На Беларуси развитие мемуаров прошло четыре периода:
1) Период историко-мемуарной литературы, охвативший вторую половину XVI – XVII вв. Особенностью этого периода является интерес авторов к политическим и общественным событиям, происходившим в стране.
2) Период эгоцентризма, охвативший XVIII в. В этот период авторы обращают внимание на свою личную жизнь, на мир своих личных переживаний (своего ego).
3) Мемуары периода Российской империи XIX – начала XX вв., характеризующиеся интересом авторов к крупным событиям (например, войне 1812 г., восстаниям 1830 –1831 и 1863 – 1864 гг., уничтожению униатской церкви в 1839 г.) и расширением сословного состава авторов мемуаров.
4) Мемуары новейшего времени 1917 – 2000-х гг., отличающиеся идеологизированностью для советской эпохи и большим либерализмом для посткоммунистической эпохи.
47. Историко-мемуарная литература XVI-XVII вв.
Первые мемуары на Беларуси появились во второй половине XVI в., когда происходил постепенный упадок летописания. В местных летописях того времени, например, в Баркулабовской, появились признаки мемуаров. Многие мемуары этого периода обладали чертами делопроизводственных документов, например, Дневник Люблинского сейма 1569 г., Дневник походов Стефана Батория.
|
|
Первым чисто мемуарным произведением на территории Беларуси были Исторические записки новогрудского подсудка Федора Михайловича Евлашовского (1546 – 1619). Название «Исторические записки» условно, так как в рукописи не сохранился титульный лист с названием. Ф. М. Евлашовский принимал участие в 1564 г. в битве на р. Улле с русскими войсками в ходе Ливонской войны.
Самообразованием он получил знания по математике, делопроизводству и юриспруденции и был избран в 1566 г. новогрудским подсудком. В 1560-е гг перешел из православия в протестантизм. В 1603 – 1604 гг. создал свои мемуары на старобелорусском языке с большим количеством полонизмов. Записки Евлашовского, возможно, были написаны под влиянием «Перегринации (Путешествия) в Святую Землю» Миколая Крыштофа Радзивилла Сиротки, написанной после 1584 и впервые изданной в 1601 г.
В Записках Евлашовский описал ход Люблинского сейма 1569 г., в деятельности которого принимал участие. На этом сейме он был замечен королем Жигимонтом Августом, который взял его на службу в 1569 – 1572 гг. После смерти короля в 1572 г. Евлашовский служил у М. К. Радзивилла Сиротки. В 1576 г. встретился в г. Торунь с королем Стефаном Баторием. Подробно описал в записках восстание С. Наливайко 1595 г., которому высказал сочувствие в связи с четвертованием. С 1604 г. Евлашовский служил у Иеронима Ходкевича. Автор описывал и многие семейные события: свою женитьбу, рождение и смерть детей, родственников, пожары, эпидемии.
|
|
Первый дневник на Беларуси на польском языке написал Самуил Маскевич, который родился в 1580 г. в Сервече около Новогрудка. В 1601 г. он поступил на военную службу и воевал против шведов. Во время мятежа М. Зебжидовского 1606 г. выступил на стороне короля Жигимонта III. В 1609 г. Маскевич участвовал в походе на Москву и битве при Клушине. После возвращения в РП служил у князей Вишневецких, затем у князей Радзивилов. Его Памятники охватывают период 1594 –1621 гг., в них он описывает московский поход, обычаи московских жителей (особенно бояр). Умер С. Маскевич в 1640 г.
Его сын Богуслав Казимир Маскевич (ок.1625 – 1683) написал Памятник (1643 – 1649) и Дияриуш русско-польской войны (с 1660 г.). В Памятнике он описал начало восстания Б. Хмельницкого и отступление отряда Иеремии Вишневецкого, у которого служил, через южные земли Беларуси (Лоев, Брагин). Памятник обрывается на описании подготовки войска великого гетмана ВКЛ Януша Радзивилла к штурму лагеря П. Кричевского в 1649 г. под Лоевым. Диариуш охватывает период войны с 1660 г., когда Б.К. Маскевич уже не служил в войске, а представлял интересы минской шляхты перед русскими войсками. Он даже присягнул на верность царю Алексею Михайловичу.
Еще одним мемуаристом XVII в. был Ян Цедровский, который родился 3 марта 1617 г. в д. Погост около Слуцка вместе с братом-близнецом Стефаном. В 1672 – 1682 гг. он написал свой Памятник, который состоит из двух частей. Первая охватывает период с 1631 г., когда Ян вместе с братом Стефаном поехал на учебу в Пруссию в Крулевецкую академию, и завершается 13 декабря 1672 г. Описана учеба вместе с братом в Краковской Академии в 1636 г. С 1637 – 1669 гг. служил хорунжему (затем конюшему) ВКЛ Богуславу Радзивиллу. В 1638 – 1639 гг. вместе к князем Б. Радзивиллом ездил в Германию, Данию, где встречался с датским королем Христианом IV, Амстердам (Голландия), Францию, Англию. В Париже Радзивилл и Цедровский получили аудиенцию у короля Людовика XIII и вели переговоры об освобождении из Бастилии брата Владислава IV, будущего короля Яна Казимира, которого французы обвинили в шпионаже.
Вторая часть Памятников посвящена обязанностям, которые наложила на Цедровского шляхта Минского воеводства. Памятники заканчиваются описанием разгрома евангелического збора в Вильно, учиненного толпой под руководством иезуитов 3 апреля 1682 г.