Зависимость между выручкой от продаж, средней стоимостью оборотных средств и их оборачиваемостью описывается кратной моделью:
,
Балансовое уравнение имеет следующий вид:
Количественную оценку влияния факторов на результативный показатель можно получить методом цепных подстановок. Суть данного метода заключается в последовательной замене показателя предыдущего периода на отчетный период и вычислении разницы между промежуточными показателями.
Метод цепной подстановки для кратной модели выглядит следующим образом:
Рост результативного показателя может «y» может достигаться за счет:
1) роста фактора «a» при неизменном факторе «b»;
2) снижения фактора «b» при неизменном факторе «a»;
3) превышения темпов роста фактора «а» над темпами роста фактора «b»;
4) превышения темпов снижения фактора «b» над темпами снижения фактора «a».
Факторный анализ оборачиваемости оборотный средств ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский» представлен ниже в следующей аналитической таблице:
|
|
Таблица 7. Факторный анализ оборачиваемости ОА
Показатели | На текущий период | На предыдущий период | Абсолютное отклонение (+-) | Темп прироста, % |
1. Выручка от продаж, тыс. руб. | 8 053 502 | 8 188 785 | -135 283 | -1,65% |
2. Средняя стоимость оборотных активов, тыс.руб. | 5 115 325 | 5 744 795,5 | -629 470,5 | -10,96% |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, обороты | 1,57 | 1,43 | +0,14 | +9,79% |
Период оборачиваемости оборотных средств, дни | 229,29 | 251,75 | -22,46 | -8,92 |
Данные таблицы свидетельствуют о снижении выручки от продаж за отчетный период на 135 283 тыс. руб. (-1,65%), снижении стоимости оборотных средств в отчетном периоде на 629 470,5 тыс. рублей (-10,96%). Отмечается повышение коэффициента оборачиваемости с 1,43 оборота до 1,57 оборота, то есть отмечается повышение показателя на 0,14 оборота (9,79%),соответственно,период оборачиваемости оборотных средств понизился с 251,75 дней до 229,29 дней, то есть на 22,46 дня, что, безусловно, является хорошей тенденцией и в данном случае изменение этих показателей говорит о том, что оборотные средства в нашей организации используются эффективно.
Проведем факторный анализ показателя периода оборачиваемости оборотных средств. В качестве факторов, оказывающих на него влияние, будут выступать показатели «выручка от продаж» и «средняя стоимость (остаток) оборотных активов»:
, где
Д1 – период оборачиваемости оборотных активов в отчетном периоде;
Д0 - период оборачиваемости оборотных активов в предыдущем периоде;
- изменение показателя периода оборачиваемости оборотных активов за анализируемый период.
Таким образом, за счет снижения средней стоимости оборотных средств на 10,96% (629 470,5) тыс. руб., период оборачиваемости ОА снизился на 26,87 (27) дней.
|
|
Таким образом, за счет снижения выручки от продаж на 135 283 тыс.руб., период оборачиваемости оборотных активов увеличился на 4,41 день.
Совокупное влияние обоих факторов составило: -26,87 + 4,41= -22,46 дня, следовательно, балансовое уравнение сошлось, следовательно, повышение коэффициента оборачиваемости оборотных активов и снижение периода оборачиваемости обусловлены уменьшением средней стоимости оборотных средств.