Деятельность как основа формирования человека. Концептуальные положения теории деятельности

История и наука свидетельствуют о том, что все в человеке, в его бытии является результатом его индивидуальной деятельности, деятельности предшествующих поколений и общества в целом.

В широком смысле понятие деятельность означает процесс создания общественным субъектом условий своего существования и развития, преобразование окружающего мира и самого себя в соответствии со своими потребностями и целями. В философской антропологии принципу деятельности придается важное методологическое значение при анализе общественной сущности человека, внутренней связи природного и социального. Здесь деятельность выступает системообразующей силой, формирующей самого человека, весь образ его жизни и мыслей [5].

Существуют многообразные классификации форм деятельности - разделение деятельности на духовную и материальную, производственную, учебную и игровую и т.д. В социальном развитии особое значение имеет деление деятельности на репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами) и продуктивную (связанную с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей, с помощью новых средств).

Операция представляет собой необходимое содержание всякого действия, но она не тождественна с действием. Одно и то же действие может осуществляться разными операциями, и наоборот, - одними и теми же операциями осуществляются иногда разные действия. Если действие подчинено цели, то операция зависит от условий, в которых действие реализуется.

Операции - это по существу мельчайшие элементы действия, которые спортсмен реализует автоматически (без участия сознания) под влиянием складывающихся условий (особенностей противника, собственного состояния, счета баллов в поединке) [2].

В основе деятельности находятся мотивы, за которыми всегда можно обнаружить соответствующие потребности. Наличие цели, объединяя операции, превращает их совокупность в действие, а наличие потребности таким же образом превращает действия в деятельность. Следовательно, деятельность – это операция, имеющая определенную цель, связанную с определенной потребностью. Таким образом, понятия «операция», «цель» и «потребность» представляют три уровня значений, определяющих в совокупности понятие «деятельность».

Важным в понимании основ теории деятельности является представление о том, что все приведенные категории деятельности: потребность, мотив, цель, действие и операция - выступают не как застывшие образования, а в диалектическом развитии, обусловливающем изменения, взаимные переходы, которые отражают состояние личности спортсмена на качественно новой ступени формирования.

Таким образом, физическое и психическое развитие человека, формирование его как личности всегда протекает в деятельности. Процесс познания человека, раскрытие его возможностей могут быть продуктивно осуществлены лишь при условии изучения его в деятельности.

Объективной предпосылкой деятельного способа существования человека является недостаточность его наличных природных качеств для удовлетворения специфических потребностей. Ведь возможность удовлетворения человеческих нужд лишь заложена в объективной реальности, обладающей способностью к образованию бесконечного количества новых качественных определенностей, в том числе необходимых человеку. Человеческая природа как незавершенная возможность, требующая постоянного целенаправленного действия по ее реализации, по развитию и совершенствованию задатков и способностей человека - такова предпосылка осмысления деятельности как способа существования человека.

Деятельность характеризуется качеством предметности, так как она являет собой некоторый физический процесс, происходящий в соответствии с законами природы, в котором участвуют человек, предмет деятельности, средства деятельности или орудия и предметный, будь то материальный или идеальный, результат этой деятельности. Анализируя предметную форму деятельности, мы неизбежно утверждаем ее социальный характер. Действительно, вне социальности своих форм деятельность человека не смогла бы быть целенаправленной и преобразующей активностью, поскольку оказались бы невозможными языковое взаимодействие, кодирование, хранение и передача информации от человека к человеку, из поколения в поколение. Выступая субъектом взаимодействия как с окружающим миром, так и с другими людьми, человек становится деятельно активным субъектом реализации самого себя как природного существа на качественно ином - социальном уровне организации бытия. В связи с этим деятельность выступает способом актуализации индивидуальных и социальных потребностей, выражающим всю меру самобытности человека и образующим основу всех форм его отношений к окружающей действительности, самому себе и другим субъектам деятельности [1].

В данном аспекте спортивную деятельность, можно охарактеризовать как деятельность, которая исторически выделилась и оформилась преимущественно в сфере физической культуры в виде соревнований как способ регламентированно-противоборческого выявления, сопоставления и оценки человеческих возможностей в самой этой деятельности, а вместе с тем и как действенное средство максимализации их сил, качеств, умения искусно пользоваться ими для реализации достиженческой цели. Такую деятельность, ее стержневые линии и формы организации в настоящее время довольно отчетливо характеризуют свои специфические признаки, а именно:

- активизация факторов, пробуждающих и усиливающих состязательно-достиженческие установки личности (что обеспечивается, кроме прочего, специальной системой прогрессирующих поощрений за спортивные достижения);

- унификация состава действий, разрешаемых в состязании, условий их выполнения и способов оценки достижений (что закрепляется официальными правилами, которые во многих случаях приобрели международный статус);

- регламентация поведения соревнующихся по принципам неантагонистической конкуренции, имеющим гуманную основу (что закрепляется официальными и неофициальными нормами спортивной этики, ряд которых получил общечеловеческое признание в Олимпийской хартии и других международных документов, касающихся спорта);

- системное воспроизведение соревнований, направленных к реализации достиженческих возможностей в избранном виде деятельности по установленным правилам, с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требований к результатам.

Совокупность этих признаков в их единстве свойственна лишь спортивной, соревновательной деятельности, хотя те или иные черты соревновательных отношений бывают выражены в какой-то мере и во многих других типах и сферах деятельности (конкурсы в искусстве, конкуренция в производстве и сбыте товаров и т.д.).

В связи с многообразием потребностей человека и общества формируется множество типов деятельности. В этом смысле сфера спорта наполнена совокупностью различных типов деятельности, объединенных понятием «спортивная деятельность», одним из типов которой является соревновательная деятельность. При этом понятие «спортивная деятельность» во многом совпадает с определением понятия «спорт» в широком смысле, а понятие «соревновательная деятельность» - с понятием «спорт» в узком смысле [2].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: