Периоды, выделяемые в античной философии

В историко-философской науке существуют различные пе­риодизации античной философии, каждая из которых вносит дополнительный штрих в общую картину.

Один из крупней­ших немецких историков философии конца прошлого века, В. Виндельбанд (1848—1915), выделял два отличных по куль­турному фону и духовным стремлениям периода античной фи­лософии: 1) греческая философия, созданная на основе замкну­той национальной культуры и стремящаяся к чистому позна­нию (завершилась к 322 г. до н. э.); 2) эллинистическо-римская философия, развивавшаяся на почве мировой культуры того времени и стремившаяся к наилучшему устройству жизни лю­дей, т. е. к практическому результату.

Критерием выделения периодов в концепции известного зна­тока античности российского философа С. Н. Трубецкого (1862—1905) являются главные фигуры античной философии: 1-й период — до Сократа (VI в. до н. э,— 2-я пол. V в. до н. э.); 2-й период — от Сократа до Аристотеля (2-я пол. V в. до н. э.— IV в. до н. э.); 3-й период — после Аристотеля (IV в. до н. э,— VI в. и. э.). Отсюда происходит термин «досократики», который испо­льзуется в философской литературе.

Наиболее подробная периодизация истории античной фило­софии была предложена другим известным российским филосо­фом, психологом Г. И. Челпановым (1862—1936). Здесь критерий для выделения пяти периодов античной философии — смена объ­екта и задач философии:

Первый период — натурфилософский, или космологический (VI в. до н. э.— середина V в. до н. э.) ха­рактеризуется преимущественным интересом к проблемам «физиса» и космоса, поиском субстанциального начала всех вещей.

Второй период — антропологический (2-я пол. V в. до н. э.— кон. V в. до н. э.) делает главным предметом своего исследова­ния человека, пытаясь определить его сущность.

Третий — сис­тематический (V — IV вв. до н. э.) характеризуется открытием сверхчувственного и категориальной диалектикой Платона и Ари­стотеля, давших формулировки основных философских проблем.

Четвертый — этический (III в. до н. э.—I в. н. э.) связан с по­ниманием философии, прежде всего, как нравственного учения, разрабатывающего нормы и правила человеческой жизни.

Пятый — религиозный период (I в. н. э.— VI в. н. э.) выделяет в качестве главного объекта философии познание Бо­жественного.

Естественно, каждая из предложенных периодизаций доста­точно условна, но наиболее содержательной представляется пе­риодизация Г. И. Челпанова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: