Организационно-экономическая характеристика субъектов рынка предполагает последовательное комплексное рассмотрение следующих вопросов:
· история создания субъекта;
· форма собственности;
· характеристика зоны деятельности субъекта рынка (предприятий и организаций), которая включает экономико-географическую характеристику региона (района), описание численности и структуры обслуживаемого населения, занимаемой доли рынка в торговом обслуживании населения;
· организационная структура предприятия и организации;
· кадровый потенциал;
· краткая характеристика и критическая оценка состояния материально-технической базы;
· анализ основных финансово-экономических показателей деятельности субъекта рынка и факторов, повлиявших на их динамику;
· оценка конкурентоспособности субъекта рынка.
Сведения о численном составе жителей отдельных населенных пунктов требуются при планировании размещения предприятий торговли и общественного питания, расчете потребности в товарах.
|
|
Работникам коммерческой службы нужны данные о половозрастном составе населения для обоснованного составления заказов по внутригрупповому ассортименту на многие товары (швейные и трикотажные изделия, обувь, головные уборы и др.).
Спрос покупателей зависит от социального состава населения. Изменение этого состава не только отражается на общем объеме розничного товарооборота, но и обуславливает существенные сдвиги в его структуре.
Цифровой материал по данным показателям может быть представлен в табл.1.
Организационная структура управления в потребительской кооперации отличается сложностью и разнообразием, что обусловлено многозвенностью и многоотраслевым характером ее деятельности. Структуру аппарата управления предприятия следует схематично представить на рисунке.
Особое внимание нужно уделить функциям и построению коммерческой службы. На уровне Белкоопсоюза и облпотребсоюзов функции коммерческого характера выполняют управления торговли, в райпо и на оптовой базе — торговый отдел.
Коммерческая служба предприятий и организаций изучает спрос на товары в зоне своей деятельности, составляет расчеты потребности в товарах, осуществляет поиск и выбор поставщиков товаров, участвует в разработке договоров поставки, заключает договора, проверяет соблюдение правил торговли и др.
Таблица 1. Изменение численности обслуживаемого населения
__________________ за ________гг.
(предприятие)
Показатели | Ед. измер. | Год | Отклонение (+,-) или темп роста | ||
1. Всего населения в районе | тыс. чел | ||||
В том числе обслуживаемого потребительской кооперацией | тыс. чел | ||||
Из них | |||||
мужчин | тыс. чел | ||||
женщин | тыс. чел | ||||
детей | тыс. чел | ||||
2. Удельный вес населения, обслуживаемого потребительской кооперацией | % |
Анализ кадрового потенциала работников предприятия позволяет дать его качественную оценку (табл. 2).
|
|
Таблица 2. Качественный состав работников аппарата управления
__________________ за _____ гг.
(предприятие)
Показатели | Ед. изм. | Год | Отклонение (+, -) или темп роста | ||
1. Всего работников аппарата управления | чел. | ||||
В том числе имеющих образование | |||||
высшее | чел. | ||||
среднее специальное | чел. | ||||
среднее | чел. | ||||
2. Удельный вес работников, имеющих высшее образование | % |
Данные о розничном товарообороте предприятия, организации, а также удельный вес этого показателя в общем товарообороте всех торгующих систем района позволят проанализировать долю рынка, занимаемую ими в районе деятельности (табл. 3).
Розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли. В ней завершается процесс обращения товаров.
Данные по структуре розничной торговой сети можно представить в виде табл. 4.
Данные по типизации и специализации розничной торговой сети исследуемого субъекта рынка рекомендуется представить в виде таблиц 5,6с учетом действующей номенклатуры в динамике за три года.
Таблица 3. Доля рынка, занимаемая потребительской кооперацией
в общем товарообороте _____________ района за ______ гг.
Показатели | Ед. измер. | Год | Отклонение (+, -) или темп роста | ||
1. Общий товарооборот всех торгующих систем района | млн р. | ||||
2. Розничный товарооборот предприятий потребкооперации | млн р. | ||||
3. Удельный вес товарооборота потребкооперации в общем товарообороте района | % |
Таблица 4. Структура розничной торговой сети _______________за _____ гг.
(предприятие)
Показатели | Количество, единиц в году | Торговая площадь, м2 в году | Отклонение (+,-) | |||||
по количеству, ед. | по торговой площади, м2 | |||||||
1. Всего розничных торговых предприятий | ||||||||
В том числе: | ||||||||
1.1. Стационарной торговли: | ||||||||
магазинов | ||||||||
мелкорозничной сети | ||||||||
1.2. Передвижной торговли (автомагазинов) | ||||||||
1.3. Лавок на дому | ||||||||
2. Удельный вес магазинов, % |
Таблица 5. Типы магазинов _______________ райпо на 01.01.___г.
(предприятие)
Тип магазина | Количество | Торговая площадь | Товарооборот | |||
ед. | % | м2 | % | сумма, млн р. | % | |
1. Универмаг | ||||||
и т. д. |
Таблица 6. Специализация магазинов___________________ за 01.01. __ г.
(предприятие)
Показатели | Количество | Торговая площадь | ||
единиц | % | м2 | % | |
1. Всего магазинов | ||||
2. Специализированные магазины по продаже отдельных групп продовольственных товаров | ||||
3. Специализированные магазины по продаже отдельных групп непродовольственных товаров |
Характеристику оптовой базы следует начать с анализа состояния складского хозяйства (табл. 7).
Таблица 7. Наличие складов _________________ на 01.01.____ гг.
(предприятие)
Наименование склада | Оптово-складской оборот за прошлый год | Складская площадь | Складской объем | |||
сумма, млн р. | уд. вес в общем объеме, % | м2 | уд вес в общей складской площади, % | м3 | уд вес в общем складском объеме, % | |
Уровень материально-технической базы торговли во многом зависит от наличия торгово-технологического оборудования, которое позволяет повысить уровень механизации торговых процессов. Поэтому необходимо представить данные о наличии используемого оборудования на складах оптовой базы (немеханическое и подъемно-транспортное оборудование) и розничных торговых предприятиях (торговая мебель, весоизмерительное оборудование, контрольно-кассовые аппараты, фасовочное оборудование, тара-оборудование и т. д.). Данные нужно представить по форме табл. 8.
|
|
Таблица 8. Наличие торгово-технологического оборудования
на ___________________ на 01.01.___г.
(предприятие)
Наименование оборудования | Количество, ед. |
1. Немеханическое, всего | |
2. Подъемно-транспортное, всего |
Любой субъект рынка, независимо от его мощности, сферы деятельности, доходности, — это сложная система, которая взаимодействует с конкурентной средой.
Для всесторонней оценки эффективности деятельности предприятий используется система показателей (таблицы 9-11).
Таблица 9. Динамика экономических показателей деятельности
_______________ за период _______гг.
(предприятие)
Показатели | Ед. измер. | Год | Отклонение (+; -) или темп роста | |||
1. Розничный товарооборот: | ||||||
в действующих ценах | ||||||
в сопоставимых ценах | ||||||
2. Товарные запасы: | ||||||
в сумме | ||||||
в днях | ||||||
3. Товарооборачиваемость: | ||||||
4. Валовой доход | ||||||
в сумме | ||||||
в % к товарообороту | ||||||
5. Издержки обращения: | ||||||
в сумме | ||||||
в % к товарообороту | ||||||
6. Прибыль от реализации: | ||||||
в сумме | ||||||
в % к товарообороту | ||||||
7. Численность работников | ||||||
8. Производительность труда | ||||||
9. Индекс цен |
Таблица 10. Динамика экономических показателей оптовой базы за ______ гг.
|
|
Показатели | Ед. измер. | Год | Отклонение (+, -) или темп роста | ||
1. Оптовый товарооборот, всего | |||||
В том числе: | |||||
складской | |||||
транзитный | |||||
2. Удельный вес оптово-складского товарооборота | |||||
3. Издержки: | |||||
в сумме | |||||
в % к товарообороту |
Окончание табл.10
Показатели | Ед. измер. | Год | Отклонение (+, -) или темп роста | |||
4. Прибыль от реализации: | ||||||
в сумме | ||||||
в % к товарообороту | ||||||
5. Товарные запасы: | ||||||
в сумме | ||||||
в днях | ||||||
6. Товарооборачиваемость | ||||||
7. Оптово-складской товарооборот на 1 м2 складской площади | ||||||
8. Товарные запасы на 1 м2 складской площади | ||||||
9. Численность работников базы, всего | ||||||
В том числе складских работников | ||||||
10. Производительность труда складских работников |
Таблица 11. Анализ эффективности использования основных фондов
__________________ за _____ гг.
(предприятие)
Показатели | Ед. измер. | Год | Отклонение (+,) или темп роста | ||
1. Основные фонды, всего | |||||
2. В том числе машины и оборудование | |||||
3. Численность работников | |||||
4. Товарооборот | |||||
5. Прибыль | |||||
6. Фондоемкость | |||||
7. Фондоотдача | |||||
8. Фондовооруженность | |||||
9. Рентабельность основных фондов |
С целью повышения конкурентоспособности предприятий торговли потребительской кооперации специалистам-коммерсантам целесообразно проводить систематический анализ состояния коммерческой работы предприятий и организаций потребкооперации. В условиях конкуренции торговые предприятия должны ориентироваться на такой уровень коммерческой деятельности, который позволил бы им удержать стабильную долю рынка.
Конкурентоспособность торгового предприятия необходимо оценить по следующим показателям: темп роста розничного товарооборота в сопоставимых ценах, уровень рентабельности, коэффициент финансовой устойчивости в сопоставлении со средними показателями по торговой отрасли потребительской кооперации.
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ
ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
4.1. Коммерческая деятельность по выбору партнеров
и каналов продвижения товаров на рынок
(по материалам торгового предприятия или организации)
Введение.
1. Сущность процесса товародвижения и направления его совершенствования в современных условиях развития экономики Республики Беларусь.
1.1. Природа, цели и каналы товародвижения, его коммерческие основы.
1.2. Основные направления совершенствования товародвижения в современных условиях хозяйствования.
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия и условия его функционирования.
3. Анализ сложившейся системы товародвижения... товаров на торговом предприятии.
3.1. Товарные источники и система взаимоотношений предприятия с участниками процесса товародвижения.
3.2. Факторы, влияющие на выбор партнеров и каналов продвижения товаров на торговом предприятии.
3.3. Оценка эффективности товародвижения и пути его рационализации.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.
Глава 1 дипломной работы является теоретической, и в ней на основе изучения соответствующих литературных источников следует раскрыть сущность процесса товародвижения, его технологический и коммерческий аспекты; показать возможные каналы и участников товародвижения; раскрыть сущность жесткой и гибкой схем товародвижения с учетом существующей системы планирования производства и распределения товарных ресурсов.
В параграфе 1.2 должны быть определены цели рациональной организации товародвижения, критерии и основные направления совершенствования этого процесса, которые теоретически возможны в условиях перехода к рыночной экономике.
Глава 2 имеет аналитический характер и предполагает:
· характеристику района деятельности исследуемого предприятия, его инфраструктуры;
· организационно-экономическую характеристику торгового предприятия (организации) по его основным экономическим показателям (формы таблиц 1-11).
Глава 3 также является аналитической. При этом отправной точкой исследования должно быть понимание того, что от уровня организации товародвижения как основного процесса торговли зависит конкурентоспособность изучаемого предприятия, а вся коммерческая работа, связанная с выбором путей товародвижения и партнеров-поставщиков, оказывает решающее влияние на рентабельность.
Исследование предполагает объективный глубокий анализ сложившихся схем товародвижения за определенный период времени, включающий изучение:
· товарных источников, объемов и ассортимента поставок (по избранным товарам);
· сложившихся схем поступления квотируемых и децентрализованно закупаемых товаров;
· звенности товародвижения и роли опта;
· факторов, которые влияют на скорость и издержки товародвижения.
К числу факторов, влияние которых целесообразно оценить, следует отнести следующие:
· производственные (размещение производства товаров; степень его специализации; влияние сезонности производства и потребления отдельных товаров);
· транспортные (наличие и состояние дорог, связывающих предприятие с его поставщиками и покупателями; наличие и уровень транспортных средств, обеспечивающих товародвижение; существующие системы транспортирования, их технологический уровень);
· торговые (зависимость схем товародвижения от объемов и структуры товарооборота торговых предприятий и его клиентуры; характер и свойства продвигаемого на рынок товара; размещение оптовой и розничной сети, ее специализация; устройство и оснащенность складов и магазинов; используемые методы обслуживания; уровень подготовки кадров, организующих товародвижение).
Особое внимание в дипломной работе должно быть уделено вопросам эффективности товародвижения. Основным резервом увеличения прибыли предприятия является формирование оптимальных валовых доходов и сокращение издержек обращения за счет рационализации товародвижения. Поэтому необходим анализ статей издержек обращения, имеющих непосредственное отношение к тому, на каком уровне организовано товародвижение, а также оценка возможных уровней валовых доходов с учетом различных вариантов схем товародвижения.
Заключительным этапом дипломной работы является разработка ее автором рекомендаций по рационализации товародвижения.
В процессе проведения исследования могут быть использованы формы аналитических таблиц 12-19 и рис. 1.
Таблица 12. Схемы продвижения товаров в магазины _____________ за ___г.
(предприятие)
Наименование товаров | Ед. измер. | Объем поставки |
с промышленных предприятий | с оптовых баз | от других посредников |
Таблица 13. Источники формирования товарных ресурсов
___________________________ за ____ г.
(предприятие)
Наименование товаров | Ед. измер. | Поступление, всего | В том числе | |||
централизованные источники | децентрализованный закуп | |||||
сумма | уд вес, % | сумма | уд вес, % | |||
Таблица 14. Поставщики __________________________ в ______ г.
(предприятие)
с учетом их роли в товародвижении и
принадлежности к системе
Наименование товаров | Объемы поставок млн р. | ||||||||
всего | в том числе | ||||||||
изготовителями товаров | государственными оптовыми посредниками | кооперативными оптовыми посредниками | частными фирмами | ||||||
сумма | уд. вес, % | сумма | уд. вес, % | сумма | уд. вес, % | сумма | уд. вес, % | ||
Таблица 15. География поставщиков_____________________ в ____ г.
(предприятие)
Области | Ассортимент поставляемых товаров | Объем поставки, млн р. | Уд. вес региона в поставках, % |
Таблица 16. Распределение торговых надбавок по звеньям товародвижения на ___________________________ на ______ г.
(предприятие)
Размер надбавки, % | |||
межрайбазе | районному опту | райпо | |
1. Централизованная доставка товаров в розничную сеть | |||
2. Поставка товаров на распределительные склады и оптовые базы райпо | |||
3. Децентрализованная доставка товаров в розничную сеть | |||
4. Транзитная отгрузка товаров без участия в расчетах опта |
Таблица 17. Поступление товаров на ________________________________
(предприятие)
в разрезе поставщиков за ______ гг.
Наименование поставщиков | Год | |||||
сумма, млн р. | уд вес, % | сумма, млн р. | уд вес, % | сумма, млн р. | уд вес, % | |
Таблица 18. Характеристика состояния розничной
торговой сети_____________ с точки зрения ее влияния
(предприятие)
на эффективность товародвижения
Показатели | Значение показа гелей |
1. Тип торгового объекта, его специализация | |
2. Расстояние от районного центра (РЦ), км | |
3. Расстояние от межрайбазы, км | |
4. Метод продажи | |
5. Наличие разгрузочных площадок, ед. | |
6. Оснащенность подъемно-транспортным и другим технологическим оборудованием, количество единиц по видам | |
7. Объем товарооборота, млн р. | |
8. Общая площадь, м2 | |
9. Торговая площадь, м2 |
Таблица 19. Анализ издержек обращения_____________________________
(предприятие)
в разрезе основных статей, связанных с расходами
по товародвижению
Статьи расходов | Год | ||||||||
сумма издержек, млн р. | уд вес в общей структуре издержек, % | уровень в товарообороте, % | сумма издержек, млн р. | уд вес в общей структуре издержек, % | уровень в товарообороте, % | сумма издержек, млн р. | уд вес в общей структуре издержек, % | уровень в товарообороте, % | |
1. Транспортные расходы | |||||||||
2. Уплата процентов за кредит | |||||||||
3. Расходы на аренду | |||||||||
4. Расходы на хранение товаров | |||||||||
5. Расходы на рекламу | |||||||||
6. Расходы и потери по таре | |||||||||
7. Расходы на оплату труда | |||||||||
8. Другие расходы | |||||||||
Итого |
1-й вариант: | Изготовитель | % | Межрайбаза | % | Райпо | |||||
2-й вариант: | Изготовитель | % | Межрайбаза | % | Районный опт | % | Райпо | |||
3-й вариант: | Изготовитель | % | Межрайбаза | % | Райпо | |||||
4-й вариант: | Изготовитель | % | Межрайбаза | % | Райпо | |||||
Рис 1. Распределение торговых надбавок при альтернативных
вариантах доставки товаров на ______________________________
(предприятие)