Стандартов в Российской Федерации

Применяемые в настоящее время в России стандарты различаются между собой по разным критериям. Статус стандарта в зависимости от сферы действия называется категорией стандарта [84, с. 77].

В России стандарты подразделяются на две категории:

а) национальный стандарт, обозначаемый ГОСТ или ГОСТ Р;

б) стандарт организации, который обозначается как СТО [ Подробнее см. тему 5 ].

Стандарты также разделяют на виды в зависимости от содержания данного конкретного стандарта. Вид стандарта – характеристика стандарта, определяющая его содержание в зависимости от объекта стандартизации.

Далее рассмотрим несколько основных видов стандартов:

а) Основополагающий стандарт – стандарт, имеющий широкую область распространения и/или содержащий общие положения для определенной области деятельности, например,

ГОСТ Р 1.0–2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».

Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности и/или общетехнические требования и правила обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции, охраны окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни и здоровья людей, имущества физических, юридических лиц, государства, и/или другие общетехнические требования.

Основополагающий стандарт может применяться непосредственно в качестве стандарта, например,

ГОСТ Р 1.4–2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения»; или служить основой для разработки других стандартов и иных нормативных или технических документов, например,

ГОСТ 1.2–2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»;

б) Стандарт на термины и определения – стандарт, устанавливающий термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные признаки понятия, например,

ГОСТ Р 50646–94 «Услуги населению. Термины и определения»;

в) Стандарт на услугу – стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять услуга или группа однородных услуг, с тем чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению, например,

ГОСТ Р 50690–2000 «Туристские услуги. Общие требования»;

г) Стандарт на номенклатуру показателей – стандарт, содержащий перечень показателей, для которых значения или характеристики должны быть указаны при установлении требования к продукции, процессу или услуге в других нормативных или технических документах, например,

ГОСТ Р 52113–2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества».

Особое место среди стандартов занимают так называемые «гармонизированные стандарты» (в мировой практике применяется термин «эквивалентные стандарты»). Речь идет о стандартах, которые приняты различными занимающимися стандартизацией органами, распространяются на один и тот же объект стандартизации и обеспечивают взаимозаменяемость продукции, процессов или услуг и/или взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами, например,

ГОСТ 30335–95/ГОСТ Р 50646–94 «Услуги населению. Термины и определения».

В связи с этим, в системе стандартизации существует понятие «гармонизация стандарта». Под данным термином понимается приведение содержания стандарта в соответствии с другим стандартом для обеспечения взаимозаменяемости продукции (услуг), взаимного понимания результатов испытаний и информации, содержащейся в стандартах [82, с. 253].

Стандарты различаются по уровням в зависимости от их применения в различных регионах мира, а также в зависимости от организации, принявшей данный стандарт. В этом случае выделяют следующие по уровню группы стандартов.

Во-первых, это международные стандарты – стандарты, принятые международной организацией по стандартизации и доступные широкому кругу пользователей. К международным стандартам относятся, например стандарты Международной организацией по стандартизации (ИСО). В международной стандартизации наряду со стандартами применяются руководства ИСО (ISO Guide), руководства ИСО/МЭК (ISO/IEC Guide), технические отчеты ИСО (ИСО/ТО; ISO/TR), международные стандартизованные профили (ИСО/МЭК МСП; ISO/IEC ISP), оценки технологических направлений (ИСО/ОТН; ISO/TTA), рекомендации ИСО (ИСО/Р; ISO/R), технические условия ИСО (ИСО/ТУ; ISO/TS), общедоступные технические условия ИСО (ИСО/ОТУ; ISO/PAS), отраслевые технические соглашения (ИСО/ОТС; ISO/ITA).

Во-вторых, это региональные стандарты – стандарты, принятые региональной организацией по стандартизации и доступные широкому кругу пользователей. Примерами региональных стандартов являются европейские стандарты, обозначаемые индексом (префиксом) ЕН (EN). К региональным стандартам относится и межгосударственный стандарт – стандарт, принятый Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС) и доступный широкому кругу пользователей.

В-третьих, речь идет о национальных стандартах. Национальный стандарт – стандарт, принятый национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей.

Совокупность взаимосвязанных стандартов, объединенных общей целевой направленностью и/или устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации, образуют комплекс стандартов, например, туристские стандарты.

Помимо стандартов, в рамках СНГ используются и другие документы по стандартизации. В частности, речь идет о правилах по межгосударственной стандартизации и рекомендациях по межгосударственной стандартизации.

Правила по межгосударственной стандартизации – нормативный документ, принятый ЕАСС и устанавливающий обязательные для применения организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающих межгосударственных стандартов или определяют порядок взаимодействия национальных органов по стандартизации в работах по стандартизации, метрологии, сертификации или аккредитации. Рекомендации по межгосударственной стандартизации определяются как нормативный документ, приятый ЕАСС и содержащий добровольные для применения организационно-методические положения, которые касаются проведения работ по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в межгосударственном стандарте или соответствующих правилах.

В настоящее время, на наш взгляд, существует определенная неясность в употреблении терминов «национальный стандарт» и «государственный стандарт». Ее суть состоит в следующем.

Во-первых, понятие «национальный стандарт» может употребляться как синоним термина «государственный стандарт», которая означает принадлежность данного стандарта определенному государству (в этом случае слово «государственный» не указывает на государственный статус стандарта и его категорию как это было в России до 1 июля 2003 г.). В этой ситуации термин «национальный стандарт» можно понимать достаточно широко и включать в это понятие все стандарты данного государства независимо от их категории.

Во-вторых, термин «национальный стандарт» употребляется как обозначение одной из двух категорий стандартов в России (национальный стандарт и стандарт организации).

В-третьих, словосочетание «национальный стандарт» употребляется в России по отношению к межгосударственным стандартам стран СНГ.

Такая ситуация, по нашему мнению, сложилась из-за того, что в настоящее время российские стандарты, обозначаемые индексом «ГОСТ Р» именуются национальными стандартами. Межгосударственные стандарты (с индексом «ГОСТ») также признаны в России национальными стандартами. При этом российские стандарты (ГОСТ Р) особого наименования не имеют. Поэтому для их обозначения (во избежание путаницы с межгосударственными стандартами) в данном учебном пособии мы считаем целесообразным использовать словосочетание «внутрироссийский национальный стандарт» [ См. тему 6 ], хотя в законодательстве России такого термина нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: