Этапы развития мемуарной литературы на Беларуси

На Беларуси развитие мемуаров прошло четыре периода:

1) Период историко-мемуарной литературы, охвативший вторую половину XVI – XVII вв. Особенностью этого периода является интерес авторов к политическим и общественным событиям, происходившим в стране.

2) Период эгоцентризма, охвативший XVIII в. В этот период авторы обращают внимание на свою личную жизнь, на мир своих личных переживаний (своего ego).

3) Мемуары периода Российской империи XIX – начала XX вв., характеризующиеся интересом авторов к крупным событиям (например, войне 1812 г., восстаниям 1830 –1831 и 1863 – 1864 гг., уничтожению униатской церкви в 1839 г.) и расширением сословного состава авторов мемуаров.

4) Мемуары новейшего времени 1917 – 2000-х гг., отличающиеся идеологизированностью для советской эпохи и большим либерализмом для посткоммунистической эпохи.

47. Историко-мемуарная литература XVI-XVII вв.

Первые мемуары на Беларуси появились во второй половине XVI в., когда происходил постепенный упадок летописания. В местных летописях того времени, например, в Баркулабовской, появились признаки мемуаров. Многие мемуары этого периода обладали чертами делопроизводственных документов, например, Дневник Люблинского сейма 1569 г., Дневник походов Стефана Батория.

Первым чисто мемуарным произведением на территории Беларуси были Исторические записки новогрудского подсудка Федора Михайловича Евлашовского (1546 – 1619). Название «Исторические записки» условно, так как в рукописи не сохранился титульный лист с названием. Ф. М. Евлашовский принимал участие в 1564 г. в битве на р. Улле с русскими войсками в ходе Ливонской войны.

Самообразованием он получил знания по математике, делопроизводству и юриспруденции и был избран в 1566 г. новогрудским подсудком. В 1560-е гг перешел из православия в протестантизм. В 1603 – 1604 гг. создал свои мемуары на старобелорусском языке с большим количеством полонизмов. Записки Евлашовского, возможно, были написаны под влиянием «Перегринации (Путешествия) в Святую Землю» Миколая Крыштофа Радзивилла Сиротки, написанной после 1584 и впервые изданной в 1601 г.

В Записках Евлашовский описал ход Люблинского сейма 1569 г., в деятельности которого принимал участие. На этом сейме он был замечен королем Жигимонтом Августом, который взял его на службу в 1569 – 1572 гг. После смерти короля в 1572 г. Евлашовский служил у М. К. Радзивилла Сиротки. В 1576 г. встретился в г. Торунь с королем Стефаном Баторием. Подробно описал в записках восстание С. Наливайко 1595 г., которому высказал сочувствие в связи с четвертованием. С 1604 г. Евлашовский служил у Иеронима Ходкевича. Автор описывал и многие семейные события: свою женитьбу, рождение и смерть детей, родственников, пожары, эпидемии.

Первый дневник на Беларуси на польском языке написал Самуил Маскевич, который родился в 1580 г. в Сервече около Новогрудка. В 1601 г. он поступил на военную службу и воевал против шведов. Во время мятежа М. Зебжидовского 1606 г. выступил на стороне короля Жигимонта III. В 1609 г. Маскевич участвовал в походе на Москву и битве при Клушине. После возвращения в РП служил у князей Вишневецких, затем у князей Радзивилов. Его Памятники охватывают период 1594 –1621 гг., в них он описывает московский поход, обычаи московских жителей (особенно бояр). Умер С. Маскевич в 1640 г.

Его сын Богуслав Казимир Маскевич (ок.1625 – 1683) написал Памятник (1643 – 1649) и Дияриуш русско-польской войны (с 1660 г.). В Памятнике он описал начало восстания Б. Хмельницкого и отступление отряда Иеремии Вишневецкого, у которого служил, через южные земли Беларуси (Лоев, Брагин). Памятник обрывается на описании подготовки войска великого гетмана ВКЛ Януша Радзивилла к штурму лагеря П. Кричевского в 1649 г. под Лоевым. Диариуш охватывает период войны с 1660 г., когда Б.К. Маскевич уже не служил в войске, а представлял интересы минской шляхты перед русскими войсками. Он даже присягнул на верность царю Алексею Михайловичу.

Еще одним мемуаристом XVII в. был Ян Цедровский, который родился 3 марта 1617 г. в д. Погост около Слуцка вместе с братом-близнецом Стефаном. В 1672 – 1682 гг. он написал свой Памятник, который состоит из двух частей. Первая охватывает период с 1631 г., когда Ян вместе с братом Стефаном поехал на учебу в Пруссию в Крулевецкую академию, и завершается 13 декабря 1672 г. Описана учеба вместе с братом в Краковской Академии в 1636 г. С 1637 – 1669 гг. служил хорунжему (затем конюшему) ВКЛ Богуславу Радзивиллу. В 1638 – 1639 гг. вместе к князем Б. Радзивиллом ездил в Германию, Данию, где встречался с датским королем Христианом IV, Амстердам (Голландия), Францию, Англию. В Париже Радзивилл и Цедровский получили аудиенцию у короля Людовика XIII и вели переговоры об освобождении из Бастилии брата Владислава IV, будущего короля Яна Казимира, которого французы обвинили в шпионаже.

Вторая часть Памятников посвящена обязанностям, которые наложила на Цедровского шляхта Минского воеводства. Памятники заканчиваются описанием разгрома евангелического збора в Вильно, учиненного толпой под руководством иезуитов 3 апреля 1682 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: