Социально-культурные предпосылки развития социального образования в 21 веке

Социальное образование представляет собой феномен, обусловленный потребностями становления и развития конкретной личности в контексте её взаимодействий со средой обитания, обществом и себе подобными индивидами. Являясь самостоятельным направлением в системе современного образования, оно имеет исторические, научные и практические предпосылки. Объектом образования и воспитания в широком смысле является целостная система влияния на социальное развитие личности и общества, в узком смысле – подготовка специалистов, способных осуществлять профессиональные действия, направленные на адаптацию человека к социальным условиям бытия.

Развитие отечественного образования на рубеже веков и тысячелетий характеризуется чрезвычайно сложными, противоречивыми процессами, которые обусловлены одновременным воздействием множества разнонаправленных как объективных, так и субъективных по своей природе факторов.

С одной стороны, в развитии российского образования с неизбежностью проявляются все общецивилизационные тенденции и противоречия эволюционного развития этой важнейшей сферы жизни человеческого общества, в том числе и те, которые в мировом сообществе объединяются понятием «кризис образования». В целом эти противоречия объективны, поскольку обусловлены качественными и количественными изменениями в поступательном развитии человеческой цивилизации.

В то же время Россия в конце 80-х начале 90-х годов XX столетия вступила в очередную полосу «революционных» преобразований, широкомасштабного реформирования, которое затронуло абсолютно все сферы жизни общества, включая и сферу образования.

В ряду таких новых явлений отечественной сферы образования, порожденных демократическими реформами, одним из наиболее значимых с полным основанием можно считать социальное образование.

В России социальное образование имеет глубокие исторические корни, связанные с традициями милосердия и благотворительности, социальной помощи и взаимопомощи. Эта область обладает богатым потенциалом социально-педагогических положений и разработок в сфере социальной деятельности, которые нашли свое отражение в многообразии социальных движений, программ и через которые государство и общество реализовывали систему социального развития страны, использовали социальные меры поддержки и помощи нуждающемуся населению. Оно проделало большой исторический путь: от практики добровольной помощи, основанной на здравом смысле, жизненном опыте и интуиции, к системе профессиональной подготовки специалистов для социальной сферы.

На протяжении исключительно короткого отрезка времени сформировались новые научные школы в области социальной истории России, социологии и философии глобальных преобразований, ювенальной юстиции, экономики и социологии труда, социального управления, социологии социальной сферы, философии и социологического образования и культуры, методологии математического моделирования управления социальными процессами.

Появление социального образования в нашей стране связывается, прежде всего, с введением в 1991 г. новой специальности «социальная работа». В этой специальности было заинтересовано в первую очередь вновь образованное тогда Министерство социальной защиты населения Российской Федерации. Работники этого ведомства всех уровней в СССР традиционно не имели специального образования, поскольку в советский период в профессиональных учебных заведениях вообще отсутствовала профильная подготовка специалистов для работы в органах управления и учреждениях социальной защиты. Вместе с тем, социально-экономические реформы, которые привели к обострению социальных отношений и ухудшению социального положения значительных слоев населения страны, поставили перед этим Министерством сложнейшие задачи, направленные на стабилизацию социальной ситуации, решение которых под силу только профессионально подготовленным к такого рода деятельности работникам. Это министерство и стало курировать развитие профессиональной социальной работы в стране. Квалификационный справочник был дополнен новой специальностью — «специалист по социальной работе», эквивалентной принятой в международной практике должности социального работника с высшим образованием.

Вторым важнейшим обстоятельством, которое определило выделение социального образования в самостоятельную ветвь, стало создание в ноябре того же 1991 г. в Москве первого профильного социального вуза, учредителем которого выступило Министерство социальной защиты населения РФ, Российского государственного социального института, преобразованного в 1994 г. в Московский государственный социальный университет (МГСУ). Именно этот вуз начал первым готовить специалистов высшей квалификации по социальной работе и стал своего рода экспериментальной площадкой Министерства по отработке целостной системы профильной подготовки и переподготовки специалистов для социальной сферы. Не случайно автором самого термина «социальное образование» является ректор этого вуза В.И. Жуков.

Наконец, третье обстоятельство, которое возникло вне связи с двумя другими, но сегодня неразрывно связано с понятием социального образования, – это введение в 1990 г. в рамках педагогического образования новой специальности «социальная педагогика». Ее открытие было инициировано Министерством образования, в ведении которого тогда находились общеобразовательные и внешкольные учреждения, а также педагогические средние и высшие учебные заведения. Соответственно должности социального педагога вскоре появились в школах и других детских учреждениях. При этом социальный педагог представлялся как специалист, занимающийся организацией детского досуга вне учебных занятий – в школе или во внешкольных учреждениях.

В то же время глубочайший социально-экономический кризис общества привел к тому, что на протяжении 90-х годов в детской среде невероятных размеров достигли такие социально опасные явления, как «социальное сиротство», беспризорность и безнадзорность, наркомания и алкоголизм, рост правонарушений и преступлений, увеличение числа детей с проблемами здоровья и развития и др. В этих условиях возникла реальная потребность в специалисте педагогического профиля, профессионально подготовленном к работе с различными категориями детей, имеющих социальные проблемы. Такие специалисты стали необходимы в детских домах и домах ребенка, социальных приютах и кризисных центрах, в закрытых школах и профессиональных училищах для несовершеннолетних правонарушителей, а также во многих других детских социальных учреждениях разного типа, которые в первой половине 90-х годов стали появляться в России повсеместно. Эти профессиональные функции взяли на себя социальные педагоги.

Расширение спектра практической деятельности социального педагога на социально неблагополучные и социально незащищенные категории детей с неизбежностью поставило проблему соотношения социальной педагогики и социальной работы, сблизив две изначально ведомственно разобщенные специальности профессионального образования.

За десять лет существования специальностей «социальная работа» и «социальная педагогика», а также ряда других вновь появившихся «социальных» специальностей и направлений профессионального образования, подготовка специалистов социального профиля приобрела впечатляющие масштабы. На сегодняшний день подготовкой кадров в области социальной работы занимается более 100 вузов страны. В большинстве педагогических университетов, а также во многих институтах и педагогических училищах (колледжах) ведется подготовка социальных педагогов. Активно развивается система дополнительного образования работников социальной сферы.

Параллельно со становлением системы подготовки кадров начала интенсивно развиваться сеть специализированных социальных служб. На этом основании общеупотребительным стало понимание социального образования в значении подготовки специалистов различного профиля для учреждений социальной сферы в целом.

В настоящее время подготовка социальных работников в учреждениях образования России достаточно дифференцирована, она предусматривает более 30 специализаций. Их спектр определяется по двум основаниям: либо по признаку предмета или объекта социальной работы, либо по отраслевому признаку. По первому основанию введены следующие специализации (с присвоением соответствующей квалификации): «организация социальной защиты населения», «социально-экономическая поддержка населения», «социально-правовая поддержка населения», «медико-социальная работа с населением», «социальная реабилитация детей (взрослых) с ограниченными возможностями», «трудовая терапия», «психолого-социальная работа с населением», «социальная работа с пожилыми людьми» и т.д. По отраслевому признаку специализация выстраивается в иной логике: «социальная работа в здравоохранении», «социальная работа в учебных заведениях», «социальная работа в службе занятости», «социальная работа в службе миграции», «социальная работа с военнослужащими», социальная работа в пенитенциарных учреждениях» и т. д. Все это позволяет констатировать фактическое наличие в стране непрерывного социального образования.

Однако, как показывает опыт зарубежных стран, от начала подготовки до насыщения социальной инфраструктуры специалистами требуется от 30 до 40 лет. Поэтому задачу подготовки специалистов социального профиля можно рассматривать как одно из перспективных направлений в системе профессионального образования.

3.2. Сущность социального образования (междисциплинарный подход)

Социальное образование как новый компонент общего образования имеет ряд особенностей, производных как от стадии развития, так и от условий, в которых происходит его становление.

В самом общем виде социальное образование является ответом на бурный рост знаний, резкое усиление теоретических, системных, прогнозных доминант в теории познания. Социальное образование включает набор теорий социализации, социальных технологий, описанный опыт модернизаций вариантов модели социального образования общего и профессионального образования.

Термин «социальное образование», впервые появившийся в начале 1990-х гг. в работах В.И. Жукова, С.И. Григорьева и других, в настоящее время используется достаточно широко и в научной литературе, и в деловом общении в сфере образования. Тем не менее, до сих пор многие ученые и практики образования его не принимают.

Как показывает анализ различных источников, в этот термин вкладывается различный смысл. Так, В.И. Жуков указывает, что «социальное образование по своей сущности и содержанию направлено на обучение и воспитание личности, сориентированной на профессиональную деятельность в социальной сфере».

Н.И. Бабкин отмечает, что «социальное образование» может рассматриваться в нескольких планах:

а) наиболее распространено понимание социального образования как направленности любого образования, когда вся учебно-воспитательная работа во всех звеньях системы образования служит социализации личности;

б) тесно связано с ним его понимание как компонента процесса образования, включающего социальное формирование и социальное научение личности;

в) социальное образование – это часть образования об обществе;

г) наконец, немаловажно понимание социального образования как результата и процесса социализации личности.

Термин «социальное образование» используется и как синоним выражения «обучение социальной работе» в смысле подготовки социальных работников.

По мнению Л.В. Мардахаева, социальное образование определяется «как процесс или как результат обучения человека самореализации в обществе, в социальной среде его жизнедеятельности. В нем выделяются два основных направления: (процесс) результат усвоения человеком социального опыта общества, социальной группы, необходимого ему для самореализации как гражданина, члена семьи, специалиста в профессиональной деятельности; (процесс) результат подготовки человека как специалиста социальной сферы»

По сути, речь идет об общем социальном образовании, в котором нуждается каждый человек, и профессиональном социальном образовании, которое необходимо тем, кто хочет работать в социальной сфере. Иначе говоря, по его мнению, социальное образование – это субъектный результат подготовки или усвоения интериоризации личностью всего того, что было представлено ей в процессе подготовки. Исходя из этого, задача работников вуза организовать подготовку, а задача обучающихся – получить социальное образование. Конечно, при этом Л.В. Мардахаев говорит о содержательно-дидактическом моделировании подготовки специалистов педагогической ориентации социальной сферы, проще говоря, социальных педагогов.

С.И. Григорьев рассматривает социальное образование в другом ракурсе, более широко, и понимает под ним:

· подготовку и переподготовку специалистов в области социальных наук;

· обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание;

· социальное просвещение, воспитание населения, формирование у него умения взаимодействия в социуме в рамках определенного социально-исторического пространства и времени, формирование и воспроизводство определенного менталитета, систем социокультурных принципов, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни.

П.Д. Павленок указывает, что можно говорить о социальном образовании как в широком плане (общественное образование, т.е. процесс знания общества в целом), так и в узком смысле (процесс получения знаний и умений в области социальной сферы) и что «социальное образование имеет (должно иметь) свою структуру, одной из таких структур (видов) в области социальной работы является социальное образование». То есть подчеркивается, что понятие «социальное образование» шире, чем образование в области социальной работы.

В Словаре-справочнике по социальной работе обобщаются разные трактовки сущности понятия «социальное образование» и отмечается, что оно употребляется в разных значениях:

· обучение основам правил жизнедеятельности в обществе, в коллективе;

· освоение знаний о человеке и обществе, строении законов развития и функциях общества, взаимодействии человека и общества;

· общечеловеческое образование как освоение наук об обществе, основу которой составляет социологическое образование;

· подготовка профессиональных кадров для учреждений социальной защиты;

· подготовка специалистов различного профиля для учреждений социальной сферы в целом;

· подготовка кадров для нужд «третьего сектора», то есть неправительственных и некоммерческих организаций.

Таким образом, получивший социальное образование гражданин должен удовлетворительно выполнять функции социального формирования, социальной адаптации и коррекции, социальной абилитации и реабилитации в отношении себя самого и уметь оказывать адекватную помощь в этом своим близким. Получивший профессиональное социальное образование специалист должен выполнять профессиональные функции содействия каждому человеку в возможности приобрести и развивать социальную субъектность, социальную адаптацию и коррекцию, социальную абилитацию и реабилитацию. Существенным результатом должна быть подготовка выпускника к активной социальной деятельности в целом, профессиональной социальной работе в обществе в особенности (В.А.Никитин, Г.П.Медведева).

Социальное образование может быть неформальным (обыденным) и формальным (систематизированным в рамках официальной образовательной программы).

Неформальное социальное образование представляет собой, как правило, совокупность разрозненных прикладных и практических сведений о мире социального, которое каждый человек получает вне рамок формального образовательного процесса на протяжении всей своей жизни. Неформальное образование в качестве идеальных компонентов включает в себя декларируемые ценности, нормы, прошедшие известное научное обоснование, но при выборе поведенческих реакций личность чаще руководствуется убеждениями и потребностями, сложившимися в результате личной жизнедеятельности и принятыми в определенной социальной микросреде.

Формальное социальное образование связано с целенаправленной образовательной деятельностью, организуемой в системе образования (общего и профессионального).

В системе общего (дошкольного и среднего) образования социальное образование представляет собой систематизированные начальные сведения об основных аспектах и феноменах мира социального, которые необходимы выпускнику для индивидуального и социального функционирования и ориентирования на учебную и профессиональную деятельность. Качество этого социального образования определяет уровень социализации и адаптации индивида в обществе и готовности к самостоятельному социальному функционированию.

Необходимо различать социальное образование как всеобщий компонент любой ступени, формы и вида образования, с одной стороны, и как вид профессионального образования – с другой.

При построении системы профессионального образования представляется необходимым различать метатеоретический (общенаучный) и частнонаучный (собственно профессиональный) уровни социального образования

Общенаучный уровень высшего социального образования можно отождествить с современным философским и социологическим образованием. Подготовленный на этом уровне специалист должен знать законы и принципы развития мира социального и социальной сферы в частности; социального взаимодействия коллективов и групп; уметь анализировать и прогнозировать тенденции развития этой сферы; предлагать реальные проекты социальных преобразований и изменений.

Частнонаучный уровень высшего социального образования должен включать в себя изучение проблем теории и практики социальной работы, социальной экологии, социальной психологии, социальной педагогики, социальной медицины и других научных и учебных дисциплин.

Поскольку социальное образование развивается сегодня и как среднее профессиональное образование, выпускник среднего профессионального образовательного учреждения должен быть способен к системным действиям в проблемной профессиональной ситуации; организации, анализу и проектированию собственной деятельности; принятию самостоятельных профессиональных решений.

Получение послевузовского социального образования (в том числе и научно-педагогического) осуществляется на факультетах повышения квалификации, а в аспирантуре и докторантуре. Повышение квалификации позволяет специалисту последовательно обновлять, расширять и совершенствовать знания, укреплять их теоретические основы, знакомиться с новейшими достижениями практики. Обучение в аспирантуре и докторантуре, успешная защита диссертаций позволяет решать стратегические задачи реформирования и совершенствования соответствующих областей социальной жизни и социального знания, осуществлять подготовку профессиональных кадров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: