Психические познавательные процессы, их значение и виды. Особенности познавательных процессов юристов, обусловленные спецификой профессиональной деятельности.
Понятие ощущения и его свойства. Виды ощущений и их характеристика. Ощущения в профессиональной деятельности юриста.
Восприятие как психический процесс. Свойства и виды восприятия. Соотношение восприятия и ощущения. Восприятие пространства и времени. Восприятие в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Пути развития и совершенствования восприятия и ощущения.
Понятие внимания, его виды и свойства. Внимание в профессиональной деятельности юриста. Наблюдение и наблюдательность. Психологические методики формирования профессиональной наблюдательности различных категорий юристов.
Память как психический процесс. Виды памяти. Процессы памяти. Индивидуальные особенности памяти. Характеристика памяти сотрудников различных подразделений и служб. Методы развития и совершенствования памяти.
Понятие о мышлении. Виды мышления. Социальные предпосылки и индивидуальные особенности мышления. Аналитико-синтетический характер мышления. Мыслительные задачи в деятельности юриста: пути их анализа, оценки и решения. Особенности профессионального мышления юриста и пути его развития.
Воображение как психический процесс. Виды воображения. Соотношение воображения и мышления. Продукт воображения и его реализация во внешней и внутренней деятельности. Воображение и творчество. Воображение в юридической деятельности: особенности его проявления и пути развития.
Эмоции и чувства и их место в психике человека. Физиологическая природа эмоций. Модальность эмоций и чувств. Классификация эмоций и чувств. Виды и функции эмоций, их роль в регуляции поведения. Особенности проявления эмоций и чувств в деятельности юриста.
Понятие воли. Значение воли для осуществления активной профессиональной деятельности юристов. Взаимосвязь воли с другими психическими процессами и свойствами личности. Психологическая структура воли. Волевое действие. Особенности проявления воли в профессиональной деятельности юриста. Волевые качества, условия и пути их развития и формирования. Приемы и методы эмоционально-волевой регуляции поведения юриста. Содержание и технология профессиональной саморегуляции.
Сущность психических состояний. Влияние психических состояний на эффективность профессиональной деятельности юриста. Основные признаки психических состояний (интегративность, полярность, подвижность, устойчивость, сочетание индивидуального своеобразия и типичности, внешняя выраженность, заразительность). Классификация психических состояний.
Ситуативные и личностные психические состояния. Причины психических состояний и их диагностика. Понятие стресса и его характеристика. Стресс-факторы в юридической деятельности. Состояние депрессии. Состояние фрустрации. Состояние аффекта. Особенности проявления стресса, депрессии, фрустрации, аффекта и апатии в деятельности юристов и их влияние на ее эффективность. Методы и направления психологической профилактики негативных психических состояний. Приемы снятия и купирования негативных психических состояний.
[1;4;5;10]
Перечень компетенций, знаний, умений и навыков, приобретенных после освоения темы:
- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности (формируется часть компетенции в отношении психологических знаний, умений и навыков, необходимых для начала профессиональной деятельности), соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (формируется часть компетенции в отношении психических познавательных процессов)(ОК-3);
- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (формируется часть компетенции в отношении навыков саморегуляции психических состояний)(ОК-5);
- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (формируется часть компетенции в отношении общепсихологических знаний) (ОК-8);
В результате освоения темы у обучающегося должны быть сформированы:
Знания:
- психологические процессы и состояния, особенности их протекания у участников юридического процесса;
- сущность профессионально-нравственной деформации и пути её предупреждения и преодоления;
Умения:
- осуществлять психопрофилактику негативных психических состояний;
- осуществлять визуальную психического состояния;
Навыки:
- управления эмоциональными состояниями;