Понятийное мышление

Выготский, 5 этапов формирования понятий:

1.2 – 3 года. Ребенок складывает вместе похожие предметы (синкретизм).

2.4 – 6 лет. Дети используют элементы объективного сходства, но 3-й предмет похож только на 1.

3.7 – 10 лет. Могут объединять группы предметов по сходству, но не могут осознать и назвать общие признаки.

4.11 – 14 лет. Появляется понятийное мышление. Первые понятия формируются на основе житейского опыта, не подкрепленного научно.

5.Юношеский возраст. Использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.

19) Виды и формы мышления. Основные мыслительные операции. Основные логические формы мышления.

1. Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

2. Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением.

3. Наглядно-образное мышление - проявляется у дошкольников в возрасте 4- 6 лет. Связь мышления с практическими действиями (как в наглядно-действенном) сохраняется, но не такая прямая, как прежде. Характеризуется опорой на представления и образы, функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности. Очень важная особенность образного мышления - становление непривычных невероятных сочетаний, предметов и свойств

4. Наглядно-действенного мышления заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае является правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: