Материально-техническая база предприятия

Материально-техническая база автомобильного транспорта представляет собой совокупность средств производства и, прежде всего, средств труда, необходимых для выполнения перевозочного процесса (подвижной состав, автомобильные дороги, производ­ственно-техническая база). Уровень развития материально-техни­ческой базы тесно связан с технологическими процессами в отраслях экономики. Автотранспортное производство испытывает на себе благотворное влияние прогресса технических средств автомобильной, машиностроительной, химической, нефтяной и других отраслей.

Материально-техническая база предприятия включает средства и предметы труда.

Средства труда представляют собой комплекс или совокуп­ность вещей, при помощи которых человек воздействует на предмет труда. Средства труда подразделяются на механические (ма­шины, механизмы, автоматы, инструменты, приборы) и материальные (производственные здания и сооружения, средства транспорта и связи, линии передачи электрической энергии, каналы, земля, способствующие осуществлению производственно­го процесса).

Предметы труда — объект приложения сил человека, все то, на что направлен его труд, из чего изготовляется продукт. Они либо даны природой, либо сами являются продуктом предшествующего труда.

Средства и предметы труда, участвующие в процессе труда выступают как средства производства.

Основные фонды — это средства труда, которые, участвуя в про­цессе производства на протяжении многих производственных цик­лов, сохраняют в течение длительного периода свои свойства и на­туральную форму. По мере износа их стоимость постепенно пере­носится на стоимость готовой продукции.

Оборотные фонды — это предметы труда, которые принимают участие только в одном производственном цикле, в течение кото­рого полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции.

Материально-техническая база предприятия представляет со­бой совокупность зданий, сооружений, технологического и энер­гетического оборудования, транспортных средств, инструменталь­ной оснастки, организационных и вычислительных средств, с по­мощью которых происходит процесс воспроизводства в рамках основных, вспомогательных, обслуживающих и управленческих звеньев предприятия.

Средства производства (производственные фонды) в разных от­раслях экономики имеют различное структурное соотношение. Для промышленности это соотношение составит 3:1, а для предприятий автомобильного транспорта взаимосвязь основных и оборотных средств зависит от типа предприятия: транспортных — 9:1; промыш­ленных — 4:1; автообслуживающих — 3: 1 (табл. 1).

Таблица 1. Примерное соотношение основных и оборотных фондов по типам предприятий автомобильного транспорта, %

Тип предприятия Фонды
Основные Оборотные
Автотранспортные    
Промышленные    
Автообслуживание    

В состав материально-технической базы предприятий автомобильного транспорта включаются дороги, находящиеся на ба­лансе предприятий. Они относятся к основным производствен­ным фондам.

Каждому типу предприятий автотранспорта свойственна своя структура производственных фондов и их компонентов.

Структура основных фондов и оборотных средств предприя­тий каждого типа имеет свои особенности. Так, в основных фон­дах автотранспортных предприятий наибольший удельный вес за­нимает подвижной состав, в промышленных предприятиях — зда­ния, сооружения и оборудование, в автообслуживающих — здания и сооружения.

Увеличение материально-технической базы за счет подвижного состава дает возможность увеличить объемы транспортной продук­ции. Классификация автомобильного подвижного состава с уче­том величины осевой нагрузки на поверхность дороги, конструк­тивных схем, грузоподъемности, вместимости автомобиля и вида перевозки приведена в табл. 2. Изменение структуры парка гру­зовых автомобилей, автобусов и таксомоторов происходит в соот­ветствии с изменением структуры перевозок.

Таблица 2. Классификация автомобильного подвижного состава

Автомобили
Транспортные Специального назначения
  Спортивные, пожарные, коммунальные, санитарные, автокраны
Грузовые Пассажирские
  Автобусы Легковые
По конструктивной схеме
Одиночные, автопоезда, специали­зированные, высокой проходимости Одиночные Сочлененные Автобусные автопо­езда Двухдверные Четырехдверные Универсальные
По размерности
Грузоподъемность Вместимость и дли­на Рабочий объем ци­линдров двигателя
Малая до 2 т Средняя до 5 т Большая свыше 5 т Особо большая свыше 15 т Особо малая до 5 м Малая до 7,5 м Средняя до 9,5 м Большая до 12 м Особо большая свыше 16,5 м Особо малые до 1,2 л Малые 1,2-1,8 л Средние 1,8-3,5 л Большие более 3,5 л
По виду перевозок
Междугородные Городские Строительные Промышленные Сельскохозяйственные Торговые Городские Пригородные Междугородные Специальные по перевозке рабочих, школьников Личные Служебные Такси Прокатные
           

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: