Кредитная мультипликация – процесс эмиссии платежных средств в рамках системы коммерческих банков

В общем виде дополнительное предложение денег, возникшее в результате появления нового депозита, равно:

, (11.11)

где rr – норма банковских резервов; D – первоначальный вклад.

Коэффициент – называется банковским мультипликатором, или депозитным мультипликатором.

Более общая модель предложения денег строится не только с учетом роли Центрального (Национального) банка, но и с учетом возможного оттока части денег с депозитов банковской системы в наличность. Она включает ряд новых переменных.

Денежная база (деньги повышенной мощности, резервные деньги) – это наличность вне банковской системы, а также резервы коммерческих банков, хранящиеся в Центральном (Национальном) банке.

Наличность является непосредственной частью предложения денег, тогда как банковские резервы влияют на способность банков создавать, новые депозиты, увеличивая предложение денег. Обозначим денежную базу через MB, банковские резервы через R, тогда:

MB = C+R,

где MB – денежная база; С – наличность; R – резервы.

MS= C + D,

где MS – предложение денег;

С – наличность;

D – депозиты до востребования.

Денежный мультипликатор (m) – это отношение предложения денег к денежной базе:

Денежный мультипликатор можно представить через отношение наличность–депозиты сr (коэффициент депонирования) и резервы-депозиты rr (норму резервирования):

Разделим почленно числитель и знаменатель правой части уравнения на D (депозиты) и получим:

, где (11.12)

Величина сr определяется главным образом поведением населения, решающего, в какой пропорции будут находиться наличность и депозиты. Отношение rr зависит от нормы обязательных резервов, устанавливаемой Центральным (Центральным) банком, и от величины избыточных резервов, которые коммерческие банки предполагают держать сверх необходимой суммы.

Теперь предложение денег можно определить по формуле:

Таким образом, предложение денег прямо зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора (или мультипликатора денежной базы).

Денежный мультипликатор показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу. Увеличение коэффициента депонирования и нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор.

Центральный (Национальный) банк может контролировать предложение денег, прежде всего, путем воздействия на денежную базу. Изменение денежной базы, в свою очередь, оказывает мультипликативный эффект на предложение денег. Таким образом, процесс изменения объема предложения денег можно разделить на два этапа:

· первоначальная модификация денежной базы путем изменения обязательств Центрального (Национального) банка перед населением и банковской системой (воздействие на величину наличности и резервов);

· последующее изменение предложения денег через процесс "мультипликации" в системе коммерческих банков.

Инструменты денежной политики корректируют величину денежной массы, воздействуя либо на денежную базу, либо на мультипликатор.

Выделяют три главных инструмента денежной политики, с помощью которых Центральный (Национальный) банк осуществляет косвенное регулирование денежно-кредитной сферы:

1) изменение учетной ставки (или ставки рефинансирования), то есть ставки, по которой Центральный (Национальный) банк кредитует коммерческие банки;

2) изменение нормы обязательных резервов, то есть минимальной доли депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде резервов (беспроцентных вкладов) в Центральном банке;

3) операции на открытом рынке: купля или продажа Центральным банком государственных ценных бумаг (используется в странах с развитым фондовым рынком).

Эти операции связаны с изменением величины банковских резервов, а, следовательно, денежной базы.

Выделяют три главных инструмента денежной политики, с помощью которых Центральный (Национальный) банк осуществляет косвенное регулирование денежно-кредитной сферы: изменение учетной ставки (или ставки рефинансирования), то есть ставки, изменение нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке.

Однако Центральный (Национальный) банк не может полностью контролировать предложение денег, поскольку, например:

· коммерческие банки сами определяют величину избыточных резервов (они входят в состав R), что влияет на отношение rr и, соответственно, на мультипликатор;

· Центральный (Национальный) банк не может точно предусмотреть объем кредитов, которые будут выданы коммерческим банкам;

· величина сr определяется поведением населения и другими причинами, не всегда связанными с действиями Центрального (Национального) банка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: