Формирование конкурентных отношений на товарных рынках

При становлении рыночной экономики одной из главных задач государства является поддержка конкуренции, поскольку она выражает суть рыночной экономики. Решение этой главной задачи означает: во-первых, формирование конкурентной среды на товарных рынках, т.е. предоставление хозяйствующим субъектам возможности беспрепятственного осуществления правомерных конкурентных действий с целью привлечения покупательского спроса; во-вторых, защиту конкуренции; в-третьих, борьбу с недобросовестной конкуренцией.

Между тем в настоящее время антимонопольные органы уделяют в основном внимание применению антимонопольных мер. При этом наиболее сложной задачей является формирование конкурентной среды на товарных рынках. Отсутствие конкуренции либо ее недостаточность являются основанием для вмешательства государства в регулирование и защиту рыночных отношений.

Анализ состояния конкуренции включает в том числе изучение условий доступа на товарный рынок, долей хозяйствующих субъектов на рынках определенного товара, соотношения долей покупателей и продавцов товара, периода существования возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке (ч. 8 ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Закон о защите конкуренции распространяет свое действие как на товарные рынки, так и на рынок финансовых услуг. Вместе с тем Законом о госрегулировании торговли установлены специальные антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов в области торговли и антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления (глава 3).

Специальные антимонопольные правила установлены в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю продовольственными товарами путем организации торговой сети (ритейлеров), и поставщиков продовольственных товаров. Эти правила направлены на исключение недобросовестных практик, сложившихся между некоторыми ритейлерами и поставщиками, такими, как создание контрагентам дискриминационных условий, навязывание невыгодных условий договора (ст. 13).

Определение наличия у хозяйствующего субъекта торговой сети необходимо для выявления размера доли реализуемых таким субъектом товаров на соответствующем рынке. Закон о госрегулировании торговли не устанавливает, что субъект, доля которого на соответствующем рынке превышает 25%, признается занимающим доминирующее положение на нем. Данный вопрос должен быть решен антимонопольным органом в соответствии с правилами ч. 6.1 ст. 5 Закона о защите конкуренции, согласно которым положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим и при размере доли меньше 35% при наличии в совокупности определенных условий. Такими условиями являются: возможность хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на рынке; ограничение доступа на рынок новых конкурентов; отсутствие возможности замены реализуемого таким хозяйствующим субъектом товара другим товаром при потреблении; если изменение цены товара не обусловливает соответствующее такому изменению снижение спроса на товар.

Вместе с тем, если доля торговца на соответствующем рынке превышает 25%, это влечет определенные правовые последствия. Хозяйствующий субъект не вправе в этих случаях приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговли по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения. Такие сделки признаются ничтожными (ст. 14 Закона о госрегулировании торговли).

Расчет объема реализуемых товаров проводится в соответствии с Методикой расчета объема всех продовольственных товаров, реализованных в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема продовольственных товаров, реализованных хозяйствующим субъектом, осуществляющ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: