крытого вагона, полувагона или платформы, а по массе до 10 т (с мест необщего пользования до 20 т). Минимальная масса груза мелкой отправки по одной накладной должна быть не менее 20 кг. Разработаны специальные правила укладки и сепарации таких грузов в вагонах [26].

Перевозка грузов для личных, семейных и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Грузоотправитель имеет право перевозить груз для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в вагонах, контейнерах, принадлежащих организациям железнодорожного транспорта либо арендованных у собственников [30]. Такая перевозка осуществляется в соответствии с принятой заявкой. Заявка должна быть представлена начальнику железнодорожной станции отправления или в управление железной дороги менее чем за 10 дней, а в отношении грузов, направляемых за пределы РФ или перевозимых в прямом смешанном сообщении, - не менее чем за 15 дней до начала перевозки грузов. Порядок представления определяется правилами приема заявок на перевозку грузов и заключения договоров на перевозку.

При предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить на железнодорожную станцию отправления накладную, заполненную в порядке, предусмотрен правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте. Железнодорожная станция обеспечивает грузоотправителей бланками заявок и накладных за соответствующую плату.

Железная дорога имеет право выборочно проверять соответствие массы грузов и других данных, указанных грузоотправителем в накладной. В случаях, предусмотренных ст. 23 Федерального закона «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации», грузоотправитель может предъявить груз к перевозке с объявленной ценностью. В описи на перевозку грузов по одной накладной указывается объявленная ценность каждого места, при неодинаковой ценности грузоотправитель в описи отдельной строкой указывает их отличительные признаки, количество мест и ценность.

Грузоотправитель обязан подготовить груз для перевозки таким образом, чтобы обеспечивалась безопасность движения, сохранность груза, вагонов, контейнеров.

Железная дорога по заявлению грузоотправителя или грузополучателя может осуществлять переадресовку перевозимого груза с изменением грузополучателя либо железнодорожной станции назначения. Заявление о переадресовке грузов подается грузоотправителем или указанным в накладной грузополучателем начальнику железнодорожной станции первоначального назначения. Это заявление может быть подано другим лицом или транспортно-экспедиторской организацией по доверенности грузоотправителя или грузополучателя. За переадресовку взимается сбор, указанный в тарифном руководстве.

Железная дорога обязана уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее, чем за 12 часов до дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способы уведомления устанавливаются начальником железнодорожной станции, но по предложению грузополучателя может быть установлен иной порядок уведомления.

Прибывшие грузы, контейнеры, подлежащие выгрузке и выдаче в местах общего пользования, хранятся на станции назначения бесплатно в течение 24 часов. Указанный срок исчисляется с 24 часов дня выгрузки грузов. За хранение свыше установленного срока взимается сбор. При выдаче грузов, упакованных в тару, железнодорожная станция назначения обязана проверить количество и массу грузовых мест.

Экспедиция отправления грузов автомобильным и авиационным транспортом. Остановимся только на наиболее важных особенностях экспедиции отправления грузов автомобильным и авиационным транспортом. Для выполнения транспортно-экспедиционных работ создаются специализированные автотранспортные предприятия и организации: автотранспортные и автоэкспедиционные комбинаты, грузовые автостанции, транспортно-экспедиционные конторы, агентства, терминалы автотранспорта.

При этом предприятия выполняют разные услуги: предоставление контейнеров, предоставление и заполнение бирок к грузу, взвешивание грузов, предоставление брезента и других средств укрытия при перевозке и др. Это не означает, что грузоотправитель не занимается отправкой груза. Он обязан подготовить, подгруппировать, взвесить и затарить груз, подготовить документацию, обеспечить фронт погрузочно-разгрузочных работ и исправное состояние подъездных путей, погрузочных машин и приспособлений, загружать автомобили до полной грузоподъемности и не допускать сверхнормативных простоев и т.д.

Автотранспортное предприятие следит за движением автомобилей по графику, осуществляет диспетчеризацию перевозок, для чего располагает резервным парком автомобилей и составом водителей [26].

При организации завоза грузов автомобильным транспортом на станции железных дорог, аэропорты, порты автопредприятие:

- получает от станции, порта, аэропорта разрешения (визы) на отправление грузов в соответствии с расписанием приёма грузов к отправлению;

- информирует клиента о получении разрешения (визы) на отправление грузов;

- принимает от клиента грузы и контейнеры для завоза в порты и на станции;

- сдаёт грузы к отправлению соответствующим станциям, портам, аэропортам;

- сопровождает грузы при перевозке автомобильным транспортом; оплачивает железной дороге, порту, аэропорту за счёт клиента стоимость перевозок и дополнительных сборов;

- получает от станции железной дороги, порта, аэропорта квитанции на сданные к перевозке грузы клиента;

- вручает клиенту квитанции на сданные к перевозке грузы в срок не позднее 24 часов после их получения от станции, порта, аэропорта [27].

Авиационная экспедиция, обеспечивающая отправку груза на индивидуализированном автономном транспортном средстве - самолете, во многом соответствует морской. Кроме того, она обязана обеспечить:

- надлежащую защитную упаковку груза, необходимую для перевозки товара по воздуху, за исключением случаев, когда торговый обычай допускает отправку товара без упаковки;

- закладку перевозчиком груза в специальный авиаконтейнер;

- отправление груза с приложением: счета-фактуры, официального сертификата качества и карантинных свидетельств, а также документов, подтверждающих вес, объем груза, число предметов в упаковке и т.д. во избежание каких-либо претензий со стороны перевозчиков и таможенных служб;

-уведомление получателя об отгрузке только по каналам электросвязи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: