Способы аутентификации пользователей в компьютерных системах: общая характеристика, достоинства и недостатки

Аутентификация пользователя – это проверка, действительно ли проверяемый пользователь является тем, за кого он себя выдает. Различные методы аутентификации необходимы, фактически, во всех системах ограничения и разграничения доступа к данным – как распределенных, так и предназначенных для защиты отдельного компьютера.

Для корректной аутентификации пользователя необходимо, чтобы пользователь предъявил аутентификационную информацию – некую уникальную информацию, которой должен обладать только он и никто иной.
Существует три основных типа аутентификационной информации:

· Проверяемый пользователь знает некую уникальную информацию. Пример: парольная аутентификация.

· Пользователь имеет некий предмет с уникальными характеристиками или содержимым. Примеры: смарт-карта, USB-токен и т.д.

· Аутентификационная информация является неотъемлемой частью пользователя. Пример: отпечаток пальца и другие виды биометрической аутентификации (биометрической называется аутентификация пользователя по его биометрическим признакам).

В любом из этих случаев процедура аутентификации выполняется в два следующих этапа:

· У пользователя однократно берется некий эталонный образец аутентификационной информации, например, запрашивается пароль (или данный образец генерируется случайным образом и затем записывается на смарт-карту пользователя). Данный образец хранится у субъекта системы, проверяющего аутентификацию – модуля аутентификации (например, сервера, который выполняет аутентификацию пользователей). Обычно существует некоторое время действия данного эталона, по завершении которого эталонный образец перезапрашивается.

· Каждый раз при выполнении аутентификации у пользователя запрашивается аутентификационная информация, которая сравнивается с эталоном. На основе данного сравнения делается вывод о подлинности пользователя.

Аутентификация с помощью уникальных предметов обладает и рядом недостатков:

· Предмет может быть похищен или отнят у пользователя.

· В большинстве случаев требуется специальное оборудование для работы с предметами.

· Теоретически возможно изготовление копии или эмулятора предмета.

Парольная аутентификация имеет множество недостатков:

· В отличие от случайно формируемых криптографических ключей (которые, например, может содержать уникальный предмет, используемый для аутентификации), пароли пользователя бывает возможно подобрать из-за достаточно небрежного отношения большинства пользователей к формированию пароля. Часто встречаются случаи выбора пользователями легко предугадываемых паролей, например:

· пароль эквивалентен идентификатору (имени) пользователя (или имени пользователя, записанному в обратном порядке, или легко формируется из имени пользователя и т.д.);

· паролем является слово или фраза какого-либо языка; такие пароли могут быть подобраны за ограниченное время путем «словарной атаки» - перебора всех слов согласно словарю, содержащему все слова и общеупотребительные фразы используемого языка;

· достаточно часто пользователи применяют короткие пароли, которые взламываются методом «грубой силы», т.е. простым перебором всех возможных вариантов.

Использование отпечатков пальцев наиболее привычно и удобно для пользователей, но, теоретически, возможно создание «искусственного пальца», успешно проходящего аутентификацию.
Общий же недостаток биометрической аутентификации – необходимость в оборудовании для считывания биометрических характеристик, которое может быть достаточно дорогостоящим.

Организация базы учетных записей пользователей и доступа к ней в операционных системах Microsoft Windows и Unix: идентификация пользователей и их прав, хранение паролей, возможные угрозы и защита от них.

Windows:

Пользовательский профиль представляет собой множество файлов и папок, в которых Windows хранит персональные настройки пользователя. Так, составными частями профиля являются настройки Microsoft Outlook и все ярлыки, размещенные пользователем на рабочем столе. Вообще в профиле хранятся все пользовательские настройки Windows и приложений, с которыми работает пользователь.

В Windows предусмотрено три вида профилей пользователя — локальные (local), перемещаемые (roaming) и обязательные (mandatory). Каждый регистрирующийся на рабочей станции Windows пользователь имеет собственный локальный профиль, который по умолчанию хранится в папке \%systemroot%documents and settings\%username% (например, C:documents and settingsjoesmith) для систем Windows Server 2003, Windows XP и Windows 2000 или в папке \%systemroot%profiles\%username% — для компьютеров Windows NT 4.0.

Раздел настроек профиля пользователя хранится в файле ntuser.dat в папке пользователя, как показано на том же экране 2. Его содержимое можно просмотреть с помощью редактора реестра в ветви HKEY_CURRENT_USER. Содержимое этой ветви загружается в реестр при регистрации пользователя в системе. Все изменения настроек, сделанные пользователем во время сеанса работы, такие как смена обоев на рабочем столе или изменение настроек Outlook, записываются Windows именно в эту ветвь реестра и сохраняются в файле ntuser.dat. Здесь уместно отметить, что при необходимости просмотра настроек другого пользователя, не начавшего сеанс работы Windows, можно загрузить соответствующий файл в редактор реестра в качестве временной ветви с помощью команды Файл/Загрузить ветвь в редакторе реестра (regedit.exe)

Linux — система многопользовательская, а потому пользователь — ключевое понятие для организации всей системы доступа в Linux. Когда пользователь регистрируется в системе (проходит процедуру авторизации, например, вводя системное имя и пароль), он идентифицируется с учётной записью, в которой система хранит информацию о каждом пользователе: его системное имя и некоторые другие сведения, необходимые для работы с ним. Именно с учётными записями, а не с самими пользователями, и работает система.

Linux связывает системное имя c идентификатором пользователя в системе — UID (User ID). UID — это положительное целое число, по которому система и отслеживает пользователей1. Обычно это число выбирается автоматически при регистрации учётной записи, однако оно не может быть совершенно произвольным. В Linux есть некоторые соглашения относительно того, каким типам пользователей могут быть выданы идентификаторы из того или иного диапазона. В частности, UID от «0» до «100» зарезервированы для псевдопользователей 2.

Кроме идентификационного номера пользователя с учётной записью связан идентификатор группы. Группы пользователей применяются для организации доступа нескольких пользователей к некоторым ресурсам. У группы, так же, как и у пользователя, есть имя и идентификационный номер — GID (Group ID). В Linux каждый пользователь должен принадлежать как минимум к одной группе — группе по умолчанию. При создании учётной записи пользователя обычно создаётся и группа, имя которой совпадает с системным именем 3, именно эта группа будет использоваться как группа по умолчанию для этого пользователя. Пользователь может входить более чем в одну группу, но в учётной записи указывается только номер группы по умолчанию. Группы позволяют регулировать доступ нескольких пользователей к различным ресурсам.

Файлы всех пользователей в Linux хранятся раздельно, у каждого пользователя есть собственный домашний каталог, в котором он может хранить свои данные. Доступ других пользователей к домашнему каталогу пользователя может быть ограничен. Информация о домашнем каталоге обязательно должна присутствовать в учётной записи, потому что именно с него начинает работу пользователь, зарегистрировавшийся в системе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: