Тип объяс-нения
| Теория
| Основная идея
|
Биоло-гичес-кое
| Физические черты связаны с преступными наклонностями (Ломброзо)
| "Криминальный тип" есть результат деградации к ранним стадиям эволюции и его можно определить по таким чертам, как, например, выступающая нижняя челюсть и низкий лоб. Преступник – скорее больной человек, чем виновный.
|
| Строение тела (Шелдон)
| Определенное строение тела указывает на повышенную склонность к девиации, (например, мускулистое, стройное тело).
|
Психо-логи-ческое
| Психоаналити-ческая теория (Фрейд)
| К девиации приводит конфликт между потребностями, инстинктами человека и требованиями морали, запретами цивилизации.
|
Социо-логиче-ское
| Аномия (Дюркгейм)
| Девиация, в т.ч. самоубийства, происходят вследствие отсутствия ясных социальных норм и ценностей.
|
| Аномия (Мертон)
| Девиация возникает в случае, если невозможно достичь культурно одобряемых целей социально приемлемыми средствами.
|
| Социальная дезорганизация
| Девиации возникают, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают или становятся противоречивыми.
|
| Теория стигматизации (клеймения)
| Индивид превращается в преступника потому, что общество "навязывает" ему такую роль. Девиация – это клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп.
|
| Культурологи-ческие теории
| Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и доминирующей культуры. Криминогенный фактор – конфликт между культурными ценностями различных сообществ.
|
| Теория дифференци-альной связи (Сатерленд)
| Преступному поведению учатся у тех, с кем есть связь. Научение преступному поведению происходит главным образом в малых группах.
|
Быстрый социальный сдвиг всегда приводит к росту явлений девиантного поведения, т.к. выработанные навыки и нормы теряют эффективность. Существенно повышается внутренняя готовность к изменению моделей своего поведения. Нормы хотя и существуют, но перестают выполнять свои функции регуляции социального поведения. Тогда возникает аномия - такое состояние общества, когда ранее общепринятые нормы, ценности и узаконенные способы достижения целей произвольно игнорируются индивидами или группами или расцениваются ими как необязательные (определение Э. Дюркгейма).