Взаимосвязь психических процессов и деятельности

Для того, чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему необходимо сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суж­дения, делать умозаключения. Следовательно, без участия психи­ческих процессов человеческая деятельность невозможна. Они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Но оказывается, что психические процессы не просто участ­вуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

Восприятие в процессе практической деятельности приоб­ретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направле­ние и скорость движения, времени и пространства.

Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, че­ловек не в состоянии представить и вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, усло­вием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображе­ния есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.

Еще в большей степени это относится к памяти, причем к двум ее процессам одновременно: запоминанию и воспроизведе­нию.

Речь также представляет собой особого рода деятельность, так что часто, характеризуя ее, пользуется словосочетанием «ре­чевая деятельность». «Поскольку внутренние психические про­цессы у человека обнаруживают то же строение, что и внешние действия, есть все основания говорить не только о внешнем, но и о внутреннем действии».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: