Тема 8. Социальные конфликты

1. Социологические теории конфликта.

2. Структура социального конфликта. Типология конфликтов.

3. Составляющие конфликтной ситуации и конфликтные стратегии.

1. Социальная неоднородность общества, различия в уровне доходов, власти, престиже и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Конфликт связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп Обостренные противоречия порождают конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость интересов, целей. Конфликт – это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов субъектов взаимодействия. Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение: «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон».

Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества способствовали возникновению специальной отрасли социологического знания – конфликтологии.

Основоположником теории социально-классового конфликта является К.Маркс. Он видел источник конфликтов в противоречии между уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений. Их несоответствие превращает производственные отношения на определенном этапе в тормоз для развития производительных сил, что и приводит к возникновению конфликта. Разрешение конфликта видится сторонниками марксизма в социальной революции. Марксисты придерживаются мнения, что конфликт – лишь временное состояние общества, которое может быть преодолено, следовательно, революция неизбежна. После победы революции возможно достижение такого уровня общественного развития, когда социальные конфликты исчезнут.

Марксистская концепция конфликта исходит из неизбежности классовой борьбы. Классы являются экономической реальностью, поскольку классообразующим признаком выступают отношения собственности. Следовательно, основной причиной конфликтов выступает борьба за собственность. Политические факторы социальных конфликтов являются лишь следствием экономических.

Большинство социологов немарксистской ориентации склоняются к мнению, что существование общества без конфликта невозможно. Один из основателей социологии Г.Спенсер считал конфликт «неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития». Значит, конфликт не дисфункция, не аномалия в общественном развитии, а норма отношений между людьми, необходимый элемент социальной жизни, который дает выход социальной напряженности, энергии деятельности, порождая социальные изменения различного масштаба.

Наиболее ярко эта позиция представлена в работах немецких социологов Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа, американского социолога Л. Коузера. Основное положение теории Г. Зиммеля заключается в том, что конфликт, хотя и является одной из форм разногласия, в то же время являет собой социализирующую силу, объединяющую противоборствующие стороны и способствующую стабилизации общества.

Л. Коузер в своей работе «Функции социальных конфликтов» подчеркивал, что конфликт несет в себе не только деструктивную (разрушительную) функцию. В нем заложен большой позитивный потенциал. Он вычленил следующие функции конфликта:

· Образование групп, установление и поддержание нормативных и физических границ групп;

· Установление и поддержание оносительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений;

· Социализацию и адаптацию как индивидов, так и социальных групп;

· Создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти;

· Получение информации об окружающей среде (конфликт сигнализирует о проблемах);

· Стимулирование нормотворчества и социального контроля;

· Способствует созданию новых социальных институтов.

Р. Дарендорф считал, что основной причиной конфликтов является борьба за власть, престиж, авторитет. Социальный конфликт – всегда следствие социального неравенства. Он считал, что действия социальной группы с целью достижения социального доминирования могут при определенных условиях (дефиците ресурсов, идеологических различиях) привести к конфликту. В современном плюралистическом обществе конфликты многочисленны и разнообразны, но так же существуют условия для их регулирования. Для успешного регулирования конфликта, по мнению Р. Дарендорфа, важны три обстоятельства:

· признание различных точек зрения;

· высокая организованность конфликтующих сторон;

· наличие правил игры.

2. Структура социального конфликта может быть представлена следующим образом:

· Противоречие, которое выражено в проблеме и является объективной предпосылкой конфликта (источник конфликта);

· Люди как носители данного противоречия, представляющие различные социальные интересы (субъекты конфликта);

· Объект конфликта (скрытые нужды) – блага, ресурсы, по поводу которых возникает конфликт;

· Предмет конфликта (открытые нужды) – материальные образования, связанные с конфликтом;

· Столкновение субъектов конфликта (процесс, активная фаза), в котором как бы происходит «противоречие в действии».

В случает отсутствия последней составляющей (столкновения) мы имеем дело с латентным, т. е. скрытым конфликтом, выявление которого наиболее сложно.

Существуют следующие типы конфликтов:

1. Внутриличностный конфликт, который развивается во внутреннем мире конкретной личности. Конфликтуют несовместимые потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п. В конфликте могут находится структурные компоненты личности – Оно, Я и Свер-Я. В случае такого внутреннего конфликта имеет место отклоняющееся поведение индивида, проявляющееся в нарушении социальных норм, в психических расстройствах. Может иметь место ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют ему разные требования. Причинами внутриличностного конфликта могут стать комплексы неполноценности или превосходства, завышенная или заниженная самооценка, негативное психологическое состояние (обида, переживание, раздражение, неудовлетворенность), повышенная критичность к поступкам окружающих.

2. Межличностный конфликт. Такие типы конфликтов являются самыми распространенными. Они бывают личными и социальными. В организациях они проявляются как:

· конфликты между управляющими и управляемыми в рамках данной организации;

· конфликты между рядовыми сотрудниками;

· конфликты между руководителями одного ранга.

3. Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы могут устанавливать свои нормы общения, поведения. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт. Другой распространенный конфликт – между руководителем и группой (подчиненным ему подразделением).

4. Межгрупповой конфликт. Организация может состоять из множества формальных и неформальных групп, между которыми и возникают конфликты (напр., конфликт между администрацией и профсоюзом).

Этими типами все многообразие конфликтов не исчерпывается. По степени проявления можно выделить скрытые, открытые, случайные и хронические конфликты. Конфликты, происходящие в процессе трудовой деятельности, называются производственно-деловыми. Конфликты, возникшие на основе внутренних психологических причин, называются личностно-эмоциональными.

3. Составляющие конфликтной ситуации:

Мотивы сторон как внутренние побуждения вступления в конфликт. Они связаны с потребностями, которые, в свою очередь, являются состоянием нужды в объектах (ресурсы, власть, духовные ценности). Мотивы конкретизируются в целях. Целью конфликта становится представление его участников о конечном, предвосхищаемом, полезном (с их точки зрения) результате конфликта.

Конфликтное поведение состоит в противоположно направленных действиях участников конфликта. Оно подразделяется на стратегию и тактику. Стратегия рассматривается как ориентация личности по отношению к конфликту, ее установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. Стратегия поведения в конфликтной ситуации - это направление и особенности действия конфликтующей стороны, выдерживаемые до завершения конфликта. В основе классификации конфликтных стратегий лежат следующие основания:

· Характер действий (наступательные, оборонительные, нейтральные);

· Степень активности их осуществления (активные – пассивные, инициирующие – ответные);

· Направленность этих действий (на оппонента, к третьим лицам, на себя).

Современная теория конфликтов различает пять основных стратегий поведения:

1) сотрудничество;

2) компромисс;

3) избегание;

4) приспособление;

5) соперничество.

Люди, вступая в конфликт, не обязательно принимают какую-то одну стратегию поведения, часто наблюдается их сочетание. Это зависит от вида конфликта, от того, на каком уровне он происходит, каковы ресурсы участников конфликта, какова значимость личных цепей и т.п. Стратегия сотрудничества, которая в отличие от других приводит тому, что в конфликте нет побежденных, и выигрывают обе стороны, является наиболее приемлемой.

Каждой стороной в конфликте избирается форма поведения, которой придерживается сторона на протяжении всего конфликтного взаимодействия. Избранная стратегия реализуется через конкретные тактики – совокупность приемов воздействия на оппонента, средства реализации стратегии. Выделяют следующие виды тактик:

· жесткие (захват и удержание объекта конфликта, физическое насилие, нанесение телесных повреждений, блокирование деятельности, психологическое насилие (оскорбление, клевета, обман, дезинформация, унижение и т.п.), давление (предъявление требований, приказов, угрозы, шантаж и т.п.));

· нейтральные (демонстративные действия, напр., публичные высказывания, жалобы на состояние здоровья, угрозы суицида; санкционирование (взыскания, увеличение нагрузки, отказ от выполнения требований и т.п.); тактика коалиций;

· мягкие (тактика фиксации своей позиции в форме высказываемых суждений, предложений, критики; тактика дружелюбия в форме выражения готовности вместе решать проблему, предоставление необходимой информации, предложение помощи и т.п.; тактика сделок в форме взаимного обмена благами, обещаниями, уступками, извинениями).

Классификация тактик может выглядеть следующим образом:

· рациональное убеждение — использование фактов и логики для подтверждения своей позиции и убеждения оппонента;

· давление — требования, приказы, у грозы (“Если вы не сделаете этого, то я накажу вас”);

· апелляция к власти, санкции — использование взысканий и вознаграждений;

· дружелюбное обращение, заискивание — создание у оппонента представления о наличии у него привлекательных качеств;

· коалиционная — просьбы о поддержке, союзе;

· заключение сделок — взаимный обмен благами, обещания (общий смысл их следующий: “Если вы поступите данным образом, то я награжу вас”);

· введение оппонента в состояние волнения, некоторой спутанности, управление его вниманием, создание эффекта неожиданности;

· неотменяемые обязательства — одна из сторон осуществляет определенное действие (например, бессрочную голодовку) до тех пор, пока ее условия не будут приняты.

Вопросы для самоконтроля и повторения:

1. В чем сущность конфликтологической теории К.Маркса?

2. Каковы особенности истолкования социальных конфликтов представителями немарксистской социологии?

3. Каковы функции социального конфликта по Л. Коузеру?

4. Какова структура социального конфликта?

5. Какие типы социальных конфликтов существуют?

6. Назовите основные составляющие конфликтной ситуации?

7. Какие основные стратегии поведения в конфликтной ситуации выделяет современная наука?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: