Современный подход к огневой подготовке. Огневая подготовка — традиционный вид подготовки сотрудников правоохранительных органов, претерпевающий значительные изменения в последнее время под влиянием общего роста экстремальности деятельности, распространением оружии среди населения, резкого учащением использования оружия криминальным миром. В связи с этим эволюционируют и курсы стрельб из боевого оружия. Современные образцы их[171] определяют организацию и порядок проведения стрельб из боевого ручного стрелкового оружия пистолета (револьвера), автомата (пистолета-пулемета), снайперской винтовки, подствольного гранатомета и методику их оценки. Они теперь ориентированы на подготовку сотрудников к использованию оружия в условиях, приближенных к реальным.
Огневая подготовка в своей основе заключается в изучении материальной части оружия; мер безопасности при обращении с ним, изучением приемов и правил стрельбы, тренировке на тренажерах, отработке нормативов по огневой подготовке. Успешная отработка курсов стрельб обеспечивается наличием учебно-материальной базы, позволяющей создавать различную мишенную обстановку и проводить комплексные занятия, а также строгим соблюдением мер безопасности и дисциплины.
|
|
Классической основой огневого мастерства издавна считались умение сотрудника держать оружие, занимать правильную позу, осуществлять прицеливание, правильно держать палец на спусковом крючке и осуществлять спуск, сдерживать в момент спуска дыхание и пр. Как бы предполагалось, что умение это делать в тишине и спокойствии тиров обеспечит успех в любой обстановке. Жизнь, однако, опровергла такой расчет. Основам пользования оружием и сейчас уделяется внимание, но лишь на начальном этапе подготовки. Произошел сдвиг в обучении использованию оружия в условиях, близких к реальным, экстремальным.
Тенденции совершенствования огневой подготовки. Статически установлено, что вооруженное противоборство преступников и сотрудников правоохранительных органов с использованием ручного стрелкового оружия происходят в большинстве случаев на расстоянии до 10 метров. Тут трудно промахнуться, времени на прицеливание фактически нет, побеждает тот, кому удается быстрее произвести выстрел. Случаи гибели сотрудников чаще всего происходят при расстоянии в 1,5 — 2 метра от преступника и связаны с запаздыванием в использовании оружия или отсутствием бдительности (по некоторым данным в 15—20% случаев сотрудники погибают пораженными из их же собственного оружия, выхваченного преступником у сотрудника или напарника по патрулю во время проверки документов)[172]. Применять оружие в 80%случаев приходится в условиях плохой видимости - сумерках или даже в темноте, исключающих классическую прицельную стрельбу. Успех достигается после обмена противников несколькими выстрелами, часть из которых используется для подавления роли и активности преступника. Стрелять в выпрямленной стойке, свойственной классической стрельбе, - значит подставляться, когда кругом свистят пули. Нужна поза, минимально отличающаяся от естественной, обычной, не требующая затрат лишних долей секунды, уменьшающая площадь возможного поражения. Стрелять надо уметь в бронежилетах, пользоваться подходящим прикрытием, прибегать к определенной тактике действий, использовать приемы уклонения от поражения. Нужно уметь применять оружие на бегу, на улицах, в помещениях и т.п., где могут мешать находящиеся поблизости люди, автомашины, мебель и др.
|
|
В системе формирования огневого мастерства стали поэтому прослеживаться тенденции обучения стрельбе:
- с мгновенной оценкой правомерности применения оружия на поражение;
- с исходной позиции, когда пистолет в кобуре;
- с использованием близких дистанций: из позиций стоя, с
бедра, лежа, «треугольной» стойки (слегка согнув колени, держа
оружие одной, — левой и правой — или двумя руками);
- методом неприцельной (называемой еще «инстинктивной») стрельбы;
- методом скоростной стрельбы;
- с поражением внезапно появляющихся целей;
- по нескольким внезапно появляющимся целям с переносом огня по фронту;
- в ситуациях, имитирующих открытую местность, улицу, квартиру, магазин и пр.;
- в любую погоду;
- в условиях слабой освещенности, использования приборов
ночного видения, светящихся насадок, патронов с трассирующими пулями;
- из-за укрытий (так называемая «баррикадная» стрельба»);
- с одновременным применение приемов уклонения от поражения противником;
- в бронежилетах;
- в условиях, имитирующих преследование преступника движении;
- из салона движущейся автомашины по неподвижной и движущейся цели;
- сразу после бега или иной физической нагрузки;
- в паре с прикрытием и перемещением партнера;
- с быстрой сменой условий и использованием нескольких способов стрельбы.
Специально изучаются правовые основы применения оружия. Развивается находчивость и способность к самостоятельному принятию ответственных решений, ибо в ситуациях скоротечной боевой перестрелки невозможно получить ответы на асе в инструкциях, когда никто часто не знает, что произойдет дальше, Уделяется внимание и приемам скрытного ношения оружия.
Активно началась подготовка снайперов.
Обеспечение и методика огневой подготовки. Подготовка традиционно начинается с обучения сотрудников твердому знанию материальной части оружия, мер безопасности при обращении с ним и боеприпасами, условий и порядка выполнения упражнений курса стрельб, а также приемов и правил стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия. Сотрудников учат разбирать и собирать оружие, ухаживать за ним. Проводятся подготовительные занятия по каждому упражнению без патронов. Затем - упражнения с фактическим применением оружия при введении все новых и новых усложняющихся условий и задач. Для заинтересованности сотрудников в достижении ими высоких показателей в стрельбе лучшим объявляются поощрения. В ряде стран считается вредным участие сотрудников в обычных спортивных соревнованиях по стрельбе, происходящих в далеких от реальных, «тепличных» условиях, что невольно формирует пренебрежительное отношение к обеспечению личной безопасности и применению иных приемов, затрудняет формирование соответствующих профессиональных навыков и привычек. Было бы разумным и полезным устраивать соревнования по наиболее сложным упражнениям, максимально приближенным к экстремальным условиям, и присваивать по ним спортивные разряды.
|
|
Современная огневая подготовка может быть успешной при хорошей учебно-материальной базе, позволяющей создавать мишенную обстановку и условия, максимально приближенные к реальным. Нужно использование средств и приемов, намеренно вызывающих у выполняющих стрельбы высокое внутреннее напряжение, требующих умения подавлять волнение (возможно и страх), проявлять самообладание, мобилизовывать все силы. Установлено, что при применении оружия в реальной обстановке возникновение у стрелка больших психологических и физических нагрузок вызывают:
а) моторное торможение — оцепенение, уменьшение скорости реакций на внезапное усложнение обстановки, ослабление способности к занятию рациональной стойки, выбору места, применению уклоняющих приемов, дрожание рук, ног, тела;
б) появление «туннельного» восприятия окружающего - сужения широты внимания до опасной по мнению стреляющего точки и полного отключение от всего окружающего, что более опасно, т.к. один из преступников может зайти сбоку и, незамеченный, поразить сотрудника;
в) возникновение временной глухоты - неспособности слышать предупреждения своих коллег об опасности.
Поэтому нужно специально приучать к использованию оружия в условиях повышенных внутренних нагрузок и справляться с ними.
При огневой подготовке используются полигоны или закрытые тиры, позволяющие моделировать внезапное появление и перемещение целей, шумы и звуки, характерные для экстремальной обстановки, ответный огонь противника. Нередко они оборудуются киноэкранами, компьютерами, средствами имитации усложненной обстановки (например, взрывов гранат и мин, пожаров, дыма). Активнее стали использоваться компьютерные программы, передающие на экран-мишень компьютера изображения правонарушителя в задаваемых ситуациях (с наведенным оружием, с захваченным заложником, убегающего, нападающего и т.д.). Сотрудник обязан мгновенно сориентироваться и принять решение о применении оружия.
|
|
В США при подготовке полицейских используются электронные тиры. Это учебный класс с экраном 2x2 метра с вогнутой поверхностью, при демонстрации на котором сюжета создается иллюзия объемного пространства, Обучаемый с лазерным «оружием» принимает исходное положение в 3 — 4 метрах от экрана. При выполнении упражнения на экране создается ситуация, воспринимая которую обучающийся должен принять решение на применение оружия, оценивая его правомерность, и произвести «выстрелы». На экране под влиянием лазера сразу появляются отметки: при промахе — синего цвета, при ранении — желтого, при попадании в жизненно важную точку тела (смертельное ранение) - красного. В нижней части экрана по окончании упражнений появляются показатели: время стрелявшего (с момента появления необходимости применить оружие и до начала стрельбы), количество сделанных выстрелов, достоинства попаданий и количество промахов. Вот пример одного из сюжетов. Полиция получила и формацию о том, что с крыши одного из домов террорист ведет огонь из автомата по идущим внизу прохожим. Парный полицейский патруль поднимается на крышу и незаметно обходит террориста сзади. Укрываясь за надстройками они приближаются к террористу и расходятся. Один из них командует террористу: «Прекратить огонь! Полиция! Бросай оружие!». Террорист подчиняется, кладет на крышу автомат. Полицейский; «Бросай оружие!» Террорист начинает медленно поднимать руки, но правая рука, сместившись быстро назад, показывается затем из-за спины с пистолетом. Возникает угроза жизни полицейского, при которой, по законодательству США, он имеет право применить оружие. Поэтому второй полицейский открывает огонь по преступнику. В зависимости от достоинства попадания сюжет имеет продолжение. Если допущен промах или преступник получил легкое ранение, он стреляет и попадает в одного из полицейских[173].
Известно, что сильное психологическое воздействие, особенно на новичков, оказывает свист пуль, пролетающих рядом. Обычно имитация таких звуков производится с помощью магнитофонов. Есть и другой опыт: полигон, стрельбище оборудуется траншеей (окопом), прорытой поперек линии стрельбы вблизи мишеней; сверху она прикрывается надежно закрепленной густой и прочной сеткой (для безопасности); выход из траншеи делается (тоже для безопасности) далеко за пределами сектора стрельбы. Обучающиеся, свободные в данный момент от стрельбы и ожидающие своей очереди, заводятся в траншею организованно, по командам и под руководством старшего, назначенного и проинструктированного руководителем стрельб. Находясь в траншее, сотрудники имеют возможность многократно слышать свист и шлепанье пуль, постепенно привыкая к этим звукам и не реагируя повышенным внутренним напряжением.
Полезен тренажер с видом противника, внезапно выхватывающего пистолет. Задача обучающегося — уловить начало действий противника и упредить его в выхватывании своего пистолета из кобуры и производству выстрела. Тренажер фиксирует и сличает время действий противников, показывая, кто упредил и насколько. Отрабатывается действия с выниманием пистолета из различно расположенной кобуры (прикрепленной к поясному ремню спереди или сзади, на плече или подмышкой, на ноге и пр.), но именно той, которая будет у данного сотрудника.
Полезно у всех сотрудников воспитывать привычку проведения постоянного самостоятельного тренажа (в свободные минуты) скоростного извлечения незаряженного пистолета из кобуры с принятием положения для стрельбы[174], подготовке его к выстрелу, заряжанию и перезаряжайте с производством «выстрелов» вхолостую[175].
За рубежом активно применяется отработка «интуитивного» метода стрельбы по мишеням в рост человека с черным кругом в области солнечного сплетения и расходящимися от него белыми и черными кольцами. Выполняющий упражнение находится в 7 метрах от мишени, держа оружие двумя руками под углом 45 градусов. По команде он выполняет в темпе (3-5 секунд) 6 выстрелов подряд. Первое упражнение считается освоенным, когда все попадания В мишень будут находиться внутри второго круга, имеющего диаметр 20 сантиметров. Второе упражнение выполняется с 3 метров в максимальном темпе до достижения той же точности.
Пока мало выполняется стрельб с выполнением уклоняющихся действий (резкой сменой позиции, падением, перекатом, кувырком, применением кривой ухода с линии огня — «маятника» и пр.). Они должны предваряться имитацией стрельбы с выполнением частых и глубоких наклонов, выступов в стороны, поворотов туловища, стремительных приседаний, бега противоходом с постоянным визуальным контролем над действиями противника. Порой они снеохотой выполняются обучающимися из ложного комплекса «стыдливости, недостойности». Для отучения сотрудников от пренебрежения уклонами в США для имитации стрельбы противника применяют специальные пистолеты, заряженные красящими пулями. Попадание такой пули в полицейского, пренебрегающего мерами безопасности, вызывает у «героя» болезненные мысли и он начинает серьезно стараться, чтобы не быть «убитым».
Навык стрельбы в движении отрабатывается в упражнении, начинающемся движением с 40 — 50 метров от мишени с применением различных уклонов и выполнением 2 — 3 выстрелов с рубежей 25 и 10 метров. Выстрелы делаются с остановкой, в неподвижной стойке, т.к. попасть в цель на бегу практически невозможно. Усложнение: стрельба по 2 — 4 целям, рассредоточенным по фронту и расстоянию.
Изложенные педагогические подходы к совершенствовании, огневой подготовки и ее нацеливанию на подготовку к успешному применению оружия в экстремальных условиях достаточно известны, а польза от них очевидна. Однако нередко стрельбы осуществляются по старинке, приближения к реальным условиям опасаются, удовлетворяются высокими показателями стрельб в простых условиях, оказывая «медвежью услугу» сотрудникам и делу. Похоже, что часть руководителей правоохранительных органов преследует цель подготовить спортсменов, а не профессионалов борьбы с преступностью, превосходящих в использовании оружия криминал.