Классификация пассажирских и грузовых вагонов

Классификация пассажирских и грузовых вагонов

Вагоном называется единица железнодорожного подвижного состава, предназначенная для перевозки пассажиров или грузов.

Парк вагонов представляет собой многообразие типов и конструкций. Это обусловлено необходимостью удовлетворения разнообразным требованиям:

– обеспечения защиты многих грузов от атмосферных осадков;

– сохранения качеств скоропортящихся грузов;

– предупреждения повреждений хрупких грузов;

– возможности механизации и автоматизации при постройке и ремонте вагонов, а также в процессе их эксплуатации;

– обеспечения комфорта пассажирам;

– снижения себестоимости перевозок, размеров капитальных вложений, необходимых для изготовления и эксплуатации вагонов;

– повышения провозной и пропускной способности дорог.

Кроме того, вагоны должны обладать высокой надёжностью и долговечностью конструкций, обеспечивающих безопасность движения поездов. Между тем, в каждом вагоне имеется большое число сборочных единиц, от конструкций и состояния которых зависит безопасность. Причём контроль состояния этих сборочных единиц в эксплуатации должен осуществляться за короткое время и при постоянно меняющихся погодных условиях осмотра.

В зависимости от способа передвижения вагоны бывают несамоходные, перемещение которых осуществляется локомотивами, и самоходные, которые для передвижения имеют свой силовой агрегат (электродвигатели или дизели).

По назначению вагоны разделяются на пассажирские и грузовые.

Пассажирские вагоны по месту эксплуатации подразделяются на вагоны дальнего следования, межобластного и пригородного сообщения, а по планировке – спальные, купейные, некупейные, вагоны-рестораны, багажные, почтовые, почтово-багажные и специальные.

Вагоны дальнего следования предназначены для перевозок пассажиров на большие расстояния, поэтому кроме особенностей планировки (спальные, купейные, некупейные) имеют системы, обеспечивающие комфортные условия пассажиров в течение длительного времени (системы освещения, отопления, водоснабжения, вентиляции и кондиционирования, туалеты).

Вагоны межобластного сообщения используют для перевозки пассажиров на расстояние до 700 км. Планировка таких вагонов открытого типа с мягкими креслами для сидения, также могут использоваться вагоны дальнего следования.

В вагонах пригородного сообщения перевозят пассажиров на расстояние до 150 км. Пригородные поезда локомотивной тяги формируются из вагонов с креслами или жесткими местами для сидения.

Вагоны-рестораны предназначены для организации питания пассажиров в пути следования и имеют зал, кухню, кладовые и холодильники для хранения продуктов.

Почтовые вагоны предназначены для перевозки почтовых грузов, багажные – для багажа. От вагонов для перевозки пассажиров они отличаются планировкой и внутренним оборудованием.

К специальным пассажирским вагонам относятся служебные, санитарные вагоны, вагоны-клубы, вагоны-церкви, вагоны-электростанции, вагоны-лаборатории и другие.

Грузовые вагоны классифицируют по назначению, типу, месту эксплуатации и технической характеристике.

Грузовые вагоны в зависимости от видов перевозимых грузов делятся на универсальные и специализированные. Универсальные вагоны предназначены для перевозки широкой номенклатуры грузов, поэтому, как правило, не имеют порожнего пробега. Специализированные вагоны предназначены для перевозки одного или нескольких однотипных грузов, поэтому обеспечивают сохранность, качество груза, но могут иметь значительные порожние пробеги.

По типу грузовые вагоны разделяются на крытые, полувагоны, платформы, цистерны, изотермические вагоны и вагоны специального назначения.

Полувагоны предназначены для перевозки каменного угля, руды, леса, проката металлов, контейнеров, различного оборудования, машин и др. Полувагон имеет открытый сверху кузов, оборудован разгрузочными люками, а часто и торцевыми дверями. Поэтому благодаря своей конструкции является наиболее востребованным и многочисленным типом вагонов. В настоящее время доля полувагонов в общем парке составляет около 35 %.

Крытые вагоны предназначены для перевозки штучных, тарно-пакетированных, упаковочных и высокоценных грузов, сыпучих грузов, нуждающихся в защите от атмосферных осадков. Вагон имеет закрытый кузов, оборудованный дверями и люками, позволяющими механизировать погрузочно-разгрузочные работы. Специализированные крытые вагоны-хопперы предназначены для перевозки зерна, минеральных удобрений и цемента. Крытые вагоны составляют около 10 % от общего числа грузовых вагонов.

Платформы предназначены для перевозки колесной и гусеничной техники, длинномерных и громоздких грузов (лесо- и пиломатериалов, металлопроката, строительных материалов), контейнеров и других грузов, не требующих защиты от атмосферных воздействий. Универсальные платформы обычно имеют настил пола на раме и откидные борта. Специализированные платформы, как правило, бортов не имеют, а имеют устройства крепления грузов (например, фитинги для установки и крепления крупнотоннажных контейнеров). Платформы составляют около 6,5 % от общего числа вагонов.

Цистерны предназначены для перевозки жидких (наливных), газообразных, затвердевающих и пылевидных грузов. Кузовом цистерны является котёл обычно цилиндрической формы, имеющий люки для налива и устройства для слива груза, контрольно-измерительную и предохранительную арматуру.

Так как цистерны предназначены для перевозки существенно отличных по физико-химическим свойствам грузов, они могут иметь дополнительные устройства (подогревательный кожух, теплоизоляцию, систему подогрев груза, теневую защиту и другие). Поэтому с точки зрения конструкции это наиболее многочисленный модельный ряд вагонов, а по количеству они составляют около 7,5 % от общего числа.

Изотермические вагоны предназначены для перевозки скоропортящихся грузов (мясо, рыба, фрукты и т.п.). Кузов вагона имеет теплоизоляцию и оборудование для создания необходимых температурного и влажностного режимов.

Изотермические вагоны выполняют в виде рефрижераторных секций, автономного рефрижераторного вагона или вагона-термоса. Рефрижераторные секции состоят из технического вагона с центральной холодильной установкой и помещением для бригады, а остальные вагоны секции являются грузовыми и используются для размещения груза. Автономные рефрижераторные вагоны имеют полный комплект всего холодильного оборудования в каждом вагоне и грузовой отсек. Вагоны-термосы состоят только из грузового отсека и теплоизоляции кузова.

В настоящее время парк рефрижераторных вагонов сокращается, а на смену приходят рефрижераторные и изотермические контейнеры, перевозимые на платформах.

Вагоны специального назначения предназначены для грузов, требующих особых условий перевозок. К этой группе относятся транспортёры для перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов, а также вагоны, предназначенные для технических нужд железных дорог (вагоны-мастерские, вагоны восстановительных и пожарных поездов и др.)

В зависимости от технических параметров грузовые вагоны различаются:

– по осности: двухосные, трёхосные, четырёхосные, шестиосные, восьмиосные и многоосные;

– по материалу и технологии изготовления кузова: цельнометаллические, с металлическим силовым каркасом и деревянной обшивкой; выполненные из стали, алюминиевых сплавов, пластмасс; со сварным или клёпаным соединениями частей;

– по грузоподъёмности, величине тары, нагрузки от колёсной пары на рельсы (осевой нагрузки), нагрузки на 1 м пути (погонной нагрузки) и другим параметрам;

– по габариту подвижного состава;

– по ширине железнодорожной колеи (1520 мм и 1435 мм).

В зависимости от места эксплуатации вагоны подразделяются на магистральные (общесетевые) и промышленного транспорта. Магистральные вагоны допускаются для движения по всей сети железных дорог страны. Вагоны промышленного транспорта, помимо движения по внутризаводским и другим путям замкнутого направления, могут выходить на магистральные железные дороги, если при их проектировании предусматривалось удовлетворение соответствующим нормам прочности, устойчивости и другим требованиям, предъявляемым к магистральным вагонам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: