Физиологические основы процессов памяти. Характеристика основных процессов памяти


Память
– воспроизведение прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира, реакциях организма и многократно применять ее на практике. Осуществляя связь между прошлым, настоящим и будущим, память придает устойчивость жизненному опыту. Память является важнейшей структурой, обеспечивающих формирование индивидуальности. В настоящее время в науке нет единой и завершенной теории памяти. К двум известным ранее — психологической и физиологической — добавилась биохимическая. Психологическое учение о памяти «старше» физиологического и биохимического. Одной из первых психологических теорий, которая возникла в XVII веке, была ассоциативная. В основе этой теории лежит понятие об ассоциации — связи между отдельными психическими феноменами, а также между ними и явлениями внешнего мира. Память в русле данной теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных ассоциаций по смежности, сходству и контрасту.

Сущность теории сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними возникает ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи обязательно вызывает в сознании представление всех элементов. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие закономерности функционирования и механизмы памяти. Но со временем возник ряд проблем, одной из которых стала проблема объяснения избирательности памяти, которая не могла быть понята исходя из ассоциативной теории памяти.

Процессы, связанные с памятью

Сохранение в памяти какой-то информации включает три процесса. Первый из них - это кодирование, в ходе которого выделяется та информация, которая будет храниться. Второй - это собственно хранение информации и ее связывание с той, которая уже есть в памяти. И наконец, третий этап - это извлечение (воспроизведение) хранящейся информации; без него мы никогда не могли бы знать, что именно мы действительно запомнили.

Кодирование

Процесс кодирования начинается уже на стадии сенсорной памяти, когда распознаются физические характеристики стимула. Далее он несколько углубляется во время передачи информации в кратковременную память, так как здесь происходит первая перегруппировка разных элементов запоминаемого. Однако основной процесс кодирования происходит на стадии долговременной памяти, так как именно здесь осуществляются анализ и идентификация различных характеристик информации.

Хранение (архивизация)

Архивизация - это накопление материала в памяти. В зависимости от того, вовлекается ли при этом эпизодическая или семантическая память, архивизация происходит по-разному. Это важное подразделение двух форм памяти ввел Тульвинг (Tulving, 1972).

В эпизодической памяти хранится вся информация о различных событиях нашей жизни. По сути своей эта память автобиографична. Что касается семантической памяти, то она включает все те структуры, которые свойственны данной культуре и позволяют познавать мир. Кроме того, в семантической памяти хранятся правила, лежащие в основе языка и различных умственных операций. Таким образом, семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти. Так, благодаря семантической памяти мы знаем, что такое экзамен, друг, отрочество или справедливость вообще, как понятия, но когда мы имеем дело с конкретными проявлениями этих понятий в нашей жизни, это отображается уже в эпизодической памяти (Ehriich, Tulving, 1976).

Несмотря на различие этих двух функций памяти, они дополняют друг друга и в различной степени обе определяют, как будет организована информация для хранения в памяти.

Как мы уже отмечали, для долговременного хранения, как в архиве, требуется такая организация, которая позволяла бы не только классифицировать, но и быстро извлекать информацию. Можно выделить несколько способов «укладки» информации в памяти; они зависят от сложности и других особенностей запоминаемого материала.


12. Факторы, влияющие на запоминание

Основные процессы памяти:

1. Запоминание;

· произвольное;

· непроизвольное;

· механическое заучивание (дословное заучивание);

· логическая (запоминание и воспроизведение основных положений).

2. Сохранение и удержание информации в памяти;

· кратковременная (удерживает информацию от нескольких секунд до минут. Объем: 7±2 единицы);

· оперативная (так называемая обслуживающая память, «чернорабочая», то есть это та информация, которая сохраняется в памяти пока решается задача – может длится дольше чем кратковременная);


· долговременная (не ограничена по объему и по времени. Основная трудность – извлечение информации).

При характеристике какого-либо вида памяти оценивается два показателя:

· объем;

· время действия.

Факторы влияющие на забывание и на сохранение:

1. Значимость (мотив; степень участия информации в деятельности личности);

2. Объем запоминаемого материала или информации (обратно пропорциональная зависимость);

3. Лучше в памяти сохраняются основные положения;

4. Эмоциональный фактор (то, что приятно \ не приятно; информация с положительной эмоциональной окраской запоминается лучше, и наоборот с негативной окраской - хуже);

5. «Место в списке», эффект края.

Информация начала и информация конца запоминается легче, чем информация середины.

Основной объяснительный механизм - интерференция.

В начале нет предыдущей стирающей информации, а в конце нет последующей – в середине присутствуют обе.

«Кривая забывания» (по Г. Эббингаузу).

Для бессмысленных слогов.

Очень сильная интерференция.

Реминисценция – это эффект временного улучшения памяти, который имеет место на второй день после заучивания.

Мнемические действия (приемы для запоминания):

Связаны с мыслительной обработкой информации.

1. Составление плана;

2. Смысловая группировка;

3. Смысловые опорные пункты:

· заглавия;

· эпитеты;

· примеры;

· сравнения и т.д.

4. Классификация материала;

5. Схематизация.


Как объем памяти, так и прочность запоминания зависят от многих условий, к характеристике которых мы переходим.

Механическое и осмысленное запоминание. Успех запоминания зависит от того, в какой степени материал осмысливается человеком. При механическом запоминании слова, предметы, события запоминаются точно в таком порядке, в каком они воспринимались. Механическое запоминание опирается на пространственную и временную близость объектов запоминания.

Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала. Осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического. Механическое запоминание неэкономно, требует многих повторений; механически заученное человек не всегда может припомнить к месту и ко времени. Осмысленное запоминание требует от человека значительно меньше усилий и времени и более действенно.

Осмысление материала достигается разными приемами. Один из способов — выделение в изучаемом материале главных мыслей. Переход от одной части к следующим частям — это логическая последовательность основных мыслей текста. Основные мысли текста составляют его план. Воспроизведении происходит по плану.

Другим приемом осмысления материала является сравнение, т.е. нахождение сходства и различия между изучаемым материалом и уже известным. Изучая с детьми новый объект, учитель часто сопоставляет его с уже изученными, тем самым включая новый материал в систему знаний.

Осмыслению материала помогает также его конкретизация, пояснение общих положений примерами, проведение наблюдений, лабораторных работ и т. п. Существуют и другие приемы осмысления.

Повторение при запоминании. Прочность запоминания во многом зависит от повторения. По данным исследований, без повторения в первый день сохранилось в памяти 74%; через 3—4 дня — 66%; через 1 месяц — 58%; через 6 месяцев — 38%. При повторении в первый день удержалось в памяти 88%; через 3—4 дня — 84%; через 1 месяц — 70%; через 6 месяцев — 60%.

Повторение должно быть разнообразным. Для этого ставятся разные задачи перед заучивающим: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу и т.д. Разнообразие форм повторения способствует образованию новых связей изучаемого материала с практикой, жизнью. В результате запоминание делается более полным.

Повторение должно быть активным - проговаривание материала вслух должно сопровождаться осмыслением материала. Как только повторение приобретает пассивный характер, заучивание становится непродуктивным.

По способам распределения повторения во времени различают концентрированное и распределенное повторение. При первом способе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва. Например, если для заучивания стихотворения требуется 12 повторений, то ученик 12 раз подряд читает его, пока не выучит. При распределенном повторении чтения отделены друг от друга некоторыми промежутками.

Распределенное повторение требует меньшего числа повторений.

Исследования с участием пятиклассников показало, что полное заучивание стихотворения при концентрированном способе потребовало 24 повторения, а при распределенном способе - только 10, т.е. в 2,4 раза меньше.

Распределенное повторение обеспечивает и большую прочность знаний. Поэтому опытные учителя повторяют с учащимися учебный материал в течение целого года, но для того, чтобы не снизилась активность детей, они разнообразят приемы повторения, включают материал в новые и новые связи. Повторения особенно полезны в первые часы и дни после ознакомления с учебным материалом — до тех пор, пока нервные связи в коре не укрепились и (согласно с химической гипотезой памяти) в нервных клетках не произошли структурные изменения белковых молекул. После этого повторения могут проводиться реже и с большими промежутками времени.

Продуктивность запоминания в целом и по частям. В психологии известны 3 способа заучивания: целостный, частичный и комбинированный.

При целостном способе материал (стихотворение и др.) читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения. При частичном способе материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно. Комбинированный способ представляет собой сочетание целостного и частичного. Материал сначала прочитывается целиком один или несколько раз, затем трудные места выделяются и заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком.

Из указанных способов наиболее целесообразным является комбинированный. Он требует осмысления материала и обеспечивает равномерное запоминание. В исследованиях учащимся, которые заучивали стихотворение комбинированным способом, потребовалось 9 повторений, при заучивании целостным — 14, а при заучивании частичным способом — 16 повторений.

Значение характера материала. Продуктивность запоминания зависит и от характера материала. Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного: логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения.

Систематизация материала. Приведенный в систему материал легче запоминается и дольше хранится в памяти. Систематизация может протекать в разных направлениях: путем группирования объектов запоминания по одному какому-либо признаку (например, по цвету, величине, форме предметов); путем объединения материала в хронологическом следовании событий; и т.п.

Прочность запоминания зависит от важности для субъекта запоминаемой информации, от привычности материала, от контекста события, от мотивации субъекта, и от многих других причин. Например, если какое-то событие повторяется много раз, то оно легче и на более длительный срок запоминается, чем случайное явление (привычность материала). То, что сохраняется в памяти, всегда связано с ситуацией, в которой оно запомнилось. Поэтому извлекать что-либо из памяти всегда легче в том контексте, в котором произошло запоминание. Роль мотивации проявляется в том, что мы всегда легче запоминаем то, что хотим выучить, чем то, что для нас неинтересно. Например, увлекаясь футболом, можно знать имена всех футболистов сборной, но не быть способным запомнить и трех имен знаменитых психологов.


13. Забывание. Факторы, влияющие на забывание

 

Можно выделить следующие факторы, влияющие на забывание информации.

1) Забывается (не удерживается в сознании) неизменяемая информация.

2) Неиспользование информации и ее характер.

3) Возраст.

4) Интерференция.

5) Подавление.

Во-первых, забывается (не удерживается в сознании) неизменяемая информация. Данный тезис легко доказать с помощью различных примеров:

1) В рамках эксперимента испытуемым предлагалось надеть специальные контактные линзы, к которым был прикреплен источник света, двигающийся вместе с глазами. Таким образом, линзы вызывали стабилизацию изображения по цвету и яркости. В результате исследования удалось выяснить, что человек перестает осознаваться объективную реальность уже через 1-3 секунды.

2) Постоянный шум или давление на кожу (часы, одежда) также очень быстро перестают осознаваться.

3) Пристальное внимание к чему-либо неизменному или равномерному (покачивания) приводит к возникновению измененных состояний сознания. Ярким примером являются медитация, гипноз и обряды богослужения. Так, многократное повторение одного и того же слова (фразы) приводит к ощущению утратысмысла. Повторение одних и тех же фраз приводит к полному опустошению сознания.

4) Из повседневного опыта мы знаем, что автоматизированные действия также не осознаются.

5) Другим доказательством является тот факт, что человек не может запомнить более 5-9 элементов. Почти для каждого человека составляет трудность запомнить 7-мизначный номер телефона. Это связано с тем, что информация должна быть впечатана в сознание без изменений, но это, по факту, нарушает течение нормального психического процесса.

Неиспользование информации и ее характер также оказывает влияние на забывание информации. Следует отметить, что лучше всего запоминается информация, которая вызывает интерес или увлеченность предметом. Однако следует знать, что этой закономерности не подчиняются двигательные навыки и знания, полученные в детстве.


Подчеркнем, что проще запоминается информация, нехарактерная для обстоятельств. Был проведен эксперимент, в рамках которого испытуемым предлагалось вспомнить свой путь от дома до работы. Выяснилось, что испытуемые запоминали те обстоятельства, которые выходили за рамки привычного (очередь в кассу за билетом, что было необычным для испытуемого; яма на дороге, которой раньше не было, etc.).

Возраст − это другой параметр, влияющий на забывание информации. Так, пожилые люди склонны забывать о недавних событиях или о том, что предстоит сделать. Обычно, причиной этого принято считать сложность организации информации, которую надо будет вспомнить.

Забывание происходит и в раннем возрасте – информацию, которую человек получил в возрасте до 3-х лет мало кто помнит. Причинами этого факта принято считать ограниченный словарный запас ребенка (что не позволяет ему оформить свой опыт в слова, а наша память в большой степени «завязана» на семантике слов), маленький опыт ребенка, отсутствие четко ограниченного Я (считается, что это важнейшая причина из перечисленных).

Ученые выяснили, что другим фактором, влияющим на забывание, является феномен интерференции − это влияние на запоминание со стороны знаний или навыков, приобретенных раньше или позднее запоминания. Различают проактивную и ретроактивную интерференцию.

Проактивная интерференция возникает в том случае, если событие, влияющее на запоминаемый материал, происходит до запоминания. Например, если перед подготовкой к экзамену человек получает дурные вести, то запоминание экзаменационного материала будет существенно снижено. Тот же феномен происходит, если человек учит испанский язык после итальянского. Ретроактивная интерференция, напротив, – это влияние событий, которые произошли после запоминания.

Интересный феномен, влияющий на забывание, открыл З. Фрейд − феномен подавления. З. Фрейд предположил, что существует активное забывание − это такое забывание, при котором человеку выгодно что-либо забыть по каким-либо неосознаваемым причинам (например, забыть прийти на встречу с человеком, которого ненавидишь). З. Фрейд полагал, что в этом случае происходит торможение следов в памяти на уровне сознания и вытеснение их в подсознание, где они удерживаются ценой больших затрат энергии.
Возраст. Как мы уже знаем, пожилые люди, по-видимому, склонны забывать о недавних событиях или о том, что им предстоит сделать. Это обусловлено главным образом тем, что им трудно организовать информацию, которую им надо будет вспомнить. Особенно явным это становится тогда, когда они впервые сталкиваются с какими-то новыми навыками, новыми обстоятельствами или непривычными действиями. Поэтому им требуется время на то, чтобы освоить новое, и очень важно, чтобы это время им предоставлялось. Большую помощь им могут оказать памятки или мнемотехнические приемы, позволяющие рационально организовать жизнь.

Забывание происходит также и в ранние годы. Действительно, лишь немногие из нас могут вспомнить события, происшедшие в возрасте до трех лет. По-видимому, это не связано просто с давностью подобных событий. Двух- или трехлетнему ребенку воспоминания не свойственны. Он не помнит свои сны и не придает практически никакого значения таким словам, как «вчера» или «завтра». Это может быть обусловлено, в частности, тем, что в этом возрасте словарный запас ребенка весьма ограничен, а опыт невелик; однако главная причина-то, что ребенок еще не выделяет себя как личность и у него нет достаточно четко очерченного «Я», которое позволило бы ему воспринимать собственные действия по отношению к другим людям.

В то же время такая точка зрения может быть и спорной: по-видимому, при особых состояниях сознания (под действием определенных препаратов или под гипнозом) человек может вспомнить и о таких ранних событиях, о которых он в обычном состоянии никогда не вспоминает.

Как бы то ни было, исследования показали, что в возрасте от 5 до 11 лет кратковременная память существенно улучшается. Затем она сохраняется на стабильном уровне до 30 лет, а позднее - от 30 до 70 лет - может либо улучшаться, либо медленно ухудшаться.

Неиспользование информации и ее характер. Кажется естественным связывать забывание с тем, что та или иная информация или усвоенные действия не повторяются. Это, бесспорно, справедливо в отношении многих знаний, приобретенных в школе, если в дальнейшем понимание их важности (истинной или относительной) было утрачено студентом, которого традиционные педагогические методы заставляют стать пассивным. В соответствии с известным изречением, согласно которому культура - это «то, что остается, когда уже все забыто», лучшим залогом сохранения в памяти и развития определенных знаний служит не просто «голое» повторение, а интерес или даже увлеченность предметом.

Нельзя, однако, забывать, что этой закономерности, видимо, не подчиняются двигательные навыки. Мы можем вполне успешно сесть на велосипед или за фортепиано после 20- или 30-летнего перерыва. Это же касается и большинства тех знаний, которые мы получили в раннем детстве, т.е. в тот период, когда мозг наиболее пластичен. Так, например, чем раньше ребенок усвоил иностранный язык, тем труднее его будет забыть. Список таких примеров можно продолжить, включив сюда, скажем, игру на музыкальном инструменте, шахматы и т. п.

Однако фактором забывания еще более важным, чем неиспользование, может быть интерференция со стороны других, приобретенных раньше или позднее, знаний или навыков; в этих случаях может иметь место отрицательный перенос.

Интерференция. Этим феноменом может быть обусловлен, в частности, отрицательный перенос при научении. Интерференция может быть связана с событиями, происшедшими до запоминания того или иного материала. В этом случае говорят о проактивной интерференции. Например, если перед тем как студент начинает готовиться к экзаменам, он получит дурные вести, то усвоение знаний, естественно, будет страдать. Интерференция возможна и тогда, когда сразу после одного материала мы беремся за другой, сходный с первым. Например, после обучения итальянскому языку возникают сложности при усвоении испанского.

Однако еще большую роль в забывании играет ретроактивная интерференция. Если, например, непосредственно после усвоения какого-либо навыка мы приступаем к новой деятельности, этот навык может ухудшиться. В то же время было отмечено, что если старый и новый навыки очень сходны или, наоборот, очень различны, то ретроактивная интерференция выражена слабо. Она сильно будет сказываться на первом навыке лишь тогда, когда второй с ним относительно сходен. В нашем случае с усвоением двух языков можно с большей уверенностью сказать, что если испанский язык будет все же выучен, а итальянский за это время использовать не придется, то вспомнить его в случае надобности будет уже труднее.

Сходные явления наблюдаются и тогда, когда студенту приходится учить два предмета, экзамены по которым он будет сдавать в один и тот же день. Изучение общей психологии при этом только углубит знания по психологии развития, особенно если оба курса читал один и тот же преподаватель. Психология не помешает также усваивать химию; но если придется одновременно с психологией заниматься еще философией или социологией, затрагивая при этом сходные темы, то интерференция вполне может возникнуть.

Известно также, что интерференция всегда сильнее выражена при вспоминании, чем при узнавании.

Подавление. Еще один вид забывания, открытый Фрейдом, - это подавление. Например, мы можем «забыть» подписать чек, который посылаем в последний срок уплаты долга, «забыть» выучить экзаменационный предмет или явиться на важное, но чреватое неприятными последствиями свидание.

В подобных случаях Фрейд говорил об активном забывании. Он объяснял это явление не случайностью, а действительным торможением следов в памяти на уровне сознания и о вытеснении их в подсознание, где они удерживаются ценой значительных затрат энергии.

Современные психологи предпочитают говорить о мотивированном забывании, подчеркивая тем самым, что с помощью такого механизма субъект пытается «уйти» от неприятных сторон той или иной ситуации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: